Вопрос 1. Правовой режим информации с ограниченным доступом.
Согласно ст. 28 Закона Украины «Об информации» информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом. Статьей 30 этого же закона определено, что к тайной информации принадлежит информация, содержащая сведения, которые составляют государственную и другую предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит вред лицу, обществу и государству. На сегодня термин «информация с ограниченным доступом» законодательно не определен. Только в международном Соглашении между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области технической защиты информации (ст.1) закреплено подобное определение «Информация ограниченного доступа - информация, право доступа к которой ограничено в соответствии с национальным законодательством государств Сторон».
Определяя содержание понятия «информация с ограниченным доступом» необходимо учитывать и положения действующего законодательства Украины, которые закрепляют правовые основания и процедуры ограничения доступа к информации определенных категорий. Ведь все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, предусматривающую возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций. При этом, каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, которая касается его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. Гарантиями же охраны права на информацию являются нормы, закрепленные в статье 47 Закона Украины «Об информации», согласно которым ответственность за нарушение законодательства об информации несут лица, виновные в необоснованном отнесении отдельных видов информации к категории сведений с ограниченным доступом.
Конечно, реализация права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и другие права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических лиц. Однако отнесение определенных сведений к информации с ограниченным доступом в любом случае должно быть правомерным, то есть осуществленным четко в соответствии и на основании действующих правовых нормативов.
Кроме того, граждане, юридические лица, владеющие информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого характера, полученной на собственные средства, или такой, которая является предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого интереса и не нарушает предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты.
Следует отметить, что положения Закона Украины «Об информации» были дополнены Законом №676-IV от 03.04.2003 г. нормой следующего содержания: «информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если эта информация является общественно значимой, то есть если она является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию преобладает над правом ее владельца на ее защиту». Вопросы практического применения указанной нормы является достаточно проблематичным. Если предмет общественного интереса еще можно определить с определенной долей вероятности, то преимущество права общественности знать информацию с ограниченным доступом над правом ее владельца на защиту такой информации определяется не так легко. В любом случае только органы судебной власти полномочны принимать окончательное решение относительно соотношения права общественности знать информацию с ограниченным доступом над правом ее владельца на защиту такой информации.
Таким образом, «информация с ограниченным доступом» - это сведения конфиденциального или секретного характера, правовой статус которых предусмотрен законодательством Украины, которые признаны такими согласно установленных юридических процедур и доступ к которым ограничен собственником таких объектов или уполномоченным им лицом.
Информация с ограниченным доступом по своему правовому режиму делится на конфиденциальную и тайную. Следует отметить, что во многих подзаконных нормативно-правовых актах используется термин «конфиденциальная информация».
Конфиденциальная информация - это сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.
Такое определение закреплено Законом Украины «О информацию», но имеет недостатки. Во-первых, в перечень субъектов права собственности конфиденциальной информации не включено государство, которое также владеет сведениями конфиденциального характера. Во-вторых, определение следует после слова «сведения» дополнить конструкцией «не составляют предусмотренной законом тайны». Это связано с установленным законодательством разделением информации с ограниченным доступом на тайную и конфиденциальную.
Тайная информация - это информация, содержащая сведения, которые составляют государственную и другую предусмотренную законом тайну (банковскую, коммерческую, служебную, профессиональную, адвокатскую и т. п.), разглашение которой наносит вред лицу, обществу и государству.
Конфиденциальную информацию можно разделить на такую, которая является собственностью государства, и конфиденциальную информацию, которая не принадлежит государству.
Правовой режим конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства, в значительной степени определяется положениями Инструкции о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, которые содержат конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 ноября 1998 г. №1893.
Согласно данной Инструкции перечни конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства и которой предоставляется гриф ограничения доступа «Для служебного пользования» (далее - гриф «Для служебного пользования»), разрабатываются и вводятся в действие министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, областными, в которых образуются или во владении, пользовании или распоряжении которых находятся эти сведения.
