Отечественной государственности
Проблема прав человека рассматривается в первую очередь в русле конституционного права, хотя значение ее решения выходит далеко за рамки законов о государственном устройстве. История большинства отраслей права свидетельствует о тесном взаимодействии отраслевого права с проблемой прав человека. Однако в основе понимания этой проблемы лежат конституционные принципы. На протяжении советского и постсоветского развития отечественной государственности и права происходят существенные изменения конституционных основ прав и обязанностей граждан.
На II Всероссийским съездом Советов (октябрь 1917 г.), ознаменовавшим начало третьего этапа Великой Российской революции – становление Советского государства, были приняты декреты «О мире» и «О земле». III Всероссийский съезд Советов (март 1918 г.) утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В этих правовых актах закреплялись: отмена частной собственности на землю, уравнительное распределение земли между крестьянами, национализацию банков, введение рабочего контроля и всеобщей трудовой повинности, вооружение трудящихся и разоружение имущих классов.
По мнению большевиков, право, являясь по своей сути позитивистским, было идущим от государства принуждением в интересах той или иной социальной группы, а не инструментом, позволяющим, при правильном его применении, установить границы, в которых можно реализовать естественные права каждого человека. В диктатуре пролетариата большевики видели единственную силу, способную уничтожить социальное неравенство и его причину, т.е. частную собственность. В.И. Ленин отдавал приоритет социальным (вещным) правам трудящихся, а не гражданским и политическим правам личности.
Первая российская Конституция 1918 г., которая включила в себя «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», содержала целый ряд ограничений прав граждан, не причисленных к городскому и сельскому пролетариату и беднейшему крестьянству. В ней отсутствовали нормы о неприкосновенности личности, имущества, жилища. Перечень гражданских и политических прав и свобод был непоследовательным и противоречивым, хотя, по мнению современных исследователей, мог свидетельствовать о благих намерениях новой власти.
Трудящимся Конституция обещала свободу совести, важнейшей составляющей которой была свобода антирелигиозной пропаганды, свободу слова, печати и собраний, предоставляла право на создание объединений и организаций. В дальнейшем, в ходе гражданской войны все политические партии, кроме Российской коммунистической партии (большевиков), были запрещены решениями чрезвычайных революционных трибуналов, как действующие против интересов трудящегося народа, в стране сформировалась однопартийная система. Избирательные права также предоставлялись только трудящимся, их были лишены лица, прибегавшие к наемному труду, живущие на нетрудовые доходы, бывшие полицейские и жандармы, священнослужители, душевнобольные и осужденные. Избирательное право не было ни равным, ни тайным, ни прямым. Выборы проходили методом прямого голосования на собраниях, в несколько ступеней (уездные, губернские, областные съезды).
В Конституции провозглашалось право иностранных граждан, преследуемых за политические и религиозные преступления, на политическое убежище.
Наряду с правами трудящихся Конституция устанавливала для них и для всех слоев населения обязанности – трудиться и защищать социалистическое отечество. Вводилась всеобщая воинская обязанность.
Советская Россия выступила пионером законодательного закрепления приоритета социальных прав трудящихся. Этот приоритет, конституционно закрепленный большевиками, имел амбивалентные последствия. С одной стороны, он привлек на сторону революции широкие слои неимущих, угнетенных и эксплуатируемых не только в нашей стране, но и за рубежом, придав октябрьским революционным событиям в России международное значение. Под их влиянием зарубежные трудящиеся добились включения в законодательства своих стран многих положений, улучшавших условия труда, регулировавших взаимоотношения с работодателями, вводивших социальное страхование. Провозглашение социальных прав произвело огромный пропагандистский эффект, стимулировало революционный энтузиазм и повышенную общественную активность низших классов. Однако реальной основы для гарантированной реализации этих прав в нашей стране не было, и большевики это понимали. Вопрос о механизме гарантий этих прав в Конституции 1918 г. не рассматривался. Курс на приоритет социальных прав был разновидностью социальной демагогии и в действительности означал на тот момент равенство в бедности.
Конституция СССР 1924 г., состоявшая из Декларации и Договора об образовании СССР, не содержала статей, посвященных правам человека, зато российская Конституция 1925 г. почти полностью повторила соответствующие положения Конституции РСФСР 1918 г. Законодательство СССР и соответственно РСФСР по-прежнему отрицало естественный характер прав человека.
