Государственный бюджет как инструмент фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного бюджета
Главным звеном финансовой системы страны является государственный бюджет. Это план образования и использования финансовых ресурсов на базе финансового законодательства.
Бюджет выполняет следующие функции: распределительную - через госбюджет перераспределяется значительная часть национального дохода; контрольную - движение бюджетных ресурсов информирует о финансовом состоянии экономики; регулирующая - изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, стабилизировать экономику.
Существуют различные подходы к проблеме регулирования госбюджета. Сначала общепризнанным считался ежегодно балансированый бюджет.Такой подход к ликвидации бюджетного дефицита имеет существенные недостатки, особенно если экономика находится в стадии спада. Так, в условиях длительного периода безработицы и падения доходов налоговые поступления сокращаются. Правительство, пытаясь сбалансировать бюджет, может увеличить налоговые ставки, либо сократить государственные расходы, либо объединить эти мероприятия. В результате совокупный спрос еще больше уменьшается. В условиях избыточного спроса ежегодно балансированый бюджет также не носит стабилизационного, антиинфляционного характера. Более того, он еще больше усиливает колебания экономического цикла.
Бюджет балансируется циклически. В этом случае он выступает инструментом антициклической политики. Суть подхода заключается в том, что правительство осуществляет антициклическое регулирование и балансирует бюджет в ходе экономического цикла. Это достигается посредством проведения жесткой фискальной политики. В период спада в результате снижения налогов и увеличения государственных расходов бюджетный дефицит усиливается. В период подъема государство увеличивает налоги и уменьшает государственные расходы, и создает положительное сальдо бюджета, и это приводит к ликвидации бюджетного дефицита. Недостатки этой концепции заключаются в том, что если подъем и спады в экономике не совпадают по продолжительности, то созданное положительное сальдо в период подъема не компенсирует высокие государственные расходы периода спада.
Концепция функциональных финансов. В этом случае финансовая политика направлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации мероприятий, ориентированных на оздоровление экономики. Проблема сбалансированности бюджета не рассматривается как первоочередная. На первый план выдвигается проблема развития и достижение полной занятости. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит и инфляция могут даже вырасти, однако по мере стабилизации экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюджетного дефицита.
Состояние государственного бюджета может оцениваться с помощью абсолютных показателей, то есть разница между доходной и расходной частью. Могут быть следующие соотношения: баланс, дефицит и профицит.
Различают структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости.
Циклический дефицит - это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.
При образовании дефицита государственного бюджета возникает проблема его покрытия с минимальными потерями для экономики. Существуют такие меры его устранения.
1. Сокращение расходов госбюджета. Это не всегда возможно осуществить, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приводит к уменьшению инвестиций и потребления. Это также уменьшает возможности роста ВВП, поскольку сужает емкость рынка.
3. Преобразование дефицита бюджета в государственный долг.
Это происходит за счет:
1. Обращение государства по кредиту национальных банков. Это меняет состояние денежного рынка, ведет к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели компенсируют дорогой кредит увеличением отпускных цен. В то же время дорогой кредит уменьшает инвестиции, потому что для многих становится недоступным. В результате в долгосрочном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падение темпов роста ВВП;
2. Превращение кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств. После окончания срока кредита происходит отток национального дохода за границу, в форме его возврата и выплаты по нему процентов;
3. Выпуск государственных ценных бумаг - облигаций, т.е. займы у населения. Кейнсианцы рекомендуют это средство при спаде производства для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, оставшийся без государственных вложений, сталкивается с ухудшением условий производства. Происходит отход свободных денег из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита, а следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.
Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности этого инструмента. Это происходит в связи с увеличением средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения.
4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это наиболее опасный путь погашения бюджетного дефицита, так как ведет к лавинообразному росту инфляции. К такому средству покрытия бюджетного дефицита государства обращаются в случае невозможности или неумения использовать другие методы. Фактически это средство отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
5. Проблема дефицита бюджета частично может быть решена за счет равного увеличение государственных расходов и налогов. Это приводит к увеличению прибыли на размер, равный прироста государственных расходов и налогов, и называется мультипликатора сбалансированного бюджета.
Δ Y = Δ G = Δ T