Виды политических режимов
Политический режим представляет собой совокупность способов и методов реализации государственной власти.
Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.
Виды государственных режимов:
1. Демократический – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.
2. Антидемократический – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения, как большинства, так и меньшинства.
Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод, огосударствлением общественных организаций, полным контролем государства за всеми сферами общественной жизни, игнорированием интересов национальных государственных образований, милитаризацией общественной жизни, диктатура одной партии, преследованием за инакомыслие.
Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами правления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с урезанным набором прав и свобод.
10. Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Классификация юридических фактов:
1. В зависимости от порождаемых юридических последствий:
• правообразующие, с которых возникают правоотношения
• правоизменяющие, которые приводят к изменениям правоотношений
• правопрекращающие.
2. По волевому признаку:
• События. Юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъекта правоотношений, но они порождают определенные правовые последствия (повреждение упавшим от молнии деревом крыши дома).
• Действия. Юридические факты, наступление которых обусловлено волевыми фактами поведения людей (как действия, так и бездействия). Действия делятся на правомерные и неправомерные – нарушающие предписания закона.
Неправомерные действия в зависимости от наличия или отсутствия вины субъекта, правоотношения делятся на:
Объективно-противоправные деяния – действия, совершенные без вины субъекта.
Правонарушения – неправомерные действия, совершенные субъектом виновно.
11. Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона (государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа)
2. Организация и функционирование суверенной власти на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебной функций
3. Обеспечения взаимной ответственности государства и граждан
4. Приоритет права
5. Правовая защищенность человека и гражданина
6. Высокая правовая структура граждан
7. Деятельность государственных органов ограничена правом
8. Наличие развитого гражданского общества
9. Единство право и закона
10. Высокая роль суда как гаранта прав человека и гражданина.
12. Стороны в гражданском процессе (истец и ответчик). Это могут быть граждане или организации. Истец — лицо, по поводу прав которого возник спор. Как правило, оно, как заинтересованное лицо, само обращается в суд за защитой, за него это могут сделать и его представители. Гораздо реже дело возбуждается прокурором или органами исполнительной власти.Ответчик — лицо, привлекаемое судом к ответу в связи с предположением о том, что оно нарушило права и интересы истца.
Стороны в процессе пользуются равными процессуальными правами. Объем их процессуальных прав и обязанностей значительно шире, чем у других лиц, участвующих в деле, хотя бы потому, что они могут распоряжаться своими правами (например, отказаться от иска, изменить размер исковых требований, заключить мировое соглашение), но под контролем суда.
Обязанности сторон: добросовестно исполнять свои процессуальные обязанности; привести факты в обоснование своих требований и возражений; доказать эти факты; сообщать суду о перемене своего места жительства; являться в суд; нести судебные расходы и др.
Типы республик.
Высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.
Юридические свойства республики:
1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком.
2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти
3.Ответственность главы государства, в случаях определенных законом.
4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей
5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов
6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Виды республик:
1. Парламентские – республики, в которых решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламент у и сформированному им правительству. (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).
2. Президентские – республики, в которых взаимоотношение высших органов иное – не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним. (США, Мексика).
3. Смешанные – республики, в которых президент и парламент имеют одинаковую силу, правительство формируется и парламентом и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность. (РФ, Франция).
Принципы права
Принципы права — это основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.
Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:
1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;
2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;
3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);
4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);
5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;
6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;
Функции права.
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
1. общесоциальные;
2. специально-юридические.
Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1. политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
2. экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
3. культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
4. функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5. воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1. регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
2. регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
3. регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
4. охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
5. компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
6. восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
7. ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
8. карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Понятие нормы права.
Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.
Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.
Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.
Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.