Англо – французкие отношения в высоком средневековье. (31)
В XII в. во Фр. начинается процесс гос. централизации. Вначале он развертывается на Севере, где для него существовали экономические и социальные предпосылки. Укреплению королевской власти содействовала неприрвыная вражда между феодалами.
Начало XII века является переломным моментом в процессе роста королевской власти. Людовик VI (1108- 1137) положили конец сопротивлению феодалов в королевском домене. Замки феодалов были разрушены или заняты королевскими гарнезонами.
Но в середине XII в. у французских королей появились во Франции очень сильные соперники. В 1154 г. один из французских феодалов—граф Анжуйский Генрих Плантагенет—стал королем Англии. Его владения во Франции— в несколько раз превосходили домен французского короля. Соперничество между Капетингами и Плаптагенетами особенно разгорелось при Филиппе II Августе (1180—1223). Благодаря военным успехам Филиппа II домен французского короля увеличился примерно в 4р.
Значительный шаг в объединении Франции был сделан в начале правления Людовика VII (1137—1180). Он присоединил города Бурж и Сане и приобрел с помощью династического брака самое большое во Франции герцогство — Аквитанию с графством Пуату. Но вскоре это владение было потеряно в результате развода короля с Алиенорой Аквитанской. Территория Английского государства намного расширилась, в нее вошли земли анжуйского дома во Франции: Мен, Анжу, Турен, Пуату. В качестве приданого за женой Генриха II королевой Алиенорой к Англии отошло герцогство Аквитанское. Когда в 1154 г. Генрих Плантагенет стал английским королем, все земли от Ла-Манша до Пиренеев перешли к Англии. Предстояли тяжелые и долгие войны с Англией за возвращение этих французских территорий.
В начале XIII в. французский король Филлип II Август (1180—1223) добился больших успехов в борьбе с Плантагенетами. Используя свое право верховного сюзерена, он в 1202 г. конфисковал у английского короля Иоанна Безземельного Нормандию. В начавшейся вскоре войне Франция одержала победу, и эта область навсегда вошла во владения французского короля. Были отвоеваны и другие английские владения севернее Луарьг и по Луаре — Анжу, Турен, Мен. Решающее значение имела победа при Бувине (1214 г.), одержанная над англо-германской коалицией, созданной Иоанном Безземельным. Иоанна Безземельного (1199—1216) — младшего сына Генриха II. Король вел неудачную войну против Франции. В результате этой войны, потребовавшей огромных затрат, в стране крайне обострились социальные и политические противоречия. Англия проиграла войну, потеряв Нормандию, Анжу, Турен, часть Пуа-ту. Это вызвало общее недовольство в стране. Усилилась оппозиция баронов против короля, к которой примкнули низшие слои феодалов, а также горожане (в частности, города Лондона), недовольные непомерным налоговым гнетом.
Дальнейшее усиление королевской власти. В конце XIII в. 3/^ территории Франции находилось уже под непосредственной властью короля. Филипп IV Красивый (1285—1314) присоединил в результате династического брака богатую область Шампань, расположенную на северо-востоке страны, в династической связи находилось и королевство Наварра за Пиренеями. Он приобрел также крупный город Лион в верховьях Роны. Французский король успешно повел наступление на позиции Англии, все еще владевшей побережьем Бискайского залива. В результате умелых дипломатических и военных действий к домену Капетингов в начале XIV в. были присоединены часть Аквитании и земли по рекам Гаронне и Дордоне. Теперь за английским королем оставалась только узкая полоса побережья Бискайского залива от Сента до Пиренеев.
8. Католический костел в средневек. Роль папства. (24)
Церковь стала неотъемлемым элементом феодальной системы, подчиняя своему господству духовную жизнь, культуру, науку, мораль, образование. Церковь приобрела большое экономическое и политическое значение. Сосредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь, и духовенство оказывали влияние на государственную власть и закрепили за собой важные политические прерогативы.
Уже в начале V в. римские епископы присвоили себе титул главы церкви — папы. Считая себя «преемниками св. Петра», который якобы был первым римским епископом, и пользуясь отсутствием на Западе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и светскими правителями в Риме и его округе. Они собирали в своих руках земельные владения и создали «патримонию св. Петра». Получив из рук франкского короля Пипина Короткого отнятые им у лангобардов земли по Тибру и в области Равенны, папы в 756 г. образовали Папскую область. В то же время папство укрепляло свою власть над епископатом и всей церковной иерархией.
Папы пытались подчинить своему влиянию церковь во вновь обращенных славянских странах, в частности в Болгарии. На этой почве между папой Николаем I (858—867) и константинопольским патриархом Фотием возник острый конфликт, приведший к фактическому размежеванию западной и восточной церквей в области догматики и культа. Поводом к окончательному разрыву между западной и восточной церквами послужил спор из-за подчинения церкви в Южной Италии. Эта область долгое время принадлежала Византии, но папа считал ее своим леном. Не добившись признания своих прав в ходе длительных переговоров, папа Лев IX направил в 1054 г. в Константинополь легатов, которые должны были провозгласить проклятие по адресу константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Патриарх в свою очередь провозгласил от имени церковного собора проклятие в адрес папских легатов. После этого уже не было больше примирения между Римом и Константинополем.
Образовались две христианские церкви — римско-католическая и православная (греко-католическая). Первая являлась суверенной, и ее глава римский папа притязал на теократию. Вторая находилась в подчинении императорской власти.
