Государственное строительство
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: < КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ а
Л.Ш-Галиева,
аспирант юридического . , . факультета БашП/'
В последнее время российскими политологами, социологами и даже юристами все чаще термины «местная власть» и «местное самоуправление» признаются равнозначными и употребляются как слова-синонимы. Вместе с тем политика в области законодательного регулирования местной власти в Башкортостане имеет существенные особенности. В Конституции Республики Башкортостан закреплено два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. В то же время согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием является «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория..., в пределах которых осуществляются самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». Такой вид местной власти, как местное государственное управление, федеральным законодательством не предусмотрен, но и не запрещен, подтверждением чему является признание Конституционным судом российской Федерации за субъектами Федерации права самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти на своей территории, включая представительные и исполнительные органы государственной власти районов и городов.
Высказывания некоторых правоведов о том, что сложившийся в нашей республике подход к устройству местной власти является искусственным, политически и экономически непродуманным и даже приводит к ущемлению политических праа граждан республики, на наш взгляд, необоснованны.
Нормы Конституции РеспубликиБашкортостан о местной власти не являются принципиальным нововведением, неким правовым феноменом. Наоборот, конституционно закрепив сложившиеся отношения в области регулированияместной власти, законодатель учелположительныйопыт мировой практики.
В ряде цивилизованных иностранных государств «именно субъект Федерации не только передает полномочия на места, но и контролирует их в различных объемах и различными способами. Местные органы могут получить лишь то, чтоиз своих полномочий передадут иморганы государственной власти субъектов Федерации на основе регионального закона, причем для каждой территории объем и характер этих полномочий Moiyr варьироваться».
Следуеттакже отметить, что разделение местной власти на виды способствовало тому, что в республике удалось избежать нивелирования разницы между сельской и городской местной властью, свойственной федеральному уровню, что благоприятно отразилось на выполнении местной властью хозяйственных и иных функций. К ведению органов местного государственного управления в республике отнесены такие важные вопросы, как промышленность, строительство, использование и распоряжение природнымиресурсами, и т.д. Это обстоятельство существенно расширяет круг полномочий органов местной власти республики по сравнению с компетенцией органов местной власти других регионов России и позволяет оперативно, с учетом местных особенностей решатьряд важнейших задач, направленных на удовлетворение гражданамисвоих потребностей и исполнение обязанностей перед государством.Опытом Башкортостана заинтересовались соседние регионы. Не так давно на рассмотрение в Государственную ДумуРоссийской Федерации был внесен проект Федерального законаоб общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, призванный решить целый ряд проблем, которых, к слову, наша республика избежала именно благодарятому, что законодательнозакрепила различные виды местной власти.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан» граждане, проживающие на соответствующей территории, имеют право на участие в местном государственном управлении без каких-либо ограничений. Это положение гарантируется правом (статья 3);
а) участвовать в непосредственном решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению местного государственного управления;
б) избирать и быть избранными в органы местного государственного управления;
в) доступа к муниципальной службе;
г) получения информации о деятельности органов местного государственного управления;
д) обращения с иском в суд о восстановлении нарушенного права на участие в местном государственном управлении.
В Законе Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» также закреплены гарантии права граждан на участие в местном самоуправлении.
Разумеется, в республике в этой области государственного строительства имеются и свои проблемы - прежде всего это отсутствие должного финансирования мероприятий, направленных на решение органами местной власти вопросов своей компетенции, и политическая пассивность населения. Большой проблемой остается несовершенство нормативной правовой базы. Несмотря на то, что в республике принято значительное количество нормативных правовых актов, предусматривающих активное участие местных органов власти в различных сферах деятельности государства и гражданского общества, создание законодательной базы, способной обеспечить условия для функционирования органов местной власти, в настоящее время еще не завершено. В частности, не принят в новой редакции Земельный кодекс, призванный определить принципы и критерии распоряжения землями, относящимися к различным формам собственности; не решены многие вопросы муниципальной собственности. До сих пор не зарегистрированы в Министерстве юстиции республики уставы большинства сельсоветов и поссоветов.
На данном этапе государственного строительства особо значимым представляется укрепление материально-финансовой базы местной власти, возможное при оказании содействия республиканскими органами власти при одновременном контроле с их стороны за осуществлением социально-экономических программ. Созданы предпосылки для разработки Концепции региональной политики, предусматривающей условия и принципы комплексного развития всех районов республики.
Таким образом, можно сделать вывод, что за последние пять лет в Республике Башкортостан осуществлен комплекс мероприятий по изменению структуры и статуса органов местной власти, проведена серьезная работа по формированию законодательной основы, обеспечивающей условия для ее деятельности, основой которой явилась Конституция Республики Башкортостан.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ БАШКОРТОСТАНА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
З.И.Еникеев,
председатель Комитета
Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан
Л.А.Бикбаева,