На полномочных представителях лежит очень важная миссия.

Они представляют интересы Президента России в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ. Их всего 12 человек - 9 в федеральных округах и 3 в органах (Совете Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Конституционном Суде РФ).

Что касается управлений, то это основная организационная и рабочая единица. В настоящее время существуют следующие подразделения:

Государственно-правовое управление Президента РФ;

Контрольное управление Президента РФ;

Референтура Президента РФ;

Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ;

Управление Президента РФ по внешней политике;

Управление Президента РФ по внутренней политике;

Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров;

Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции;

Управление Президента РФ по государственным наградам;

Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами;

Управление Президента РФ по научно-образовательной политике;

Управление Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ;

Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан;

Управление Президента РФ по общественным проектам;

Управление Президента РФ по общественным связям и коммуникациям;

Управление Президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии;

Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций;

Управление Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия;

Управление пресс-службы и информации Президента РФ;

Управление протокола Президента РФ;

Экспертное управление Президента РФ.

Начальники некоторых управлений имеют статус помощников главы государства. Это одно из основных их отличий от советников Президента РФ.

Особняком стоит Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Его статус своеобразен:

Является федеральным государственным гражданским служащим (в отличие от Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей);

Назначается на должность и освобождается от должности Президентом России;

Обеспечение его деятельности возложено на аппарат Общественной палаты РФ.

Для выполнения возложенных на него обязанностей ему дано право:

Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

Беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, организации;

Проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

Направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

Привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Совет безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации - конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Орган решает такие важные для безопасности страны задачи:

Обеспечение условий для осуществления Президентом России полномочий в области обеспечения безопасности;

Формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

Прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

Подготовка предложений Президенту РФ:
- о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
- о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
- о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;

Оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности .
В свою очередь, к основным функциями Совета Безопасности РФ относятся:

Рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

Анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

Разработка и уточнение стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

Осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

Рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности РФ;

Подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

Организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности РФ.

Крайне высокий статус придает ему не только факт председательства в нем главы государства, но и вхождение в него многих высокопоставленных должностных лиц.

В состав Совета Безопасности РФ входят постоянные члены, замещающие следующие должности [3]:

Председатель Правительства РФ;

Председатель Совета Федерации ФС РФ;

Председатель Государственной Думы ФС РФ;

Руководитель Администрации Президента РФ;

Секретарь Совета Безопасности РФ;

Министр обороны РФ;

Министр внутренних дел РФ;

Министр иностранных дел РФ;

Директор Службы внешней разведки РФ;

Директор Федеральной службы безопасности РФ;

Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ Нургалиев Р.Г.;

Постоянный член Совета Безопасности РФ Грызлов Б.В.

Примечательно, что последние 2 постоянных члена входят в состав совета скорее по причине большого опыта и ранее занимаемым должностям, нежели сегодняшним положением в системе государственного управления.

Помимо указных лиц в Совет Безопасности РФ входят члены [3]:

Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

Генеральный прокурор РФ;

Министр финансов РФ;

Министр юстиции РФ;

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первый заместитель Министра обороны РФ;

Директор ФСКН России;

Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Мэр Москвы;

Губернатор Санкт-Петербурга.

Что касается разницы между постоянными членами и членами Совета Безопасности РФ, то здесь 2 основных отличия. Во-первых, Президент РФ, проводя заседания совета, не всегда проводит его с приглашением всех лиц, входящих в него. В последнее время все чаще в заседаниях участвуют только постоянные члены. Во-вторых, члены, в отличие от постоянных членов, при решении вопросов обладают лишь правом совещательного голоса.

Аппарат, возглавляемый Секретарем Совета Безопасности РФ (с 2008 г. это Патрушев Н.П.), является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления и решает такие задачи, как:

Информационно-аналитическое сопровождение деятельности Президента РФ и Совета Безопасности РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности страны, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны, критериев и показателей обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, иным вопросам стратегического планирования;

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ;

Организационно-техническое, документационное и информационно-справочное обеспечение деятельности научного совета при Совете Безопасности РФ;

Подготовка Президенту РФ и Совету Безопасности РФ предложений по вопросам безопасности и обороны;

Контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации решений Президента РФ по вопросам координации деятельности в области обеспечения национальной безопасности, а также решений Совета Безопасности РФ и совещаний по стратегическому планированию [5].