В IX-Х вв. папство переживало глубокий упадок, который был обусловлен изменившейся политической обстановкой в Западной Европе, и в Италии и Риме в частности. После распада Франкской империи и наступившей на Западе политической раздробленности папство утратило прежнее влияние на местную церковь. С 962 г. папы оказались в полной зависимости от германских королей, присвоивших титул «римских императоров». В то же время с развитием феодализма церковь на местах все более попадала под господство крупных феодалов. Духовенство «омирщалось» и вместо «служения богу» занималось чисто светскими делами. Вырождалось монашество, не соблюдались монастырские уставы. Падал престиж монахов, на которых смотрели как на невежд и тунеядцев. Все это вызвало среди монашества движение за реформу монастырей, повышение роли и престижа духовенства, освобождение церкви от светской зависимости и возвышение ее над светским обществом и государством. Это движение зародилось в монастыре Клюни (Бургундия) и получило название клюнийского. В реформированных монастырях вводился строгий устав монашеской жизни. добивались строгого соблюдения принципа безбрачия духовенства и упразднения симонии (продажа церковных должностей и назначения на церковные должности светскими властями).
Возвышение папства в XII—XIII вв. К началу XII в. папство прочно занимало позиции руководящего центра католической церкви. Вормский конкордат 1122 г. позволил папе укрепить свою власть над епископами в Италии и в других частях «Священной Римской империи». Такое же положение римская курия заняла и в других западных странах. Наивысшего могущества папство достигло во времена понтификата (правления) Иннокентия III (1198—1216). Он восстановил все папские владения в Римской области, являлся фактическим владетелем Сицилийского королевства, превратил в вассала курии английского короля Иоанна Безземельного, располагал верховной властью над Португалией и Арагоном, выступал арбитром в спорах антикоролей в Германии и фактически решал судьбы «Священной Римской империи». Папская курия превратилась в высшую судебную инстанцию во всем западном мире.
Однако политическая обстановка в Западной Европе радикально изменилась. Упадок папства в XIV в.. В начале XIV в. политическая ситуация в Западной Европе коренным образом изменилась. Далеко продвинулся процесс государственной централизации. Начали формироваться национальные государства. Королевская власть подчиняла своему господству феодальную знать — светскую и церковную. Духовенство лишалось привилегий — освобождения от налогов и права особой церковной юрисдикции. Вставал вопрос о создании национальной церкви, независимой от римской курии. Приходил конец папской теократии.
Но папство, вопреки этим новым веяниям, пыталось отстоять и даже усилить свои теократические притязания, отрицая в принципе идею светского государственного суверенитета. Именно на этой почве развернулась ожесточенная борьба между французским королем Филиппом IV и папой Бонифацием VIII, окончившаяся победой короля. Папская резиденция была перенесена во французский город Авиньон, и папство в течение 70 лет (1309—1378) находилось в «пленении», идя на поводу у французских королей .
С возвращением папского престола в Рим наступила «великая схизма» (раскол), когда на престоле одновременно находилось по два и даже по три папы. В ходе этой борьбы, папство потеряло свой прежний престиж, католическая иерархия была ввергнута в затяжной кризис. В это время внутри католической церкви развернулось соборное движение, преследовавшее цель ограничить папское единовластие и подчинить папу вселенским собором.
Пизанский собор 1409 г. отстранил обоих пап — авиньонского и римского — и избрал нового папу Александра V. Однако это не устранило схизмы. Вместо двух теперь уже стало три папы.
На следующем, Констанцском соборе (1414—1418), кроме ликвидации раскола, обсуждались вопросы о всеобщей реформе церкви. Собор избрал папой Мартина V. Но расекол продолжался, так как один из прежних пап — Бенедикт XIII — не отказался от своего сана. В 1431 г. был созван собор в Базеле, длившийся с перерывами до 1449 г.
Папа Евгений IV не подчинился Базельскому собору и созвал свой особый собор в Ферраре. В 1439 г. этот собор был перенесен во Флоренцию, где была заключена уния между католической и православной церквами. Византийский император и константинопольский патриарх надеялись получить с Запада военную помощь против турок и пошли на большие уступки католицизму и папе. Раскол продолжался, и только на заседании собора в Лозанне (1449 г.) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: последний антипапа Феликс V отказался от своих притязаний на престол и Николай V остался единым главой церкви.
Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии. Папа все более терял роль вселенского главы католической церкви и превращался в одного из заурядных князей Средней Италии. Но папство по-прежнему оставалось организующей силой католической реакции. Римская курия возглавляла инквизицию, жестоко подавлявшую прогрессивные антикатолические движения. Не менее реакционную роль играло папство в исторической судьбе Италии. Владея центром страны, оно стояло на пути ее национального и политического объединения.
Римские папы вмешивалисьв дела королей стран З.Е.и играли самост роль в политич отношен.(Церковь-объедин.фактор:крестовые походы 1096-1-й,8-й1270)
13 век-вершина могущ. папства. Папа Инокентий3 подчинил себе монархов З.Е. Его вассалами признали себя импер. Свящ. Рим империи, короли Англии, Дании,Польши. Папа мог запретить или сподвигнуть на войну.
Симания-(продажа и покупка духовного сана),церк. беспредел прив к появл ересей.Доминик,Франциск. Ордены – проповедники, против ересей.Доминик орден- провод.инквизицию. Авторитет папы падал.
Создание сильных централиз гос-в(Франция) подорвало могущ. пап. 14-15в- упадок папства, складыв нац. цепквей, (Англиканская церк)подчин своим королям.