Социальное возрождение Российской Федерации
Начало XXI века для России является временем, когда внимание государства, общества обратилось к решению важнейших задач в сфере социальной политики. Еще в 2004 году Президент Российской Федерации в Послании Федеральному собранию наметил курс на решение насущных проблем в сфере медицины, образования, жилищного вопроса. В 2005 году правительство России начало реализовывать национальные проекты в четырех сферах – образовании, медицинской и строительной отраслях, а также в агропромышленном комплексе.
Для эффективной реализации приоритетных национальных проектов при Президенте РФ был образован совещательный орган – Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике во главе с главою государства.1 В состав Совета также вошли министры, главы регионов, мэры городов, представители Государственной Думы и Общественной палаты, представители от научных и общественных организаций. Совет был создан с целью обеспечения координации между органами федеральной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными, научными, экспертными организациями.
Функции контроля за целевым, эффективным расходованием средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов были возложены на Министерство внутренних дел России, Федеральную службу безопасности, Прокуратуру, Счетную палату Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, полномочных представителей Президента России, а также на все органы надзора, работающие в образовательной, медицинской и других социальных сферах. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации проводит координацию реализации социальной политики в новом XXI веке.
Приоритетным социальным направлением явился проект «Здоровье».Основной его задачей явилась доступность оказания качественной медицинской помощи населению России на основе принципов обязательного медицинского страхования. Проект реализуется по двум основным направлениям: 1. Оказание населению профессиональной медицинской помощи, основанной на высоких технологиях; 2. Развитие института скорой помощи. Главной целью проекта явилось оздоровление российского населения в общегосударственных интересах.
Для реализации основных направлений этой задачи государством проводятся целевые мероприятия, а именно: осуществляется финансирование на подготовку врачей общей практики, повышена заработная плата работникам медицинской сферы, организована централизованная закупка диагностического оборудования, специализированного автотранспорта, проводятся мероприятия по профилактике и лечению различных заболеваний, например, ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок с закупкой вакцин, обследование новорожденных в целях выявления наследственных заболеваний, снижения детской и материнской смертностей, реализации программы родового сертификата и т.д. Одновременно проводится ежегодная диспансеризация работающего населения, строятся высокотехнологичные медицинские центры в субъектах Российской Федерации по основным медицинским направлениям и т.д.
С 2014 года вступили в действие новые правила по оказанию населению Российской Федерации скорой медицинско помощи. В этой связи предусмотрен новый порядок разделения скорой помощи на экстренную и неотложную, осуществлен отказ от специализированных бригад и санитаров с введением новых должностей «водитель-санитар» и «фельдшер-санитар». В случае необходимости оказания экстренной медицинской помощи бригада должна прибыть к больному в течении двадцати минут. Неотложная помощь оказывается в случаях, когда угрозы жизни нет, и пациент может подождать оказания медицинской помощи.
Для повышения эффективности реализации основных задач проекта было образовано Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, которое курирует Минздравсоцразвития России.
К социальной политике относитсяприоритетный национальный проект «Образование», которыйвключает в себя пять основных направлений, направленных на поддержку и развитие отечественного образования при опоре на профессиональный педагогический опыт, внедрение современных образовательных технологий в учебных учреждениях, развитие системы подготовки и переподготовки кадров, создание национальных университетов и бизнес-школ, способных конкурировать на мировом уровне и повышение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях. В этой связи государство оказывает поддержку по реализации и внедрению инновационных программ образовательным учреждениям различного уровня, ежегодно предоставляя более 2500 грантов для поддержки талантливой молодежи и используя премиальный фонд для поощрения лучших педагогических кадров страны и т.д.
Для успешной реализации программы по внедрению современных образовательных технологий десять тысяч школ Российской Федерации ежегодно оснащаются компьютерной техникой с подключением к сети «Интернет», на федеральном образовательном сайте размещаются различные дистанционные образовательные программы, обновляются учебно-методические и наглядные пособия.
