Выставки: бюджет и критерии эффективности.
Основные функции любой выставки/ярмарки – свести вместе спрос и предложение, дать информацию, продемонстрировать тенденции и разработки – все это в одно время и в одном месте, с возможностью живого общения.
Выставки и ярмарки – уникальное средство достижения маркетинговых целей, поскольку дают возможность охвата всего рынка.
Кроме того, выставки и ярмарки являются индикатором экономических трендов и тенденций развития рынков, поскольку отражают процессы, происходящие на рынке, его изменения, а также направление и скорость его развития. Выставки и ярмарки – это больше чем инструмент маркетинга, это, по сути, место для заключения сделок.
Функция выставок как места для личных контактов и живого общения имеет фундаментальную важность в наше время возрастающего распространения средств телекоммуникации, новых СМИ и интернета.
Краеугольным камнем участия в выставке, особенно для малых и средних компаний, является стоимость участия.
Невозможно подсчитать среднюю стоимость участия в выставке, поскольку эта стоимость зависит от размера стенда, типа и местоположения выставки и многих других факторов.
Однако некоторые эксперты считают, что по самым приблизительным подсчетам общая стоимость участия равна десятикратной стоимости арендуемого стенда (не считая зарплаты персонала).
Обычно стоимость участия в выставке включает:
Основные расходы (аренда стенда, оплата электроэнергии, пропуска персоналу стенда, стоимость парковки и т.п.)
Расходы на дизайн и оформление стенда (разработка концепции, планирование, оформление, информационные материалы, аудио-визуальное сопровождение)
Расходы на оснащение стенда (мебель, ковровое покрытие, освещение, бытовые приборы, техническое оснащение для презентаций и аудио-визуального сопровождения и т.п.)
Расходы на обслуживание стенда (развлекательные мероприятия, официанты, переводчики, помощники и т.п.)
Расходы на коммуникационные материалы (приглашения, раздаточные материалы, рекламные материалы, каталоги, почтовая рассылка, материалы для прессы, переводы, пригласительные билеты для посетителей, телефон, факс, интернет и пр.)
Расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, вывоз мусора (хранение, страхование, таможенные сборы, вывоз мусора и т.п.)
Расходы на проезд, размещение, дополнительные мероприятия персонала стенда
Прочие расходы (консультации, исследование рынка, обучение персонала, поствыставочные мероприятия)
Для оценки эффективности участия в выставке, необходимо до начала подготовки к участию определить его цели.
Нет целей – нет оценки эффективности!
Отчет по каждому заходу посетителя на стенд должен оформляться непосредственно на стенде. Результаты анализа собранных данных впоследствии сравниваются с поставленными целями. Эти отчеты используются и для поствыставочных мероприятий.
Иногда экономический эффект выставки может быть корректно оценен через несколько месяцев после выставки, либо вообще не может быть явно привязан к участию в выставке.
Оценка эффективности участия, в соответствии с предварительно поставленными целями, основывается на двух типах критериев:
· Количественные критерии: количество посетителей на стенде, количество контактов (учитываются имеющиеся или новые клиенты), количество договоров о продаже, подписанных во время выставки, количество информационных материалов, переданных посетителям.
· Качественные критерии: их сложнее оценить, поскольку сюда входит полученная в ходе общения с посетителями информация, качество этого общения, интерес посетителя к представленным продуктам и услугам, их мнение о стенде и представленной информации, собранная информация о конкурентах и новые каналы распространения или потенциальные новые деловые партнеры.
Участие в выставках имеет экономический и неэкономический эффект, которые необходимо учитывать при оценке эффективности участия.
Методы оценки неэкономического (психографического) эффекта:
· Исследование (например, опросы посетителей и персонала стенда)
· Анализ статданных о посетителях, предоставляемый организаторами
· Анализ материалов, вышедших в СМИ
· Оценка контактов с посетителями-специалистами
Методы оценки экономического эффекта:
· Анализ бюджета (сопоставление расходов и доходов)
· Объем продаж
· Количество посетителей
· Анализ основных показателей
· Затраты на 1 квадратный метр (= общие затраты / площадь стенда)
· Затраты на 1 посетителя (= общие затраты / количество посетителей стенда)
· Затраты на 1 контакт с посетителем-специалистом (= общие затраты / количество контактов с посетителями-специалистами)
· Продолжительность пребывания посетителя на стенде (=общее время переговоров / количество переговоров)
· Критическое количество контактов (= общие расходы / стоимость контакта на 1 представителя службы продаж)
· Количество использованных приглашений (= количество разосланных приглашений / количество посетителей с приглашениями)
Оценка эффективности является основой для принятия последующих решений об участии в выставках, устранения ошибок и улучшения дальнейшей работы.