Советские юристы 20-х – начала 30-х годов продолжили начатую их коллегами борьбу против естественного права. Они вели ее с позиций позитивизма О. Конта, разрабатывая идею права как обязанности. Наиболее четко сформулировал эту концепцию А. Малицкий, автор работы, посвященной советской Конституции. «Право, принадлежащее личности, - писал он, - есть не столько свобода личности, сколько ее общественная обязанность. Право как обязанность – вот коренное отличие взгляда социализма на субъективные права личности от воззрений на них буржуазной доктрины Запада, и буржуазный принцип «все, что не запрещено законом, считается дозволенным», должен уступить место обратному положению: дозволено лишь то, что по закону разрешено».
Разрешительный принцип утвердился в законодательстве. Применяя его, власть осуществила форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства, утвердила монополию государственной собственности, административно-командные методы руководства обществом, завершила формирование сталинского тоталитарного режима. Этот режим уничтожил оставшийся «эксплуататорский класс» - кулачество и создал общество трудящихся – рабочих и крестьян с равными социальными правами-обязанностями.
Созданные властью новые экономические и социальные реальности, а также усилившаяся критика со стороны западной социал-демократии и либеральной общественности, которые проводили аналогию между советским тоталитаризмом и германским фашизмом, вызвали к жизни разработку проекта новой Конституции СССР, который был после обсуждения утвержден 5 декабря 1936 г.
В Конституцию СССР 1936 г. была включена специальная глава (десятая) под названием «Основные права и обязанности граждан», которая объединила 16 статей (ст.ст. 118-133): в 11 из них излагались права советских граждан, в 4 – их обязанности. Статья 129 гарантировала убежище иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, научную деятельность, национально-освободительную борьбу. Аналогичное содержание имела и одна из глав Конституции РСФСР 1937 г.
Основной закон СССР предоставляла гражданам следующие права и свободы: право на труд (ст. 118); на отдых (ст.119), на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст.120); право на образование (ст.121), женщине предоставлялись равные права с мужчиной (ст.122). Эти социальные права перечислялись первыми, тем самым подчеркивался их приоритет. В Конституции были определены социально-экономические условия, наличие которых служило гарантией осуществления этих прав: государственная и колхозно-кооперативная собственность на средства производства и власть трудящихся.
Далее следовали политические права и свободы: равноправие граждан независимо от национальности и расы (ст. 123); свободы совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций (ст. 125). В главе одиннадцатой (ст.ст. 135, 136, 139, 140) Конституция вводила всеобщее, равное, тайное избирательное право.
Граждане СССР также получали право на объединение в общественные организации, круг которых был четко очерчен: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества (ст. 126).
Конституция СССР содержала статьи, в которых формулировалось право граждан на неприкосновенность личности, жилища, на тайну переписки (ст.ст. 127-128).
Конституция закрепляла обязанности советских граждан: соблюдать Основной закон, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст. 130), беречь и укреплять социалистическую собственность (ст. 131). Подтверждалась всеобщая воинская обязанность (ст. 132), защита Отечества декларировалась как священный долг гражданина СССР (ст. 133).
Таким образом, права и обязанности советских граждан слились, а позитивистская идея О. Конта о единстве прав и обязанностей получала конституционное закрепление. Представление о субъективных правах личности подменялось концепцией права как обязанности гражданина соблюдать нормы социалистического общежития, закрепленные законом. Лица, покушавшиеся на общественную, социалистическую собственность как основную гарантию социальных прав, объявлялись врагами народа (ст. 131).
Конституция СССР 1936 г., формально предоставив самые широкие на тот момент в мировой практике права своим гражданам, гарантировала на государственном уровне лишь социальные права, притом не столько сами права, сколько уравнительность в их распределении. Без гарантий остались право на неприкосновенность личности, на свободу совести, на социальное представительство интересов в политической системе. Такой подход, порождающий дисбаланс в отношении политических и юридических прав, заложенный в Конституции, способствовал ее превращению в ширму, за которой права конкретного человека попирались в ходе массовых политических репрессий во имя социалистического идеала.
Нарушению прав человека в период, последовавший за принятием Конституции, способствовало также отсутствие механизма контроля над соблюдением принципа подзаконности актов власти, который был в Основном законе сформулирован без конкретизации. В результате акты управления принимали форму и играли роль закона, что приводило к произволу бюрократии и силовых структур.
