Совершенствование управления вооруженными силами Российской Федерацией
Эта важная задача решалась, прежде всего, в процессе проведения военной реформы, которая началась с 2001 года. Основные направления ее были намечены Президентом В.В. Путиным в ежегодном президентском послании Федеральному Собранию 2002 года. В последующих посланиях он также четко назвал одной из приоритетных задач модернизацию российских Вооруженных Сил. Важнейшей целью их реформирования должны были стать модернизация армии, соответствующая возможностям современной российской экономики и социальной сферы. В августе 2002 года Президент утвердил «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года», которые явились важным документом по реализации этой важной задачи.
Основными положениями реформы явились: 1. переход к профессиональной армии при сокращении ее численности на 20 %; 2. сокращение срока службы по призыву, что и произошло. С 2007 года срок службы был сокращен до полутора лет, а с 2009 года – до одного года; 3. переход Вооруженных Сил РФ на структуру из трех видов – Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-морской флот (ВМС) и трех родов войск – ракетные войска стратегического назначения (РВСН), войска воздушно-космической обороны (ВКО) с 2011года и воздушно-десантные войска (ВДВ); 4. перевооружение армии и флота; 5. реформирование системы военного образования, которое должно осуществляться на основе Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».11 Система подготовки офицерских кадров включала три учебно-научных центра, десять академий, два университета и два высших командных училища. 6. Создание правовой базы Вооруженных Сил РФ, что зафиксировано в «Военной доктрине Российской Федерации»;12 7. создание системы общественного контроля над деятельностью Вооруженных Сил; 8. концептуальное развитие военной и ведомственной медицины; 9. повышение престижа военной службы; 10. защиту интересов военнослужащих, членов их семей, ветеранов военной службы. Общественная палата РФ создала комиссию по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов военной службы – новое профильное подразделение; 11. борьбу с коррупцией в оборонно-промышленном комплексе.
Особое значение было уделено совершенствованию структуры управления Вооруженными Силами Российской Федерации, окончательный вариант которой можно проследить по данным таблицы №4.
Одновременно руководство российского государства провели в рамках военной реформы военно-административное деление РФ, что видно по данным таблицы №5.
Таблица №5
Результатом этой задачи явились стратегические объединения - Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа.
В ходе реформы были укрупнены военные округа.13 Вместо предыдущих шести округов в 2010 году были созданы четыре: Западный - вместо бывшего Московского и Ленинградского военных округов со штабом в Санкт-Петербурге; Южный - в пределах Северо-Кавказского военного округа со штабом в Ростове-на-Дону; Центральный - в пределах Приволжско-Уральского и большей части Сибирского военного округа со штабом в Екатеринбурге; Восточный - в границах Дальневосточного военного округа со штабом в Хабаровске. Руководство округами было возложено на объединенные стратегические командования (ОСК). При этом общевойсковые армии, командования ВВС и ПВО входят в состав военных округов.
Свою организационную деятельность командующий военным округом начали осуществлять через соответствующие штабы, управления и отделы округа. Флоты также перешли в оперативное подчинение командующим военных округов, вместо бывшего единого командования Военно-Морским флотом. Так Северный и Балтийский флот стали подчиняться командующему Западным военным округом, Черноморский и Каспийский флот – командующему Южным военным округом, а Тихоокеанская флотилия – командующему Восточным военным округом. На смену четырехзвеньевой (военный округ – армия – дивизия – полк) модели управления войсками пришла трехзвеньевая (военный округ - оперативное командование - бригада).
Целью военной реформы явилось сокращение численности армии, офицерского корпуса, центрального аппарата Минобороны РФ, личного состава штабов и управлений округов.
В феврале 2014 года для соблюдения законопорядка, воинской дисциплины, охраны армейских объектов и безопасности дорожного движения, а также для искоренения «дедовщины» Президентом РФ был подписан закон и создании военной полиции, которая будет входит в структуру Министерства обороны РФ и руководство ей будет осуществлять Министр обороны.
Активные мероприятия проводятся по развитию системы профессиональной подготовки в армии: в воинских частях открыты учебные центры (более ста) начального профессионального образования для призывников; лицам, отслужившим в армии не менее трех лет по контракту, предоставляется помощь при подготовке к поступлению в вузы и получению высшего профессионального образования с выплатой специальных стипендий.
Глава VII