Общественное движение в России во 2-й поп. XIX в.
Ослабление цензуры и репрессий при Александре II привело к росту общественного движения. В нем активно участвовали как дворяне, так и разночинная интеллигенция.
Либералы. Лидерами их были А. М. Унковский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые — конституции. Однако основная часть интеллигенции понимала, что в случае введения конституции и парламента преобладание в последнем получат дворяне — наиболее влиятельная группа в обществе. В 1880—1881 гг. министром внутренних дел был М. Т. Лорис-Меликов, ослабивший цензуру и успешно наладивший контакт с либералами, чтобы лишить революционеров их поддержки, но после гибели Александра II он подал в отставку.
Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н. Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда».
Организации «Земля и воля», кружок Н. А. Ишутина вели пропаганду своих идей, ожидали крестьянской революции, но вскоре были разгромлены. С. Г. Нечаев строил свою организацию на принципах железной дисциплины и личной ему преданности и не имел моральных принципов. Возникло народничество (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв), выступавшее за переход к социализму через общину, минуя капитализм. В 1874 г. началось «хождение в народ» агитаторов, не имевшее успеха. В 1876 г. возникла 2-я «Земля и воля». В 1878 г. после покушения В. И. Засулич на столичного градоначальника Ф. Ф. Трепова начались убийства других царских сановников. В 1879г. «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская) и «Чёрный передел» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод). Народовольцы после серии покушений убили Александра II, но вскоре были разгромлены полицией. Желябов, Перовская и еще три террориста были повешены.
Консерваторы. Их идеологи — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Доказывали пагубность либеральных реформ для России, отмечали, что реформы косвенно стимулируют революционное движение, но не могли предложить ничего позитивного.
Российская империя в XIX в.: национальная политика самодержавия
В XIX в. Россия расширилась за счет включения в ее состав инонациональных территорий — Финляндии (1809), большей части Польши (1815), Азербайджана (1813), Армении (1828), Средней Азии (1864-1884) и др. В целом самодержавие проводило гибкую политику. В 1815 г. получила конституцию и автономию Польша. В 1818 г. обрела автономию Бессарабия. На льготных условиях находилась Финляндия. В 1822 г. был издан составленный Сперанским Устав об управлении инородцами (для восточных земель империи), дававший довольно широкие права нерусским народностям.
В 1817г. началась Кавказская война — восстали племена Чечни, Дагестана, Абхазии. В 1834 г. их возглавил Шамиль, ставший имамом горцев. Идеологией повстанцев было особое течение в исламе — мюридизм, вводивший строгие правила поведения среди мусульман. Против горцев действовали А. П. Ермолов, М. С. Воронцов, А. И. Барятинский. Лишь в 1859г. Шамиль сдался в ауле Гуниб. В 1864 г. пал последний оплот повстанцев — Кбаада. Часть местных жителей ушла с Кавказа. Усилилось его освоение русскими.
В 1831 г. вспыхнуло восстание в Польше, чья верхушка мечтала о независимости. Но повстанцы не обещали крестьянам землю и свободу и не получили от них поддержки. Восстание было подавлено армией И. И. Дибича и И. Ф. Паскевича. Польша лишилась автономии.
В начале 1860-х гг. в Польше вновь началось новое брожение. Одни оппозиционеры («белые») надеялись на поддержку Запада, другие («красные») выступали за вооружённую борьбу и уступки крестьянам. В 1863 г. они подняли восстание, которое также было подавлено в 1864 г., несмотря на дипломатическую поддержку поляков Англией и Францией. Земля многих польских помещиков, участвовавших в мятеже, была частично передана местным крестьянам.
В 1835 г. оформилась черта оседлости для евреев, в пределах которой они должны были жить. В 1887 г. было ограничено их число при приеме в университеты. Но для евреев было достаточно принять крещение, чтобы избавиться от дискриминации.
В целом же нерусские народы, несмотря на ограничения, имели немалые возможности для сохранения национальной самобытности, а их верхушка успешно интегрировалась в общеимперскую элиту.