Лекция от 11.12.2012. Причины Второй Мировой войны
Тема лекции очень серьезная, спорная, является, и долгое время будет являться предметом изучения историков, политологов и т.д.
Есть учебники. Теорий и объяснений, что произошло в 30-е очень много. Дискутируются и будут дискутироваться многие вопросы. Объявление «Конференция» об истории российской государственности. 2,5 дня. Сетов был в секции с международными проблемами. Доклад о «пакте М-Р» и секретным протоколом – как он используется в публицистике и политике против России. Самое забавное в этой ситуации, что председателем секции был декан ФГУ Вячеслав Алексеевич Никонов, внук Молотова, американист. Он говорил, что держал в руках пресловутую копию секретного протокола. До сих пор никто не видел оригинала, где эта копия тоже никто не знает. Почему подпись Молотова латинскими буквами. «Обсуждать тут нечего – был ли протокол, были ли секретные договоренности. Был договор сентября 1939, была карта, подпись Сталина. Несуществующая бумажка является предметом полемики».
Как, почему началась война? Кто виноват – любимый вопрос для несведущих людей, абсолютно неисторичный вопрос. Пишется много книг.
2 книжки. Писали, пишут, и будут писать. Некоторые пишут любопытно, нетрадиционно. Но огромный массив пишется не историками. Любопытные работы. Американец, R.Schwedler «Смертельное неравновесие» – неравновесие в мощи между СССР, Германией и США.
Тайлор – «во всем виновата Англия, Н.Черберлен подтолкнул Гитлера к агрессии» - на него накинулись, и было за что – нашли виноватого, ну и постановка вопроса не исторична.
Быков О.Н. «Международные отношения …» - стыдно за книгу, за издательство «Наука». «В XX веке стержнем истории была борьба тоталитаризма и демократии». Как быть с судьбами 3 млн людей, которые прожили свою жизнь, не зная о таких понятиях. «Обоим диктаторам нужна была 2МВ, мир мог оказаться либо под сталинским, либо под гитлеровским тоталитаризмом».
Не однозначно хорошая, но интересная. Переслегин. «Вторая мировая. Война между реальностями». Физик и математик, пишет интересно. Не всё здесь правильно, но другая точка зрения. Военный историк. Тут нет откровенных глупостей.
Можно представить себе период с 1931 по 1939 как единую эпоху. Есть спор ученых, когда начинается «европейский кризис». Но всё-таки основные сюжеты можно расположить так – условно и схематично.
Уровень стабильности в системной модели.
|
| (пик)
| Бриан-Келлог \
| Япония
| Локарно 30.01.
| \
| Рур \
| 1923 1925 1928 1929 19311933 1934 1936 1938 1939
Генерал Миллн, 1931: когда Германия будет готова к войне, она нападет на Польшу, а потом на Францию.
1931 – Япония первая бросила вызов Версальскому миропорядку, по собственной воле, без всякого согласования с США, Вбр, Францией (договор 4-х держав). Ввела войска в Маньчжурию (Маньчжоу Го стало называться). Одна из великих держав напала на другое гос-во.
Были затем договоры о ненападении, но кривая стабильности с 1931 движется вниз.
Затем 1934 – Германия и Польша договор, в военном плане Польша была в то время сильнее. У немцев – 100 тыс рейхсвер, а Польша – 800 тыс.
Итало-эфиопская война. Испания. Аншлюс. Мюнхен. Чехословакия.
Разрушались старые договоры, новые не заключались.
Мюнхен скорее был поражением Франции, и восстановление военно-политического союза в апреле 1939 на фоне начавшихся угроз Германии в адрес Польши мало что меняло – Антанта в старом виде не могла возродиться.
США – внешняя политика вплоть до 1939 базировалась всё же на идеях 20х годов – изоляционизм и неучастие в европейских делах. Рузвельт, из эры Вильсона, был вынужден скрывать свои убеждения, говорил, что США не будут влезать в европейские дела. Так и происходило – занимались Латинской Америкой, вели политику «Доброго соседа» - увели войска с Гаити, Никарагуа, Кубы. Рузвельт даже сам побывал на панамериканской конференции в Буэнос-Айросе. Отказались от политики «большой дубинки».
В Азии старались очень корректно вести себя с Японией. Когда в 1937 японцы «по ошибке» сбросили бомбу на 2 амер. корабля, то Рузвельт удовлетворился извинениями. К войне не были готовы, да и не хотели, и в обществе, и в обеих палатах Конгресса. С 1935 ежегодно принимали закон о нейтралитете: сначала в отношении Эфиопии, вводили эмбарго на покупку определенных товаров в отношении воюющих стран (правда, слабо действовало). «Предпочитали не замечать» опасность нацизма и фашизма в Европе. Изменилось только осенью 1938 – Мюнхен и 9 ноября Хрустальная ночь. В этом отношении настроения амер. общества становились всё больше антигерманскими, а не нейтральными. В 1938 призвал установить «карантин» для того, чтобы эта зараза в идеологическом и военном смысле не расползалась за пределы Европы.
