Прямое действие Конституции 65 Российской Федерации
с ее общими функциями и истолковывать эти нормы в русле коренных конституционных положений. Иными словами, полученные в процессе конкретизации отдельной конституционной нормы результаты не должны противоречить содержанию других конституционных норм или в целом Конституции и ее фундаментальным основам, получившим выражение в главе 1 Основного Закона. Прямое предписание на этот счет содержится в самой Конституции Российской Федерации. В статье 16 написано, что положения этой главы составляют основы конституционного строя Российской Федерации и никакие другие положения Конституции не могут противоречить этим основам.
Данное предписание не означает, что какие-либо последующие положения Конституции Российской Федерации могут быть объявлены противоречащими главе 1 и потому нелегитимными1. В действительности из него следует, что последующие положения Конституции не могут быть истолкованы и применены в отрыве от принципов конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в главе 1 Конституции России. К примеру, конституционный принцип разделения властей не препятствует распределению некоторых прав, в силу их юридической природы присущих одной из властей, между органами другой власти. Напротив, подобное распределение служит гарантией от разрыва между властями, способствует формированию действительного равновесия, баланса властей, является частью механизма их взаимодействия. Нормативное содержание этого и других принципов конституционного строя Российской Федерации раскрывается в последу-
ib этом отношении трудно согласиться с ИА.Ледях, по мнению которой "расхожий в прежние времена" тезис о том, что закон есть закон, а Конституцию надо соблюдать независимо от того, "плохая она или хорошая", является несостоятельным. Как считает И.А. Ледях, при таком подходе игнорируется не только принцип различения права и закона, формального и материального содержания закона, но и смысл и предназначение самого института конституционного контроля (см.: Ледях И.А Защита прав человека как функция конституционного правосудия // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С.42).
В определенных условиях такая посылка может послужить оправданием произвола государства и привести к краху конституционности. Функция Конституционного Суда заключается не в том, чтобы не допустить "плохой Конституции", а в том, чтобы защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации. Правосудие должно служить Конституции и праву, а не абстрактному политическому идеалу или личности, и быть хранителем гражданского мира и основных конституционных ценностей.
66_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ. ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ющих главах и статьях Основного Закона, а также в федеральных конституционных и иных законах1.
Проблема состоит в обеспечении сочетания и взаимодействия разных конституционных норм. Сочетания, а не соподчинения. Кроме того, Конституция предъявляет к правоприменителю еще одно важное требование, особенно значимое в условиях федеративной организации государства: коль скоро федеральная Конституция формирует единое политическое, а следовательно, и экономическое и правовое пространство, то в процессе решения связанных с применением Конституции проблем необходимо пользоваться такими способами и действовать в таких формах, которые способствуют сохранению этого единства. Разумеется, при условии, что сами эти способы и формы действия являются конституционными, соответствуют Основному Закону или основаны на нем.
На этом, в частности, основывал Конституционный Суд Российской Федерации свое постановление от 4 февраля 1992 года по делу о конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по инициативе администрации по основанию, предусмотренному пунктом I1 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации (достижение работником пенсионного возраста при наличии права на полную пенсию по старости). В постановлении констатируется, что федеральная Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а, напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как
ib связи с этим представляется необходимым также предостеречь от излишнего увлечения "общими принципами права". Научный спор о соотношении закона и права, перенесенный в практику деятельности правоприменительных органов, способен стать источником многих потрясений, если не учитывать, что "общие принципы права" действительно занимают доминирующее положение и должны учитываться при разрешении любого конституционного спора в той мере, в какой они получили признание и закрепление в писаной конституции государства. Недопустимо, ссылаясь на общие принципы права, обходить закон, поскольку это привело бы к размыванию конституционных функций и лишало бы Конституцию рационализирующего и стабилизирующего действия. См.: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 112-113.
В отечественной политико-юридической практике руководство правовыми идеалами, сложившимися до и вне Конституции, способно привести к оправданию любых актов и действий государства, его органов и должностных лиц. По замечанию ЕАЛукашевой, "любые рассуждения в процессе правоприменения, связанные с противопоставлением закона, "писаного права" естественному праву, справедливости с целью обхода закона, ведут лишь к дестабилизации обстановки". Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С.31.