Культура России первой половины 19 века

Образование. Круг образованнх людей расширялся, обр-е стало доступно даже разночинцам. 1802 год-создано Министерство народного просвещения. 1804 год – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов-университеты. Наряду с университетами появились специализированные учебные заведения: Межевой, Лесной, Педагогический институты, Техническое училище, Земледельческая школа. В губернских городах открылись гимназии, в уездных – училища. 1817 год – Министерство народного просвещения преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с князем Голицыным. Численность учебных заведений в 1-ой пол. 19 века возросла, усилилась сословность в системе образования. Литература. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Карамзин, Белинский. 1810-1820 гг – расцвет литературных салонов и объединений. Время подъема русской журналистики. «Русский вестник» Глинки, «Московский вестник» и «Москвитянка» Погодина (консерваторы). «Европеец» Киреевского, «Московский телеграф» Полевого, «Современник» Пушкина, Панаева, Некрасова, «Вестник Европы» Карамзина (либералы и демократы). Архитектура. Господствовал классицизм, стиль ампир. Воронихин – Казанский собор и Горный институт, Захаров – здание Адмиралтейства, Росси – Михайловский дворец, здание Сената и Синода, Александринский театр, Бове – Большой театр, Жилярди – реконструкция Московского университета. Живопись. На смену классицизму приходит романтизм. Брюллов – «Последний день Помпеи», Кипренский – портреты Пушкина, Оленина, Иванов – «Явление Христа народу», Федотов – начало реалистической и сатирической живописи. Театр и музыка. Самые известные театры – это Малый театр в Москве и Александринский театр в Санкт-Петербурге. Переход театров к драматургии Грибоедова, Островского. Известный актер эпохи-Мочалов. В музыке особое место занял романс (Алябьев, Варламов), крупнейший композитор эпохи – Глинка ( «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).

21. Общественно-политическая мысль 30-50 гг: кружки, славянофилы и западники, революционеры-демократы.

Кружки. Подавление восстания декабристов, казнь, ужесточение цензуры вызывали недовольство либеральной молодежи, но на создание новых тайных обществ по типу «декабристских» не было ни сил, ни возможности. Поэтому в 20-50 гг. существовали лишь небольшие кружки.

1827 год- в Московском университете раскрыт кружок братьев Критских. Члены собирались вести антиправительственную пропаганду и велись разговоры о цареубийстве.

1831 год – разгромлен кружок Сунгурова, в котором состояли и офицеры.

1832 год – раскрыт кружок литературного общества 11-го нумера (Белинский). Белинский исключен из университета, чтобы не портить репутацию.

Кружок Герцена и Огарева. Придерживались либеральных и антиправительственных взглядов. В 1831 году пересмотрели свои убеждения в пользу социалистического учения сен-симонизма. В 1834 году кружок раскрыли, членов отправили в ссылки. Кружок Станкевича. Не имел четких политических и оппозиционных взглядов. В нем изучались труды немецких философов. Оказал влияние на идейную жизнь страны, из него вышли позднее западники и славянофилы. Славянофилы. Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Самарин. Неприятие существующих в России порядков, гибельность крепостного права. Считали, что все постигшие Россию беды от того, что она отказался от самобытного развития и стала перенимать европейские порядки. Идеал-допетровская Русь. Считали русский народ чуждым политике, искренне преданным монарху. Делали вывод о невозможности революции в России. Отрицали конституцию, разделение властей, парламентаризм, царскую власть представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Западники. Грановский, Бакунин, Боткин, Белинский, Герцен, Огарев. Неприятие существующих в России порядков, гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Считали, что Россия должна идти по пути развития Западной Европы, стать парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по евр.пути должно было привести к утверждению в России социализма. Революционеры-демократы. От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы. Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Майков). Мечтали о ликвидации кр.права и самодержавия, об утверждении республики. В 1849 году петрашевцев отправили на каторгу.

22. Крестьянская реформа 1861 года: причины отмены кр.права, содержание реформы, последствия.

Причины: 1. Экономика находилась в состоянии кризиса. 2. Складывался капиталистический уклад, усилилось расслоение крестьянства 3. Начало промышленного переворота, которое сдерживалось слабым развитием рынка свободно рабочей силы. 4. Волнения крестьян

19 февраля 1861 года - подписан манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 1. Крестьяне становились лично свободными людьми. Могли заключать сделки, приобретать имущество, вступать в брак, переходить в другие сословия. Но они были подчинены общине (миру), без ее согласия не могли покинуть деревню и избрать иное место жительства. Установлена круговая порука по уплате податей. 2. Если помещик и крестьяне не могли договориться, то наделение землей проводилось на основе установленных норм. Раздел необходимо было проводить на основе уставных грамот. Для урегулирования споров между крестьянами и помещиками создавался институт мировых посредников. За полученную землю крестьяне должны были по-прежнему выполнять повинности в пользу помещика: работать на барщине или платить оброк. 3. После составления уставных грамот помещик мог перевести крестьян на выкуп. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным. С переходом на выкуп, крестьянин становился крестьянином-собственником, хотя продавать надел было запрещено. 4. Крестьянин выплачивал 20 % выкупа, остальное – гос-во. Крестьяне должны были выплачивать гос-ву долг в течение 49 лет под 6% годовых. Но потом платежи были отменены. Крестьяне были разочарованы реформой, считали, что помещики обманывают их. Возникли волнения. Отказывались подписывать уставные грамоты. Движение пошло на убыль после 1864 года. Значение: обретение личной свободы, расширение рынка рабочей силы, приток населения в города, рост промышленности, неизбежность перестройки сельского хозяйства, начало превращения России в буржуазную страну.

Наши рекомендации