1935 – договор Англии с Германией о возможности строить ВМФ. И в других областях нарушались постановления Версальского порядка.
Как всё это свести воедино? Если искать виноватых, то вылезем в бесконечную дискуссию. Так нельзя ставить вопрос, это не исторично.
Сетов уже упомянул во 2 лекции о складывании Версальского миропорядка, что многие вещи поддаются схематизации и моделированию, если использовать общую теорию систем. Если верить в то, что есть закономерности, присущие всем системам, и они будут проявляться в больших и маленьких системах, то можно многое объяснить с помощью теории системы.
Главный критерий истины – очевидность (Декарт). Есть некоторые очевидные вещи, которые можно объяснить с точки зрения теории систем. Речь идет о структуре системы, и как её структурные особенности могут повлиять на её состояние.
Еще раз о терминологии. Версальский миропорядок. Очень часто говорят «многополярный». Сетову страшно это не нравится, но от него избавиться сложно. Речь идет вот о чем. Если мы понимаем системное состояние как открытая, сложная, динамичная система, то можем говорить об известных закономерностях. В теории систем есть доказанные, или нет требующие доказательства закономерности.
1. Если существует какая-то система (любая – в живой и неживой природе), то факторы, которые способствуют её изменению или разрушению – могут прийти из внешней среды. Какая «внешняя среда» для МО? Если понимать это как все другие социальные системы, то всё станет на места. Изменения в социальных системах гос-в – это внешняя среда, и она сильно влияет: появление альтернативы капитализму социализма в СССР, появление нацизма и фашизма, не похожих на капитализм.
2. Проникновение в систему чуждых элементов, либо мутации тех элементов, которые в ней существуют могут повлиять на её изменение. Вирус – чуждый для нашего ПК элемент. Могут быть мутации. Так же в политической жизни. Что такое 3 Рейх? Это политический мутант, встроенный в систему, - совсем другое гос-во, которое не создавало эту систему. Советский союз – тоже не из системы, но в 1934 вступает в Лигу наций и вообще встраивается в эту систему. А были еще элементы, которые не собираются сохранять систему, и не заинтересованы в её действии.
3. Непрерывный количественный рост элементов, создающих систему. Чем их больше, тем сложнее эта система. А если увеличивается кол-во элементов, составляющих ядро системы, то изменения пройдут очень быстро, резко.
Страны в начале 20х:
1) Великобритания,
2) Франция,
3) США,
4) Япония,
5) Италия.
Россия/СССР и Германия систему не создавали. К середине 30-х стало ясно, что великих держав не 5, а 7. При этом почти все страны сохранили недовольство Версальским порядком, и только 2 страны (Вбр и Франция) стремились сохранить этот порядок. СССР связан отдельными договорами. Большевики всё ругали русских царей, а Сталин вдруг похвалил Петра I. И Энгельса покритиковал, что он ненавидел Россию и плохо оценивал внешнюю политику. В мае 1939 Молотов сменил Литвинова. СССР не доволен Версальским порядком, границами. Когда началась 2МВ, 2 знаковых события – 1) Заявление советского прав-ва по поводу вступления советских войск 17 сентября, а 15 сентября правительство покинуло Польшу, и войну объявлять некому было. Поэтому СССР имел право не ввести войну и ввести войска. 2) В 1939 на кремлевском приеме Начгенштаба маршал Кулик, бывший царский полковник: «теперь цель жизни российского офицера удовлетворена – восстановлена тер-рия Российской империи».
Великие державы, само их кол-во. Чем больше великих держав как таковых, тем больше вариантов взаимодействия и развития политических событий.
n(n-1)/2, где n – число великих держав. Если n=2 => линий взаимодействий 1., если 3 то 3, если 10 то 45, если 7 то 21!! В общем, это нелинейность и неизвестность к чему придет система. Добавим к этой вариативности поведение других гос-в. Если будем считать, что n это все страны Европы. Польша с маловразумительной внешней политикой, даже летом 1939 ненавистная Россия была страшнее Германии. Появление Югославии и поворот в сторону Германии. Румыния, Болгария. Греция – отказ от традиц. ориентации на Герм. Испания и Португалия – умные руководители, на формальный военный союз с Гитлером не пошли, но были фактически союзниками. В общем, итого около 20 игроков и огромное кол-во вариантов.
Есть еще пара суждений.
