Предпосылки, сущность, значение.

Предпосылки реформ

Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. обескровило и разорило страну, доказало неэффективность феодально-бюрократической системы управления. Уровень развития промышленности и сельского хозяйства не отвечал возросшим потребностям страны и её претензиям на роль мировой державы. Поражение наглядно показало социально-экономическую и военно-техническую отсталость России от передовых европейских стран. Сочетание политико-экономического кризиса и роста антиправительственного движения с потерей внешнеполитического престижа и угрозой утраты статуса великой державы убедили Александра II (1855-1881 гг.) в необходимости реформ.

Сущность реформ 1860-1870-х гг.:

1. Крестьянская реформа - Отмена крепостного права (1861 г.) Реформа распространялась на европейские губернии, где крепостное право существовало. Составляющие реформы:

- Личное освобождение крестьян. Личная свобода давалась немедленно и без выкупа. Крестьянин признавался юридически, мог выступать в суде, владеть всеми гражданскими и имущественными правами, переходить в другие сословия, учится в высших учебных заведениях, поступать на государственную службу. Но сохранялась община, крестьяне наказывались телесно (до 1904 г.), несли рекрутскую повинность (до её отмены в 1874 г.) и оставались основным податным сословием.

- Решение земельного вопроса. Земля оставалась собственностью помещика, свой надел крестьянин должен был выкупить. Не дать крестьянам земли помещик тоже не мог. Нормы надела в разных частях страны различались. В чернозёмной и нечернозёмной было две нормы: высшая и низшая (1/3 высшей), в степной зоне - одна норма - «указанная». Большинство крестьян получили землю по низшей норме, остальная у них отрезалась. Особенно много (до 30-40%) отрезали у крестьян черноземья. До выкупа надела крестьянин считался временнообязанным и продолжал нести повинности в пользу помещика.

- Выкупная операция. За свой надел крестьянин должен был заплатить такую сумму, чтобы положив её в банк, помещик в качестве процентов с неё получал сумму, равную ежегодному денежному оброку. Например, если крестьянин в качестве оброка до реформы платил 10 руб. в год, а банковский процент с вклада составлял 6% годовых, то получаем:

10 руб. = 6%

Х руб. = 100%, откуда Х » 166 руб. 67 коп.

Это непосильные для большинства крестьян деньги, поэтому выкупной операцией занялось государство. Был учреждён Крестьянский банк, под залог надела он давал ссуду в 75-80% от необходимой для выкупа суммы. За кредит крестьяне расплачивались с казной до 1907 г. и в итоге были бессовестно ограблены собственным государством, заплатив почти втрое больше рыночной стоимости выкупаемой земли.

Стоимость земли по ценам 1863 г. была 648 млн. руб., а к 1907 г., когда платежи отменили, крестьяне уже заплатили 1540,6 млн. руб. За период временнообязанного положения они уплатили бывшим помещикам в виде оброка ещё 527 млн. руб. При этом множество помещиков также разорилось, поскольку государство из выкупных сумм вычло их долги перед казной (всего 425 млн. руб., взятых помещиками под залог крепостных).

2. Реформы местного управления.

- Земская реформа 1864 г. В европейской России на губернском и уездном уровнях созданы всесословные (из представителей всех сословий) земские учреждения. Они избирались на три года от представителей: 1) землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) от сельских обществ. Занимались земства хозяйственными нуждами местного значения: устройством и содержанием дорог, мостов, почт, школ, больниц, приютов. Земства заботились также о местной торговле, промышленности, ветеринарном деле, статистике, взаимном страховании и т.п. Их бюджет формировался за счёт сборов с местных населения, предприятий, штрафов и пожертвований.

- Городская реформа 1870 г. Осуществлена по тем же принципам, что и земская. В городах созданы всесословные городские думы из 30-70 гласных (в Москве - 180, а в Петербурге - 250 гласных). Они избирали городскую управу, состоявшую из городского головы и двух и более членов. Контролировал деятельность городского самоуправления губернатор, в столичных городах - министр внутренних дел.

3. Судебная реформа 1864 г. Сословные суды (за исключением крестьянского волостного суда, судов для военных, духовенства и политических преступников) упразднялись. Вводились новые принципы судопроизводства: бессословность (равенство сословий перед законом), гласность (открытость для публики), независимость (от администрации) и состязательность (участие стороны обвинения и защиты). Представителей всех сословий судили теперь по одним и тем же законам в одних и тех же судах с одним и тем же порядком судопроизводства. По уголовным делам учреждался суд присяжных

4. Реформы в сфере образования. В 1864 г. вышли постановление о начальных народных училищах, которые могли открывать частные лица и общественные организации, и новый устав гимназий. В начальных школах учились дети низших сословий, срок обучения - 4 года. Гимназии были семилетними (позднее добавились два подготовительных класса) и делились на классические и реальные. Учиться в них могли представители всех сословий, но плата за обучение была высокой. В классических гимназиях особое внимание уделяли древним языкам (латыни, греческому), а в реальных - математике и естествознанию. Выпускник классической гимназии без экзаменов зачислялся в университет, реальной – в технический вуз.

В 1863 г. издан новый университетский устав, предоставивший вузам широкую автономию. Вузы стали самостоятельно решать все научные, учебные, административные и финансовые вопросы. Увеличилось и число вузов. К концу XIX в. в России было 10 университетов, в которых обучалось 16,5 тыс. студентов. Обучение было платным, но одарённые студенты имели право учиться за казённый счёт. Появилось высшее женское образование. Хотя женщины не получили права поступать в университеты, было разрешено открывать частные высшие женские курсы.

5. Цензурная реформа 1865 г. Для отечественных изданий объёмом в 10 печатных листов и зарубежных - 20 печатных листов отменена предварительная цензура. Под залог до 5000 руб. по особому разрешению министра внутренних дел газета или журнал тоже могли освобождаться от цензуры. Судебной ответственности за содержание освобождённых от цензуры изданий подлежали не только автор и редактор, но и издатель, владелец типографии и даже книготорговец.

6. Военные реформы. В 1860-х гг. образовались военные округа и военному министру были подчинены все рода войск. 1 января 1874 г. утверждён Устав о всеобщей воинской повинности, заменивший прежнюю рекрутскую систему. Все мужчины, достигшие 21 года, обязаны были служить: в сухопутных войсках - 6 лет и 9 лет запаса, во флоте - 7 лет и 3 года запаса. От службы освобождался единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также те, чей старший брат служил или уже отслужил. Срок службы сокращался в зависимости от образовательного ценза, например, окончив гимназию, служили полтора года, а вуз - полгода.

Улучшилось вооружение, появился паровой флот вместо уничтоженного в Крымскую войну парусного. В стране развернулась сеть двухгодичных военных училищ. Офицерский чин теперь мог получить представитель любого сословия. Появились военные академии и морское училище.

В результате реформ 1860-1870-х гг. абсолютная монархия в России меняется. Появляются элементы буржуазного конституционного строя. Благодаря отмене крепостного права, за которую Александр II был прозван «Освободителем», складываются классы буржуазии и наёмных рабочих. Однако, вводя буржуазные принципы в экономику, организацию местного самоуправления, суда, образования и т.д., правительство максимально постаралось сохранить привилегии дворянства и самодержавный характер государственной власти. Незавершённость реформ и отказ от политических преобразований вызвали недовольство общества.

Литература

1. Балакин, Ю.В. Очерки по отечественной истории: учеб. пособие / Ю.В. Балакин и др. - Омск: Омск. гос. ун-т, 1999.- С. 159-170.

2. Отечественная история: Вопросы. Ответы: учеб. пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 110-122.

3. Реформы Александра II / сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. - М.: Юрид. лит., 1998.- С. 122-164.


Наши рекомендации