Культура России первой половины ХIX века.
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. Опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Факторы, которые повлияли на культуру первой половины XIX в.:
1) формирование русской нациив ходе развития капиталистических отношений, складывание национальной культуры;
2) значительное расширение культурных связей
России с культурой других стран и народов способствовали интенсивному развитию русской национальной культуры;
3) демократизация культуры,которая проявлялась прежде всего в изменении тематики произведений литературы, музыки, искусства. Особенно с 30-х гг. XIX в. тема простого народа получает широкое распространение.
Литература
Ведущей областью первой половины XIX в. являлась литература.
Основные идейно-эстетические направлениялитературы этого периода:
1) сентиментализм;
2) романтизм;
3) реализм.
Ярким представителем сентиментализма в России был Карамзин. В произведениях представителей этого направления любовно изображаются (идеализируются) сельская жизнь, быт и нравы простых селян, отношения помещиков и крестьян.
После Отечественной войны 1812 г. широкое распространение получает романтический стиль, для которого в России были характерны:
1) героика;
2) борьба за идеалы свободы;
3) помещение действия в исторические интерьеры и др. В этот период возрастает интерес к народной культуре и отечественной истории. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» до сих пор остается одной из вершин художественной исторической литературы. Н.М. Карамзин пишет «Историю Государства Российского», которая сразу же становится предметом широкого обсуждения.
Фольклор становится основой для создания многих произведений Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко. Русская народная культура вызывала глубокую заинтересованность в литературно-философских салонах и кружках (кружок графа Блудова, славянофилы). Отчасти в пробуждении интереса к истории России и русской культуре сыграла роль и продиктованная свыше теория «официальной народности».
Основателем русского реализма считают А.С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», который часто называют энциклопедией русской жизни, является высшим выражением реализма в творчестве поэта.
Изобразительное искусство
Живопись, скульптура и архитектура данного периода находились под влиянием европейского классицизма. Архитектурные шедевры А.Н. Воронихина, К.И. Росси, О.И. Бове; скульптуры И.П. Мартоса, П.И. Клодта; живописные полотна К.И. Брюллова, Ф.А. Бруни не были его бессмысленной копией. Их пронизывала патриотическая идея, пафос прославления величия Российской империи. Работы архитектора К.А. Тона представляют новое (пришедшее с Запада) архитектурное течение – эклектика, вместе с тем развиваются традиции древнерусской архитектуры, русского деревянного зодчества. В творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина сентиментализм обернулся ранее невообразимым вниманием к жизни и быту простого народа, в частности крепостных крестьян.
Театр и музыка
Сочетание традиций немецкой и итальянской оперы с народной музыкой России представлено в знаменитых операх М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Народные мотивы пронизывают также романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и др.