Методические указания для обучающихся по освоению материала занятий практического и лабораторного вида
Занятия практического и лабораторного вида являются аудиторными занятиями.
Для того, чтобы аудиторный материал занятия практического вида был освоен обучающимся ему необходимо:
- предварительно: изучить теоретический материал по данной теме, ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем, и найденной самостоятельно; выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию; составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;
- при организации практического занятия в форме семинара не ограничиваться подготовленным вопросом, внимательно слушать доклады других обучающихся, тезисно конспектировать, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и обсуждении представленных теоретических проблем;
Для того, чтобы материал занятия лабораторного вида был освоен обучающимся ему необходимо:
- предварительно изучить теоретический материал по данной теме;
- иметь при себе учебную литературу и конспекты лекций;
- выполнять все задания, предложенные преподавателем;
- внимательно следовать указаниям преподавателя и инструкциям, прилагаемым к заданиям;
- вопросы, вызывающие затруднения, неясности или сомнения, обсуждать с преподавателем;
- при работе в группах выполнять не только задания, порученные лично ему, но и вникать в задания, полученные другими членами группы, активно участвовать в групповом обсуждении.
11.3. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины в процессе самостоятельной работы
Самостоятельная подготовка обучающихся при подготовке к занятиям лекционного вида включает в себя:
- доработку конспекта лекции, которую желательно осуществлять в тот же день, пока материал еще легко воспроизводим в памяти (через 10 часов после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала). Необходимо прочитать записи, расшифровать сокращения, доработать схемы, рисунки, таблицы;
- повторение изученного на предыдущем занятии материала.
Подготовка к занятиям лабораторного и практического вида включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе обучающемуся необходимо спланировать свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию.
Начинать надо с изучения рекомендованной преподавателем литературы.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются
Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Преимущество плана состоит в следующем. Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения. Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании. В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное. В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д. Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях — когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во- первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования. Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация. Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Для работы над конспектом необходимо выполнить следующее:
- внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
- выделите главное, составьте план;
- кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
- законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно;
- грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
12. Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образова-тельной программой, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Для слабослышащих, глухих и немых студентов в обучении используются:
¾ электронные конспекты лекций,
¾ письменные задания для выполнения на занятиях практического и лабораторного типа;
¾ комплект мультимедиа-оборудования, включающий в себя персональный компьютер, проектор с экраном,
¾ различные варианты проведения занятий: в образовательной организации, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий,
¾ консультации преподавателей в форме переписки;
¾ особые формы проведения аттестации (письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.);
¾ на одном этаже с учебными классами имеются санитарно-гигиенические помещения с возможностью использования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
¾ в случае необходимости на договорной основе привлекается ассистент, оказывающий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, услуги сурдопереводчика и (или) тифлосурдопереводчика,
¾ в случае необходимости на договорной основе привлекается организация (образовательное учреждение), имеющая специальные (адаптированные) образовательные программы и методы обучения и воспитания для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,
¾ в случае необходимости устанавливаются мониторы с возможностью трансляции субтитров.
Для слабовидящих и слепых студентов в обучении используются:
¾ комплект мультимедиа-оборудования, включающий в себя акустическую систему,
¾ особые формы проведения аттестации (в устной устно),
¾ дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене (при необходимости),
¾ устные консультации преподавателей;
¾ расширенные дверные проемы, поручни, имеются 2 лифта со специальными кнопками для слабовидящих и слепых со шрифтом Брайля;
¾ на одном этаже с учебными классами имеются санитарно-гигиенические помещения с возможностью использования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
¾ в случае необходимости на договорной основе привлекается ассистент, оказывающий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь,
¾ в случае необходимости на договорной основе привлекается организация (образовательное учреждение), имеющая специальные (адаптированные) образовательные программы и методы обучения и воспитания для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,
¾ в случае необходимости на договорной основе привлекается организация (образовательное учреждение), имеющая специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, в том числе в формате печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы, шрифт Брайля);
¾ в случае необходимости оборудуются места, доступные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являющихся слепыми или слабовидящими, для размещения в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий.
Для лиц с ограниченными возможностями передвижения в обучении используются:
¾ электронные конспекты лекций,
¾ различные варианты проведения занятий: в образовательной организации, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий,
¾ консультации преподавателей аудиторно и он-лайн,
¾ возможность проведения аттестации на дому в режиме он-лайн в устной форме или с помощью компьютерного тестирования);
¾ расширенные дверные проемы, поручни, подъемники, пандусы; имеются 2 лифта;
¾ на одном этаже с учебными классами имеются санитарно-гигиенические помещения с возможностью использования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
¾ в случае необходимости на договорной основе привлекается ассистент, оказывающий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь