Политика просвещенного абсолютизма. Её государственные реформы.
Время правления Екатерины 2 называют эпохой "просвещенного абсолютизма”. Суть "просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли "просветителей” того времени выступали и прусский король Фридрих 2, и шведский - Густав 3, и австрийский император Иосиф 2.
Екатерина II познакомилась с трудами французских просветителей, будучи еще княжной. Взойдя на престол, она предприняла попытку реализовать эти идеи на русской почве. Ключевым словом для нее стало “закон”. Задачи "просвещенного монарха” Екатерина 2 представляла себе так: "1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.
Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре 1, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий (дворянство, духовенство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие половину населения страны, в работе Уложной комиссии не участвовали.) и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
"Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье "О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее "Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма”.
Главным положением этого документа было обоснование самодержавной формы правления и крепостного права, а черты просвещения просматривались в создании судов, отделенных от административных учреждений, признании прав людей делать то, “что законы позволяют”. "Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, "чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина 2 предусмотрительно отмечала: "Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: "Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала "право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями.
Впервые в России появился суд, отделенный от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суды для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости. Каждые три года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город уезда, чтобы выбирать из своей среды местную администрацию. В результате дворяне каждого уезда образовали сплоченное общество, через своих представителей влиявшие на управление делами уезда. Высшим судебным органом империи оставался Сенат.