Тем не менее, провозглашенные Советским государством конституционные нормы, предоставляющие и гарантирующие социальные права своим гражданам, придавали ему международный авторитет в глазах трудящихся зарубежных стран. Советская внешняя политика использовала этот пропагандистский фактор уже в 30-е годы. В это время начали складываться основные особенности советской доктрины прав человека, которую представители СССР стремились доводить до мировой общественности при заключении и принятии основных документов по этим проблемам на международной арене. Эти особенности следующие:
- полное отрицание естественных и неотчуждаемых прав личности; рассмотрение этих прав как даруемых государством, при этом каждое государство могло устанавливать те нормы, которые отвечали его идеологии и интересам; этому пониманию, основанному на позитивизме, способствовала правовая традиция, уходившая глубокими корнями в правосознание отечественного общества еще дооктябрьского времени;
- идея превосходства социалистических представлений о правах человека, как дающих реальные гарантии их осуществления в силу характера самой системы, где нет деления на господствующие и подчиненные классы;
- критика буржуазных представлений, норм, политической культуры, которые носят будто бы формальный характер и не обеспечиваются ни материальными условиями, ни государством;
- утверждение о приоритете социальных прав над политическими и личными правами;
- трактовка прав человека не из универсального принципа гуманизма, не из человеческой природы, не из системы отношений между государствами, а как суверенного внутригосударственного права, исключающего какое-либо международное вмешательство;
- отрицание частной собственности как важнейшего права, дающего реальные гарантии независимости личности от государства и свободы инициативы и предпринимательской деятельности, как важнейшего принципа, который обеспечивает развитие личности.
Значение этой концепции заметно возросло в связи с формированием новой системы международных отношений в рамках биполярного мира после Второй мировой войны 1939-1945 гг., с усилением роли международного права и деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН). Интернационализация экономических, политических и культурных связей при постоянном соперничестве двух полюсов и социально-экономических систем – СССР и США – превратили проблему прав человека из внутриполитической проблемы каждой страны в международную проблему.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. открыла новую эпоху в отстаивании базисных прав личности. Именно советская делегация, поддержанная развивающимися странами, инициировала включение в Декларацию пункта о социальных и экономических правах тех, кто трудится по найму (о правах, которые получивших название прав «второй волны» или «второго поколения»). К ним были отнесены право на труд и достойный жизненный уровень, право на образование, достаточное питание, одежду и жилище, право на доступ к достижениям науки и техники.
Вместе с тем, Декларация прав человека продублировала права «первой волны» («первого поколения»), закреплявшие гражданские права и личные свободы, содержавшиеся в национальных законодательных актах XVII – XIX вв. При этом Советский Союз отказался от подписания того пункта Декларации, в котором содержалось требование признания права незыблемости частной собственности. Однако СССР подписался под гуманистической формулировкой Декларации о равных и неотъемлемых правах каждого человека как основе справедливости и всеобщего мира, что стало первым крохотным шагом на долгом и трудном пути признания естественной природы субъективных прав личности.
16 декабря 1966 г. в результате долгой дипломатической борьбы между СССР и США в ООН был принят Пакт о гражданских и политических правах, вступивший в силу 23 марта 1976 г. В тот же день был принят и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу 3 января 1976 г. Оба пакта явились результатом компромисса между Востоком и Западом. В связи с сопротивлением социалистических стран из них было изъято упоминание о праве каждого владеть собственностью и о запрещении насильственного и произвольного лишения этого права.
Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах были ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (США ратифицировали только Пакт о гражданских и политических правах, и произошло это гораздо позднее, в 1991 г.).
Серьезную лепту в законодательное закрепление прав человека на международном уровне внесло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 год подписанием заключительного акта. Страны подписанты, в их числе и СССР, обязались уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость, отказывались от применения силы, гарантировали нерушимость границ, территориальную целостность. Важнейший раздел акта - «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».
Однако советское законодательство по-прежнему отрицало естественный характер прав человека, международную правосубъектность индивида и абсолютизировало государственный суверенитет. Поэтому СССР выступил против предоставления права отдельным лицам направлять жалобы на нарушение их прав в международный орган по правам человека. Вопрос был отнесен в отдельный факультативный протокол, в котором закреплялась такая функция Комитета по правам человека ООН, как получение и рассмотрение индивидуальных сообщений от лиц, в отношении которых нарушены положения пакта. Этот протокол не был ратифицирован СССР до 5 июля 1991 г.
