РАЗДЕЛ 4. €

Тема 13. “Перестройка”, попытка решения проблем страны в рамках социалистического общества. Апрель 1985 г. – начало “перестройки”. Курс М.С. Горбачева на ускорение социально-экономического развития страны. “Революция Горбачева”: гласность, ускорение, перестройка. Экономические реформы. Политические реформы и политический плюрализм. Кризис КПСС и возникновение многопартийной системы. Активизация внешнеполитической деятельности советского правительства. Кризис “перестройки”. Крушение советской социалистической системы: срыв Ново-Огаревского процесса, августовский (1991 г.) путч, денонсация Союзного договора 1922 г. Запрещение КПСС. Образование СНГ.

Тема 14. Социально-экономическое и политическое положение Российской Федерации в 90-е годы ХХ века.

Программа реформирования российской государственности. Наделение Президента РФ дополнительными полномочиями. Либерализация цен: прогнозы и действительность. Форсированная приватизация. “Ваучеризация” (1992 – середина 1994 г.). Ослабление позиций государства в ключевых сферах экономики. Попытка корректировки реформ. Кризисное управление В.С. Черномырдина. Увеличение внешних и внутренних заимствований. Резкое снижение жизненного уровня абсолютного большинства населения страны. Социальная поляризация российского общества. Нарастание оппозиционных настроений в 1991-1993 г.г. Противостояние законодательной и исполнительной властей. Политический кризис осени 1993 г. События 3 – 4 октября 1993 г. в Москве. Выборы в Федеральное собрание (12.12.1993 г.). Выборы 1995 – 1996 гг.

Тема 15. Россия в системе международных отношений 1992-1998 гг. Геополитическая ситуация после упразднения Советского Союза. Проблемы взаимоотношений России со странами “ближнего зарубежья”.

Обсуждение спорных вопросов с Украиной. Сближение с Белоруссией, его трудности и перспективы. Принятие Российской Федерации в Совет Европы. Снижение авторитета России в условиях однополярного мира. Игнорирование странами Запада попыток России разрешать международные и региональные кризисы политическими средствами.

Тема 16. «Российская Федерация в конце ХХ начале XXI вв.».(2 ч.)

Россия на переломе. Внутренняя политика российского руководства. Сохранение территориальной целостности России. Внешняя политика России. Дальнее зарубежье. Ближнее зарубежье. Внутренняя и внешняя политика РФ вначале XXI в.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рекомендации по оформлению контрольной работы в форме реферата.

Входе изучения дисциплины «История» учебной программой предусмотрены различные виды контроля, за самостоятельной работой студентов. К ним относится выполнение контрольных работ в форме написания реферата. Целью является контроль за, знаниями и навыками студентов.

Но вместе с тем:

- происходит закрепление знаний студентов;

- развитие их логико-аналитических способностей;

- развитие навыков работы с тестовыми заданиями;

- выявляются слабые стороны в знаниях студентов.

Анализ их причин помогает скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения дисциплине.

Общие требования по единому оформлению реферата в соответствии с требованиями ФОС опубликованы на сайте института.

Реферат – это письменная работа объемом 12-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока.

Реферат (от лат.referrer – докладывать, сообщать) - краткое точное изложение сущности какого либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других исторических источников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Тему реферата может предложить преподаватель или выбрать сам студент, в последнем случае она должна быть согласована с преподавателем.

Помимо реферирования прочитанной литературы от студента требуется аргументированное изложение собственных идей и мыслей
по рассматриваемому вопросу. В реферате нужно развернуть аргументы, рассуждения, сравнения.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована
и выделена.

Структура и рекомендации по его составлению реферата:

1. Титульный лист (заполняется по единой форме).

2.Оглавление (указание названия всех разделов реферата (пунктов плана), и номера страниц, указывающих начало этих разделов в тексе реферата.

Введение.

Введение - начальная часть текста. Объем введения составляет 1-1,5 страницы.

Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

4. Основная часть.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать.

В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифровой материал – обязательно делается ссылка на автора материала, название источника и страницу.

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы

6. Приложение.

Здесь может содержаться вспомогательный материал: графики, таблицы, схемы, иллюстрации, фотографии.

7. Библиография (список литературы).

Здесь указывается реально использованная для написания реферата литература или же другие источники. Список составляется согласно правилам библиографического описания. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Пример оформления списка использованной литературы:
1.Монографии
Буржуазные реформы в России. Авт. коллектив А.З. Астапович,
У. Г Иванов, Л.М. Григорьев и др. М., Бюро исторического анализа.

2010 -157с.
2.Учебники и учебные пособия

Нуреев Р.М. Курс истории. Учебник для вузов. Москва. НОРМА-ИНФРА.М., 2015 - 560с.

3.Периодические издания

Портной М.А. "Сверяя часы" с Европой. Журнал "Бизнес - образование", выпуск 2.2012. С. 30-35.
4.Источники из Интернет
Statsoft. Ins. (2014). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http//www.statsoft.ru/home/textbook

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно разделить на три этапа:

1. Подготовительный.

2. Изложение результатов работы в виде связного текста.

3. Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы над рефератом начинается с формулировки темы. Тема должна выражать содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения. Теперь задача студента найти информацию, относящуюся к данному предмету.

Выполнение этой задачи начинается с поисков источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедическими словарями и энциклопедиями, как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек, как оформлять список литературы.

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание студента на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Наши рекомендации