Тема 1. Установление советского строя (1917-1920)
ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ ВЕКА
Сборник методических материалов
для студентов, обучающихся по специальностям
031500 «Искусствоведение» (ОПД.Ф.2.3),
070503 «Музейное дело и охрана памятников» (ГСЭ.Р.2)
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»
___________________ Н.В. Шестакова
«____» _____________ 200 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
истории, искусствоведения и музейного дела
«____» _______ 2009 г. Протокол №
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»
Объем 34 с.
Зав. кафедрой _____________ В.И. Семёнова
«____» _____________ 200 г.
Рассмотрено на заседании УМК института изобразительных искусств и дизайна
«____» ___________ 200 г. Протокол № ___
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель УМК ___________ Н.В. Шестакова
«Согласовано»
Начальник УМУ ______________ Н.Н. Алямкина
«____» ___________ 200 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
Тематический план курса. 5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 6
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 11
Дневное обучение. 11
Заочное обучение. 17
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 19
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.. 20
АТТЕСТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Предмет курса – исторический процесс в России в XX вв., его закономерности и своеобразие, рассматриваемые в контексте мировой истории.
Цель курса – формирование устойчивой системы знаний, выработка целостного представления о генезисе и особенностях истории России, ее месте в мировой истории.
Задачи курса – освоение закономерностей исторического процесса в России в XX в., особенностей исторического развития в связи с геополитическими факторами, влияющими на экономическое, социально-политическое и культурное своеобразие России, ознакомление студентов с новейшими концепциями по отечественной истории; развитие навыков и умений самостоятельной работы с источниками и специальной литературой.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс лекций и семинарских занятий по истории России XX в. входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Тематика курса органически связана с осмыслением культурно-исторического процесса, складывавшегося и развивавшегося на территории российского государства, в соответствии с системой ценностей, смыслов, норм и связанных с ними общественных институтов.
Курс проблемно и хронологически связан с предшествующим курсом «История России XIX – начала XХ вв.», курсами истории исторической науки, истории и теории культуры и другими и учитывает специфику специализации студентов в данной области. Курс «История России XX в.» предполагает изучение, с одной стороны, наиболее общих особенностей как закономерно сложившегося целостного этапа, а с другой - осмысление конкретики исторического процесса в России в рамках конкретных эпох и периодов отечественной истории.
Требования к уровню освоения содержания курса.В результате изучения курса студенты должны научиться различать этапы новой истории России, понимать специфику этого этапа, уметь анализировать источники с точки зрения содержащейся в них исторической проблематики. Проблемно-исторический подход к изучению нового периода истории России позволяет выявить ключевые проблемы и рассмотреть их в историческом контексте: проследить причинно-следственные связи, понять сущность исторических явлений и процессов, попытаться сделать исторический прогноз, понять единство исторического процесса.
По учебной дисциплине «История России» предусмотрены аудиторные и внеаудиторные занятия студента с преподавателем, его самостоятельная работа, соответствующие формы контроля. Аудиторные занятия включают теоретические занятия (лекции) и практические занятия (семинары). Лекции организовываются по потокам или учебным группам в соответствии с расписанием. Семинарские занятия проводятся в аудиториях по учебным группам так же в соответствии с расписанием. На аудиторных занятиях преподаватель использует как сообщающие, так и проблемные методы изложения предлагаемого им материала. Для этого он использует лекции - диалоги, лекции-дискуссии или лекции-беседы, применяет аудиовизуальные и иные технические средства. На семинарских занятиях используются опросы студентов, беседы и дискуссии, круглые столы, деловые игры, текущие контрольные работы, практические задания, доклады и сообщения студентов, их работы с текстами первоисточников, работы в подгруппах и другие формы и методы проведения занятий.
Внеаудиторная работа включает в себя консультации, беседы и дискуссии преподавателя со студентами по наиболее сложным разделам программы, практическим заданиям, рефератам, докладам и сообщениям, теоретическим и практическим занятиям, научной и учебно-методической литературе, историческим источникам.
Самостоятельно студенты заочной формы обучения изучают отдельные темы учебной дисциплины, рекомендуемую научную, учебно-методическую и специальную литературу, исторические источники, конспекты лекций, проводят подготовку к лекциям, семинарским занятиям и индивидуальному собеседованию с преподавателем, выполняют контрольные задания, пишут контрольные работы, доклады к семинарским занятиям и научным конференциям. Для самостоятельного изучения дисциплины рекомендуется литература, приведенная в настоящем учебно-методическом комплексе.
Требования Государственного стандарта к содержанию курса «История России» по специальностям 031500 «Искусствоведение»
Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы. Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия, становление гражданского общества
Требования Государственного стандарта к содержанию курса «Отечественная история» по специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников»:
Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-русские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХП вв.
Социально-политические изменения в русских землях в ХШ-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии и генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Реформы 60-70-х гг. ХIХ: их сущность и последствия.
Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.
Россия в начале ХХ в. Индустриальная модернизация. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция. Российская эмиграция.
Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Образование СССР. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Формирование тоталитарного режима. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР.
СССР в 60-80-х гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
Тематический план курса
Наименование разделов и тем курса | Всего часов | ||||
Аудиторных | Самостоятельных | ||||
Лекции | Сем. и практ. | И/ведение | Музейное дело | ||
ДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ | |||||
Установление советского строя (1917-1920) | |||||
Гражданская война (1918-1920) | |||||
Новая экономическая политика (1921-1929) | |||||
Политический поворот 1929 года | |||||
"Великий перелом" в экономике | |||||
Формирование тоталитарного общества (1930-е годы) | |||||
СССР во второй мировой войне | |||||
СССР в послевоенном мире (1945-1953 годы) | |||||
Политический поворот 1950-х годов | |||||
СССР в 1964 – 1985 гг. | |||||
Кризис и реформирование советского общества | |||||
Распад СССР | |||||
Международное положение и социально-экономическое развитие РФ в 1991–2007 гг. | |||||
ВСЕГО ДЛЯ ДНЕВНОГО ОБУЧЕНИЯ | |||||
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ: | |||||
Установление советского строя (1917-1920) | |||||
Новая экономическая политика (1921-1929) | |||||
Политический поворот 1929 года. "Великий перелом" в экономике | |||||
Формирование тоталитарного общества (1930-е годы) | |||||
СССР во второй мировой войне | |||||
СССР в послевоенном мире (1945-1953 годы) | |||||
Политический поворот 1950-х годов | |||||
СССР в 1964 – 1985 гг. Кризис и реформирование советского общества | |||||
Международное положение и социально-экономическое развитие РФ в 1991–2007 гг. | |||||
ВСЕГО ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ | |||||
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Установление советского строя (1917-1920)
25 октября – вооруженное восстание в Петрограде. II съезд Советов, его решения – Декрет о мире, декрет о земле, образование Совнаркома.
Образование новых органов власти, создание Советов, ревкомов. Запрет деятельности партии кадетов. Первые решения большевиков – заявление о выходе из войны, бесплатная передача земли в крестьянское пользование, принятие "декларации прав народов России", введение рабочего контроля в промышленности, принятие Кодекса законов о труде.
Проблема формирования "однородного социалистического правительства". Выход страны из мировой войны. Обстановка на фронте, реальная угроза немецкой оккупации. Переговоры о мире, раскол в Совнаркоме. Подписание Брестского мира. Выход левых эсеров из правитёльства.