Конституция СССР 1977 г. оставалась в рамках традиционных для социализма позитивистских представлений о правах личности как октроированных государством. Вместе с тем, она содержала определение политической системы советского общества, наличие которого позволяло допустить, что общество и государство существуют отдельно, хотя и взаимодействуют друг с другом. Ст. 9 определяла основное направление развития политической системы как углубление демократии, расширения гласности и участия граждан в управлении делами государства. В соответствии с нормами международного права перечень прав человека в Конституции был значительно расширен.
Раздел второй — «Государство и личность» — содержал расширенный и дополненный, по сравнению с Конституцией СССР 1936 г., перечень прав и обязанностей граждан. К числу прав в первую очередь относилось равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения (ст.ст. 34-36). В ст. 39 говорилось, что «граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод»:
- правом на труд (ст.40);
- правом на отдых, дополненным, по сравнению с Конституцией СССР 1936 г., положением о том, что рабочая неделя не должна превышать 41 часа (ст. 41);
- правом на охрану здоровья, подкрепленным бесплатным медицинским обслуживанием (ст. 42);
- правом на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности (ст. 43);
- правом на жилище (ст. 44);
- правом на образование (ст. 45).
В ст.ст. 46-47 было сформулировано право советских граждан на достижения культуры и свободу научного, технического и художественного творчества в соответствии с целями коммунистического строительства.
В ст. 48 содержалось формулировка права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами.
В ст. 50 и ст. 51 гражданам СССР гарантировались свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. Перечень общественных организаций, имевшийся в Конституции СССР 1936 г., отсутствовал, что давало возможности для развития общественно-политической инициативы. При этом руководящей и направляющей силой, ядром советского общества провозглашалась КПСС. Реализация указанных прав и свобод была ориентирована на достижение целей коммунистического строительства.Всего правам и свободам граждан СССР были посвящены 22 статьи Конституции. Ст. 53 объявляла семью под защитой государства. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантировались предусмотренные законом права и свободы, им в обязанность вменялось уважение Конституции СССР и соблюдение советских законов. Одна из статей традиционно для всех советских конституций предоставляла право убежища иностранцам, преследуемым за революционную деятельность и национально-освободительную борьбу (ст. 38).Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей граждан (ст.ст. 59-69). Они включали теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами.
Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г. в соответствии с новым союзным Основным законом, также включала главу «Государство и личность», в которой почти дословно повторялись статьи Конституции СССР из главы того же названия.
В годы «перестройки», протекавшей под лозунгом демократизации социализма, придания ему «человеческого лица», проблема прав человека приобрела большое значение в связи с реформой политической системы. Значительные поправки, касающиеся прав и свобод граждан, были внесены в обе Конституции – союзную и республиканскую. Все они имели общее направление: поворот к пониманию прав человека как естественных, неотъемлемых государством, к установлению во всех случаях, их касающихся, верховенства норм международного права над национальным законодательством.
Документом, подведшим итог этому процессу и отразившим кардинальное изменение отношения отечественного законодателя к проблеме прав человека, стала Декларация прав и свобод гражданина. Она была принята Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. В ней подчеркивалось, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами, закрепляемыми в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам о правах человека, другим международным нормам.
Впервые за весь советский период Декларация содержала статью, в которой было сформулировано право каждого человека на собственность, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантировалось законом. Неотчуждаемое право быть собственником провозглашалось гарантией осуществления интересов и свобод граждан (ст. 24). К сожалению, Декларация стала одним из последних законодательных актов единого союзного государства, которое перестало существовать 7 декабря 1991 г.
Тем не менее, РСФСР была объявлена правопреемником Советского Союза после его распада, законодатель внес в Конституцию РСФСР поправки, соответствующие положениям Декларации. Действовавшая в начале 90-х годов на территории России Конституция РСФСР содержала статьи, отразившие естественно-правовое понимание природы прав человека, приоритет и принцип непосредственного действия международных норм, относящихся к правам человека.
