Тема 7. Взаимодействие государственной и местной власти
Тема 7. Взаимодействие государственной и местной власти
Вопрос 1. Трех уровневая модель публичной власти
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в России является народ, который осуществляет ее через систему публичной власти. Система публичной власти представлена в России в двух видах: государственная власть Российской Федерации и местное самоуправление. Под государственной властью мы понимаем государственную власть Российской Федерации и государственную власть субъектов Российской Федерации.
Функционирование данной трехуровневой системы власти основано на следующих принципах:
❖ все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ или федеральными законами. Воздействие федеральной власти на региональную и муниципальную, а также региональной власти на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов государственного контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти;
❖ каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут не совпадать и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все эти интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина;
❖ каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе в целях защиты своих интересов вторгаться в компетенцию иного уровня публичной власти. Конфликтные ситуации подлежат разрешению через согласительные процедуры, а при недостижении согласия — в судебном порядке.
Однако, как справедливо отмечает И. Дунаева, именно государство определяет государственно-властный характер и правовую форму взаимосвязи и взаимодействия с органами местного самоуправления. Органы государственной власти устанавливают приоритетное положение одной из сторон в конкретных вопросах при реализации форм и методов взаимодействия органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Вопрос 3 Общие положения 131 ФЗ
В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
❖ определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;
❖ правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
❖ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
❖ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
❖ правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;
❖ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
❖ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
❖ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе:
а) устанавливать ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов;
б) устанавливать границы территорий муниципальных образований;
в) наделять городские поселения статусом городского округа;
г) изменять границы муниципальных образований;
д) преобразовывать муниципальные образования;
е) передавать органам местного самоуправления отдельные полномочия;
ж) устанавливать административную ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления;
з) определять наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования);
и) определять в части, касающейся осуществления от-
дельных государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления федеральными за-
конами и законами субъектов Российской Федерации,
условия контракта для главы местной администрации;
к) устанавливать дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа);
л) устанавливать предельные нормативы размера оплаты труда депутатов; членов выборных органов местного самоуправления; выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе; муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования;
м) устанавливать нормативы отчислений от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с БК РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образований;
н) устанавливать нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с БК РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образований;
о) устанавливать порядок образования районных фондов финансовой поддержки поселений;
п) устанавливать порядок образования районных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
р) утверждать методику, по которой распределяются дополнительные субсидии для муниципальных образований;
с) определять общий размер субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Тема 7. Взаимодействие государственной и местной власти