Тайная информация должна быть предусмотрена законом. К видам секретной информации, которые предусмотрены действующим законодательством, относим:
- государственную тайну,
- коммерческую тайну,
- служебную тайну,
- профессиональную тайну,
- военную тайну,
- банковскую тайну,
- адвокатскую тайну,
- врачебную тайну,
- тайну страхования,
- тайну усыновления,
- тайну голосования,
- тайну нотариальных действий,
- тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.
На законодательном уровне четко регламентированными являются такие виды секретной информации как государственная, коммерческая, банковская, профессиональная тайны. Понятие же служебной тайны хотя и имеет свое законодательное определение, однако содержание и правовые признаки данного вида информации с ограниченным доступом еще не достаточно регламентированы. Требуют законодательного закрепления в соответствии с требованиями ст. 30 Закона Украины «Об информации».
Законодательство Украины дает четкое определение понятия «государственная тайна». Государственная тайна – вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном Законом, государственной тайной и подлежат охране государством. Итак, следует выделить и исследовать признаки, характеризующие это понятие.
Охрана государственной тайны – это комплекс организационно-правовых, инженерно-технических, криптографических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение разглашения секретной информации и потери ее материальных носителей.
Основные организационно-правовые мероприятия по охране государственной тайны заключаются в том, что с целью охраны государственной тайны вводятся:
- единые требования к изготовлению, использованию, хранению, передаче, транспортировке и учету материальных носителей секретной информации;
- разрешительный порядок осуществления органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями деятельности, связанной с государственной тайной;
- ограничения обнародования, передачи другому государству или распространения иным путем секретной информации;
- ограничения в отношении пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, их доступа к государственной тайне, а также расположение и перемещение объектов и технических средств, принадлежащих им;
- особенности осуществления органами государственной власти их функций в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственной тайной;
- режим секретности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной;
- специальный порядок допуска и доступа граждан к государственной тайне;
- техническая и криптографическая защита секретной информации.
Важность деятельности по охране государственной тайны характеризуется тем, что деяния, которые посягают на ее сохранение, квалифицируются как преступления. Уголовный кодекс Украины определяет такие преступления, предметом которых является государственная тайна:
1. Государственная измена (ст. 111);
2. Шпионаж (ст. 114);
3. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 328);
4. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 329);
5. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или потеря документов или материалов, содержащих такие сведения (ст. 422).
Понятие «служебная тайна» и «профессиональная тайна» являются близкими по смыслу.
Служебная тайна - состав и объем сведений, имеющихся в распоряжении конкретного органа государственной контрольно-ревизионной службы или ее должностного лица в отношении объектов контроля, контрольных, правоохранительных и других государственных органов, их работников, способов достижения определенных законодательством задач, которые необходимы для качественного проведения контрольно-ревизионных действий, обеспечение соответствующей их внезапности и эффективности и которые по этой причине на определенный период не подлежат внешнему или внутреннему разглашению.
Профессиональная тайна - состояние сохранности материалов, документов, других сведений, которыми пользуются должностные лица Счетной палаты и лица, которые привлекаются к осуществлению функций Счетной палаты при проведении проверок, ревизий, обследований, и которые запрещается разглашать в любой форме до момента принятия решения Счетной палаты.
Другое определение профессиональной тайны закреплено в Законе Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (ст.1):
Профессиональная тайна - материалы, документы, другие сведения, которыми пользуются в процессе и в связи с исполнением своих должностных обязанностей должностные лица государственных органов, осуществляющих регулирование рынков финансовых услуг, и лица, которые привлекаются к осуществлению этих функций, и которые запрещается разглашать в любой форме до момента принятия решения соответствующим уполномоченным государственным органом.
Особенности правового статуса государственной тайны определяются Законом Украины «О государственной тайне», согласно которому государственная тайна - вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны такой (государственной тайной) в порядке, установленном Законом Украины «О государственной тайне», и подлежат охране государством.
Статьей 505 Гражданского кодекса Украины признано, что коммерческая тайна - это информация, которая является секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, употребленных лицом, которое законно контролирует эту информацию. Коммерческой тайной могут быть сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого характера, за исключением тех, которые согласно закону не могут быть отнесены к коммерческой тайне.