Для выявления наиболее талантливых, способных, хорошо подготовленных студентов с 2014 года распоряжением правительства Российской Федерации утвержден перечень образовательных организаций высшего образования, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания при приеме на обучение по двенадцати специальностям. Премьер-министром Российской Федерации Д.А. Медведевым было подписано Постановление для организации единого подхода в работе образовательных учреждений, подведомственных правительству – Финансового университета, Высшей школы экономики и Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова. Согласно этому постановлению ректоры этих трех вузов стали назначаться и освобождаться от должности Правительством, что поднимает престиж и значимость этих учебных заведений.
Причем образовательная политика государства направлена не только на получение высшего образования, но и на получение престижных специальностей в профессиональных технических училищах, так как потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах ежегодно возрастает.
Бизнес-сообществу также отводится особая роль в реализации приоритетного национального проекта «Образование», так как оно может разработать и реализовать рейтинговую оценку деятельности образовательных учреждений, создавать собственные корпоративные учебные заведения с разработкой профессиональных стандартов с быстрым реагированием изменений внешней среды. При этом характер проводимых мероприятий имеет характер частно-государственного партнерства.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является одним из направлений государственной социальной политики в наступившем XXI веке. Он реализуется по четырем основным направлениям при опоре на целевую программу «Жилище».2 Входящие в нее подпрограммы касаются решения таких важнейших вопросов, как предоставления субъектам Российской Федерации субвенций за счет федерального фонда и компенсаций на получение жилья малообеспеченным категориям населения – ветеранов, семей, имеющих инвалидов.
Первым и одним из приоритетных направлений этого проекта является доступность при покупке жилья. Для его реализации государство принимает меры для поддержания, прежде всего, молодых семей, которым предоставляются субсидии или помощь при оплате первоначального взноса при ипотечном кредите, при строительстве индивидуального жилья в размере 10% от стоимости стандартного жилья компенсируется за счет федерального бюджета и 25% - за счет региональных бюджетов. При рождении или усыновлении ребенка предоставляется субсидия в размере 5% от средней стоимости жилья или компенсацию затраченных семьей средств на покупку или строительства собственного жилья.
Второе направление по реализации проекта нацелено на развитие системы ипотечного жилищного кредитования и системы страхования в этой области при государственных гарантиях, которые реализуются при опоре на нормативно-правовую базу. Созданное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию является основным проводником государственной политики по реализации данного направления.
Третье, реализуемое в рамках проекта, направление связано с ежегодным увеличением объемов жилищного строительства и развитием коммунальной инфраструктуры. Для его реализации государство осуществляет ряд комплексных мер, направленных на развитие градостроительного и антимонопольного регулирования, упрощения административных требований в этой сфере.
Четвертое направление посвящено государственным обязательствам по предоставлению жилья или улучшению жилищных условий тем категориям граждан, которые определены федеральным законодательством и имеют право на получение государственных субсидий в форме государственных жилищных сертификатов. Реализация этого направления проводится государством через Федеральный фонд компенсаций.
Составной частью социальной политики России явилась пенсионная реформа. С января 2015 года планируется ввести новый порядок назначения и расчета пенсий. Он будет применяться к тем гражданам, которые выйдут на пенсию в 2015 году и позже. Если 30-летний трудовой стаж для женщин и 35-летний стаж для мужчин превышается, то за каждый последующий год будут начислены дополнительные пенсионные коэффициенты - баллы.
С 2014 года планируется новый порядок формирования накопительной пенсии. При желании можно пополнять свой накопительный счет при сохранении существующего 6% тарифа. В противном случае освободившиеся 6% взносов будут направляться на формирование страховой пенсии и тариф вырастает с 10 до 16%, что скажется на повышении пенсии. Было заявлено, что все сформированные до этого пенсионные накопления будут выплачены гражданам в полном объеме. Одновременно правительство РФ пообещало сохранить все имеющиеся в настоящее время выплаты пенсий: единовременных, срочных и бессрочных. Эти меры направлены на обеспечение социальной стабильности в российском обществе.