Это понимание сохранено и в ныне действующей Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., закрепившей международные стандарты прав человека. В главе «Права и свободы человека и гражданина», включившей ст.ст. 17-64, подробным образом перечислены права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Ст. 17 провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Ст. 18 гласит, что права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Новыми, по сравнению с советскими Конституциями до внесения в них поправок в период перестройки, стали следующие статьи Конституции РФ:
- ст. 20, согласно которой каждый имеет право на жизнь; смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей;
- ст. 21, гласит, что никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человека обращению; никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам;
- ст. 26, по которой каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться;
- ст. 35, согласно которой право частной собственности охраняется законом;
- ст. 36, провозглашает, что которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю;
- ст. 46, гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;
- ст. 49, по которой каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Значительному расширению и конкретизации, по сравнению с советскими Конституциями, подверглись ст.ст. 46 по 54, в которых были сформулированы принципы судебной защиты личности. Они включили отныне положения о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Обязанности граждан Российской Федерации были сведены к уплате налогов, сохранению природы и окружающей среды, защите Отечества (ст.ст. 57-59).
Обозначенный Конституцией РФ подход подтверждал вхождение нашей страны в европейское и мировое сообщество и потребовал изменения всей системы законодательства в соответствии с провозглашенными принципами. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы – региональную организацию, имеющую своей целью осуществление и поддержание прав человека. РФ ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека (ЕКЧП) и Европейскую социальную хартию (ЕСХ) 1961 г. и начала приводить в соответствие с ней свое законодательство.
Реформа законодательства заняла около 10 лет и имела результатом принятие новых отраслевых кодексов, в которых права человека нашли законодательное подтверждение и гарантии:
Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.,
Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г.,
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г.,
Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г.,
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.,
Трудового кодекса Российской Федерации от 26 декабря 2001 г.,
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.,
Гражданского кодекса Российской Федерации;
Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. и др.
В Конституции РФ 1993 г. в соответствии с пунктом «д» части 1 ст. 103 предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека. С момента основания эту должность занимали С.А. Ковалев, О.О. Миронов; в настоящее время Уполномоченным по правам человека является В.П. Лукин. Представители Уполномоченного по правам человека работают в субъектах Федерации. В их задачи входит наблюдение за исполнением законодательства в сфере прав человека.
В марте 2009 г. президент РФ внес на ратификацию в Государственную думу Европейскую социальную хартию 1961 г., пересмотренную и дополненную с учетом произошедших в европейских странах социальных изменений. Она была подписана РФ в Страсбурге в 2000 г. Ратификация хартии не потребует внесения изменений в текущее законодательство России, т.к. предлагаемые в ней поправки уже учтены.
Процесс приведения российского законодательства в соответствие с европейскими и международными стандартами по правам человека нельзя считать завершенным. Не все законодательные положения действительно реализуются, не всегда разработаны гарантии их соблюдения, неэффективно работают правоохранительные органы, существует коррупция и давление криминальных структур.
Таким образом, в советский и постсоветский периоды развития Отечества основой изменения прав и обязанностей граждан являются советские и российские конституции. Советская власть провозгласила полное равенство в правах российских граждан. Были отменны все социально-правовые льготы и привилегии, пережитки сословного строя. В действительности ликвидировалась грань между равноправием, правом на все и полным бесправием. Власть большевиков проявила заинтересованность в конституционном закреплении нового социально-правового размежевания. Фиксировалась жесткая зависимость прав от трудового статуса. Причем труд воспринимается в узкой трактовке: ручной труд. Либо в виде исключения труд боевой, ратный, героический по истреблению врагов работников ручного труда. Вообще права, в естественно-правовом смысле, воспринимались как пережиток, досадная временная необходимость в преддверии построения коммунизма, где таковые понятия исчезнут.
Конституционно закрепляется система права, вбирающая в себя провозглашение демократических прав граждан с социалистическим добавлением с фактическим пренебрежением здоровьем и жизнью граждан.
В 90-е годы ХХ века в России вновь провозглашается стандартный набор естественных прав. Но социальные права не находят материального обеспечения, политические права уничтожаются витиеватыми недостроенными системами норм избирательного законодательства.
Гражданские, политические, социальные права человека должны находиться в неразрывной взаимосвязи, формировать единую систему. Преувеличение значения одних прав в ущерб другим отрицательно сказываются на развитии общества, подрывают его стабильность.