Правовой статус банковской тайны определяется Законом Украины «О банках и банковской деятельности», в частности главой 10 «Банковская тайна и конфиденциальность информации», а также Гражданским кодексом Украины.
Банковская тайна — это информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банка и разглашение которой может нанести материальный или моральный вред клиенту.
Банковской тайной, в частности, являются:
1) сведения о состоянии счетов клиентов, в том числе состояние корреспондентских счетов банков в Национальном банке Украины;
2) операции, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки;
3) финансово-экономическое состояние клиентов;
4) системы охраны банка и клиентов;
5) информация об организационно-правовой структуре юридического лица - клиента, его руководителях, направлениях деятельности;
6) сведения относительно коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны, любого проекта, изобретений, образцов продукции и другая коммерческая информация;
7) информация относительно отчетности по отдельному банку, за исключением подлежащей опубликованию;
8) коды, используемые банками для защиты информации.
Информация о банках или клиентах, что собирается во время проведения банковского надзора, составляет банковскую тайну.
Банки обязаны обеспечить сохранение банковской тайны путем:
1) ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, которая составляет банковскую тайну;
2) организации специального делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;
3) применения технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации;
4) применения предостережений относительно сохранения банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах и соглашениях между банком и клиентом.
Служащие банка при вступлении в должность подписывают обязательство о сохранении банковской тайны. Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не использовать с выгодой для себя или для третьих лиц конфиденциальную информацию, которая стала известна им при исполнении своих служебных обязанностей.
Частные лица и организации, которые при выполнении своих функций или оказании услуг банку непосредственно или опосредованно получили конфиденциальную информацию, обязаны не разглашать эту информацию и не использовать ее в свою пользу или в пользу третьих лиц.
В случае причинения банку или его клиенту убытков путем утечки информации о банках и их клиентах из органов, уполномоченных осуществлять банковский надзор, убытки возмещаются виновными органами.
Лица, виновные в нарушении порядка раскрытия и использования банковской тайны, несут ответственность согласно законам Украины.
Предметом адвокатской тайны являются вопросы, по которым гражданин или юридическое лицо обращались к адвокату, суть консультаций, советов, разъяснений и других сведений, полученных адвокатом при осуществлении своих профессиональных обязанностей.
Одним из специфических видов информации с ограниченным доступом является конфиденциальная информация о лице. Ее правовой статус определяется Законом Украины «Об информации», а официальное толкование изложено в Решении Конституционного Суда Украины №5-зп от 30 октября 1997 года (дело К.Г.Устименко). В частности, отмечается, что часть четвертую статьи 23 Закона Украины «Об информации» надо понимать так, что запрещается не только сбор, но и хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его предварительного согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния, прав и свобод человека.
К конфиденциальной информации о личности, в частности, относятся такие показания о личности:
- образование,
- семейное положение,
- религиозность,
- состояние здоровья,
- дата и место рождения,
- имущественное положение
- другие персональные данные.
На определение содержания конфиденциальной информации о лице направлены и другие нормативно-правовые акты, в том числе органов судебной власти. Анализ их материалов дает основания отнести к конфиденциальной информации о лице также данные о:
- интимные стороны жизни,
- заболевания, неблаговидные поступки и тому подобное.
Кроме того, Постановление Пленума Верховного Суда Украины определяет: сведения, позорящие потерпевшего или близких ему лиц - это такие действительные или вымышленные данные о них, их действия и действия, совершенные в отношении них, которые потерпевший желает сохранить в тайне и разглашение которых, по его мнению, скомпрометирует или унизит честь и достоинство его или близких ему лиц.
Угроза разгласить такие сведения - это угроза сообщить о них лицам (или лицу), которым они неизвестны и чье ознакомление с ними нежелательно для потерпевшего.
Конечно, отдельными видами секретной информации предусмотрены законодательством тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, тайна завещания и тому подобное.