Ошибки в репликации системе, либо замедленный рост. Создавали систему Великобритания и Франция, они больше всего заинтересованы в сохранении. А в 30х у них самые низкие темпы роста и самые долгие пути выхода из кризиса на фоне тех, кто хочет разрушить систему. Отсюда и превосходство Германии в 1939 в авиации и др. А у этих политических «мутантов» процесс воспроизводства (репликации) идет не только быстро, но и формирование полит. союзов (Венгрия, Румыния, Болгария) – это же тоже репликация, усиливали мощь за счет внеш. среды.
Если в системе идет замена старых связей новыми, то это ведет если не к разрушению, то к изменению системы. Новые договоры. Разрушение Малой Антанты, Балканской Антанты, обострение противоречий между вчерашними союзниками, англичане подписали договор о ненападении с Германией, нейтралистская политика Нидерландов и т.д. В общем, Версальский миропорядок сменился в середине 30х новой системой связей.
Итог. Системная модель Версальского порядка вошла в середине 1930х в состояние «диссипации» - рассеивания элементов, составляющих связи между частями системы.
«Тирания малых решений». Х1 + Х2 + Х3 +…+ Хn = Y? К чему это всё приведет. Многие страны шли на союз с Гитлером, а каков итог был бы всего этого – не ясно. Поэтому виноваты все – и кто что-то делал, и кто ничего не делал. Общие системные условия создали возможность для Германии начать войну, в которую очень быстро оказались втянуты и другие страны. 3 сентября Вбр и Франция объявили «странную войну». С весны 1940 – полномасштабная война и боевые операции. К декабрю 1941 все великие державы оказались втянуты в войну.
Что для Германии нападение на Польшу? Для Германии это был очень выгодный момент, в котором сочетались и серьезный военно-политический расчет, и военно-политическая авантюра. Германия бросалась на тех, кто были сильнее её даже в военном отношении. У Германии было только 2 линкора, против 22; преимущество в живой силе, авиации (но не катастрофическое: 4000 против 3300). Сочетание внезапности + расчет на то, что En и Fr долго будут уповать на свое превосходство в силах, и что Союз на стороне.
Консультация.
48 вопросов. Прочитать Галкина и Белоусова.
1. Это обычный устный экзамен. Приходим в 10, 5-6 готовятся по билетам. 48 вопросов => по 2 вопроса в билете. По разным странам.
Атласом можно пользоваться, школьными. Но не современными большими с текстами. Во время подготовки можно пользоваться, во время ответа – нельзя. Отношение к шпаргалкам хорошее – 2. Обязательно пишите шпаргалки. Воспользоваться ей не удастся, но это часть процесса обучения.
Процесс проходит быстро. Может будет перебивать. Дополнительные вопросы будут заданы всем – даты, имена, важнейшие события и их оценка.
Монографии может будет спрашивать, особенно если совпадает с вопросом.
Большой любитель разных теорий. Но ни одна теория не должна быть голой абстракцией – должен быть эмпирический материал, факты.
Внимание к датам, именам.
30 января, выборы 5 марта, 23 марты – выборы в Рейхстаг. Нужно конкретно.
Критерий оценки и оценка. Если бы все всё знали, то бы всем поставил 5. 5-4 бывает около 80.
Что не нравится? Кроме слабых знаний, это способы изложения материала. Не нравится, когда на конкретный вопрос студенты начинают от сотворения мира. Не нравится чрезмерное и излишнее употребление выражения «как бы».
Спокойная и размеренная подготовка. Всё поддается изучению. «Ба, да тут всё стихами». 600 страниц.
Отец мой мельник, мать – русалка, было трудное детство – это всё не годится, не надо это обсуждать. Хорошая оценка за хорошие знания, плохая – за плохие.
«Чудо под Дюнкерком»? Одно из объяснений – Гитлер готов был предложить Англии компромисс и реализовать старую идею, которая была давно – Германия будет хозяином континентальной Европы, а Англия пусть господствует на морях и разбирается со своими колониями.
Учебник Е.Ф. Язькова. М., 2003. Италии там нет. Когда-то Язьков сам читал этот курс. Можно, но если нет учебника. Тогда можно использовать другие работы. Григорьева И.В. Италия в XX веке.
По Галкину – какие вещи неприемлемы? Старая, отнюдь не блестящая. Издана в конце 60-х, там масса недостатков. В монографии интересует другое – прочитав её, мы поймем, как идет вперед историческая наука, как современные ученые сейчас рассматривают тоталитаризм в более серьезной и научной постановке проблемы.
Восточный фронт 2МВ – это не наша епархия, при всей важности событий. После Сталинградской битвы Сталин как человек года появился на обложке журнала Time. Был еще в 1930-м на обложке, но там было изображение другое, да и сопроводительный текст тоже.
Со старыми учебниками обращаться осторожно.