Для осуществления подготовки предложений и рекомендаций Совету Безопасности РФ по основным направлениям государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, способствования координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации по обеспечению национальной безопасности, исполнения решений Совета Безопасности РФ по решению Президента России создаются межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ. Они могут образовываться по функциональному или региональному признакам.

В настоящее время действуют:

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере;

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по военной безопасности;

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по информационной безопасности;

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по общественной безопасности;

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по проблемам Содружества Независимых Государств;

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по проблемам стратегического планирования;

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности.

Они состоят из представителей федеральных органов исполнительной власти (как правило, руководителей или заместителей), аппарата Совета Безопасности РФ, Российской академии наук и др.

Также существует научный совет при Совете Безопасности РФ. Он образован для научно-методологического и экспертно-аналитического обеспечения деятельности Совета Безопасности РФ, его рабочих органов и аппарата. Возглавляет его Секретарь Совета Безопасности РФ, в состав входят сотрудники Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, представители госкорпораций, акционерных обществ с государственным участием, учреждений, вузов и научных организаций.

Государственный совет Российской Федерации (Госсовет России) — неконституционный совещательный орган при президенте Российской Федерации, образован Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602. Этим же указом утверждено положение о Государственном совете Российской Федерации. Госсовет рассматривает насущные вопросы жизни страны. Он не является органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями.

Основные задачи и порядок работы Государственного совета определяются положением о Государственном совете Российской Федерации, утверждённым указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602.

Структура:

Председатель

Председателем Государственного совета является президент Российской Федерации.

Члены

До 2012 года членами Государственного совета являлись по должности только высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

По решению президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.

Президент воспользовался этим правом только один раз: распоряжением президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. № 49-рп бывший губернатор Тюменской области Леонид Юлианович Рокецкий включен в состав Государственного совета (это распоряжение признано утратившим силу распоряжением президента Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 403-рп).

См. список действующих членов Государственного Совета на официальном сайте президента России.

11 июля 2012 года президент Российской Федерации установил, что членами совета являются:

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации;

Руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации[5].

10 августа 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О внесении изменения в Положение о Государственном совете Российской Федерации, утверждённое Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602, и о признании утратившим силу пункта 3 Указа президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 992», в соответствии с которым, членами Государственного совета стали полномочные представители президента Российской Федерации в федеральных округах

Президиум:

Основная статья:Президиум Государственного совета Российской Федерации

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе 9 членов (по одному представителю от каждого федерального округа). Персональный состав президиума, который подлежит ротации один раз в полгода, определяет президент Российской Федерации.

Утвердилась практика совместных заседаний президиума Государственного совета и Совета безопасности Российской Федерации.

Консультативная комиссия:

Указом президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. № 241 образована консультативная комиссия Государственного совета для оказания консультативной помощи членам Государственного совета и президиума Государственного совета. Члены консультативной комиссии назначаются президентом Российской Федерации из числа глав субъектов Российской Федерации с истекшими полномочиями.

Члены консультативной комиссии не входят в состав Государственного совета.

Секретарь:

Обязанности секретаря Государственного совета:

Обеспечивает подготовку проекта плана работы Государственного совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям Государственного совета, а также проектов соответствующих решений;

Информирует членов Государственного совета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Государственного совета, обеспечивает их необходимыми материалами;

Подписывает протоколы заседаний Государственного совета;

Несёт ответственность за обеспечение деятельности Государственного совета;

Организует работу консультативной комиссии Государственного совета и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп, создаваемых Государственным советом, президиумом Государственного совета;

Исполняет иные поручения председателя Государственного совета.

Секретарь Государственного совета не входит в его состав.

Наши рекомендации