Таким образом государственная социальная политика получила развитие в новом XXI веке по многим важным направлениям, что отвечает насущным требованиям российского общества.
Глава III
Реформы в сфере образования и науки
С самого начала вступления в новое тысячелетие российское государство установило приоритетным направлением образовательную политику, основные принципы которой определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и были закреплены в законах Российской Федерации.3 В этой связи президент Российской Федерации В.В. Путин с первых дней своего избрания главой государства обратил особое внимание правительства, гражданского общества на проблемы, связанные с состоянием образования в Российской Федерации. Он подписал документ, согласно которому начал проводиться специальный мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы на протяжении учебного года.4 По итогам мониторинга образовательные учреждения, работающие неэффективно подверглись реорганизации, но при этом соблюдались все права обучающихся. Было предусмотрено завершение обучения абитуриентов в других организациях аналогичной направленности под пристальным контролем органов государственной власти, в том числе кабинета министров.
Одновременно решались другие важные задачи. Так, число абитуриентов, обучающихся по дополнительным образовательным программам в результате принятых мер постоянно повышалось, причем половина из них получало образовательные услуги за счет федерального финансирования. В этой связи правительству было дано поручение реализовать программу по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально-неблагополучных семей.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и поэтому ему принадлежит основная роль в проведении государственной политики в сфере образования и науки. Структуру образования можно увидеть в таблице №2.
C 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон №273 "Об образовании в Российской Федерации",5 с этого времени прежние Законы РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" утратили силу.
Современный Закон «Об образовании в Российской Федерации» является основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования и имеет своей основной целью усовершенствовать законодательную базу Российской Федерации в образовательной сфере.
В законе определены следующие уровни общего образования, а именно: 1. дошкольное образование; 2. начальное общее образование; 3. основное общее образование; 4. среднее общее образование. Также в законе определены уровни профессионального образования, а именно: 1.среднее профессиональное образование; 2. высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Введен еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Наряду с основными образовательными программами в сфере образования введены также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся. Одновременно законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной сфере. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность. Закон обеспечил также регулирование стипендиального обеспечения учащихся образовательных организаций всех форм профессионального образования.
В данном законе выделены отдельные нормы, посвященные:
- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;
- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
- обучению по интегрированным образовательным программам;
- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.
Законом регламентированы также условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.
Высшим научным учреждением Российской Федерации, а также ведущим центром фундаментальных исследований является Российская академия наук, которая также подверглась реформированию. В частности, Министерством образования и науки России был разработан проект положения о федеральном агентстве научных организаций - ФАНО, которое призвано осуществлять управление институтами и имуществом РАН. Основной его целью является повышение эффективности работы Академии, научных институтов и подведомственных ей учреждений. В результате, уже в сентябре 2013 года был подписан Указ Президента об образовании этого агентства.6 На основании Указа руководство деятельностью агентства поручено Правительству Российской Федерации. Руководитель агентства назначается им при согласовании с Президентом Российской Федерации. Российская Академия наук вынесла предложение подчиняться не Министерству образования и науки, а Правительству, которое и было закреплено в законе.
Федеральный закон о реорганизации Российской и государственных академий наук и внесении изменений в законодательство РФ был подписан сентябре.7 Российская Академия наук является бюджетным учреждением независимо в своей деятельности, однако учредителем и собственником ее имущества является Правительство Российской Федерации.
В настоящее время выдвинутые Академией кандидатуры директоров институтов проходят выборную процедуру в своих коллективах, после чего утверждаются агентством. При этом их кандидатуры должны быть согласованы в Совете при Президенте по науке и образованию, где он является Председателем.
Произошло также объединение сельскохозяйственной и медицинской Академий наук. За Российской академией наук осталось право проведения и координирования всех приводимых научных исследований в Российской Федерации. Одновременно законом закреплен юридический статус отделений, центров и федеральных государственных бюджетных учреждений РАН. В целом со структурой Российской академией наук можно ознакомиться в приведенной ниже таблице №3.
Глава IV