Культура россии и европы (xv-xvi вв.).
Важнейшей характеристикой культуры России XV-XVI вв. становится центростремительная тенденция. Этот период характеризуется следующими особенностями развития культуры: 1) объединение местных культурных традиций и становление на основе их синтеза единой национальной русской культуры; 2) регламентация искусства. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество А. Рублева, в зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария; 3) с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы; 4) формирование культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики.
В литературных произведениях («Великие Четьи Минеи митрополита Макария», «Степенная книга»), летописных сводах (Летописец начала царства, Лицевой летописный свод), повестях и сказаниях (Казанское взятие, О хождении Стефана Батория на град Псков и др.) разрабатываются идеи закрепления объединения Руси, величия великокняжеской и царской власти, авторитета царской и церковной власти.
Значительные изменения претерпевает литература путешествий, в ней наблюдается усиление светских мотивов при описании путешествий.
Еще одной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и развитие публицистики (Сказание о князьях Владимирских, Сказание о Владимире Мономахе, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским). В публицистической литературе находит свое отражение концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддержала русская Православная Церковь. В посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис Москва - третий Рим.
Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии Сильвестра Домострой - учебник нравственности, определявший поведение человека его обязанностей в семье и обществе.
В области архитектуры для этого периода характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV-XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве - стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.) и русские мастера (Василий Дмитриевич Ермолин и др.). Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.
В 1485-1495 гг. вокруг Кремля были возведены мощные кирпичные стены и башни, украшенные характерными для итальянского крепостного зодчества зубцами - мерлонами. Архитектурным центром кремлевского ансамбля является колокольня Ивана Великого, построенная в 1505-1508гг. и надстроенная в 1600 г.
Классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в. является Успенский собор (1475-1479) - кафедральный храм, построенный итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размеру.
Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится только на фундаменте (церковь Вознесения в селе Коломенском, Храм Василия Блаженного).
На рубеже XV - XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др.
В середине XVI в. произошло крупнейшее событие в истории русского просвещения - основание книгопечатания в Москве. Инициатива в этом деле принадлежала Ивану IV и митрополиту Макарию. Первоначальной целью книгопечатания было распространение единообразных церковных книг с целью укрепления авторитета религии и церковной организации. Книгопечатание началось в 1553 г., а в 1563 г. во главе казенной типографии стал бывший дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров. В 1564 г. был издан «Апостол» - выдающееся произведение средневекового печатного дела по своим техническим и художественным качествам
В конце XV-XVI в. с деятельностью еретиков были связаны первые попытки выхода за рамки канонических представлений об окружающем мире. Они занимались астрономией и имели переводные таблицы для вычисления лунных фаз и затмений. Церковники враждебно относились к светскому знанию, к античной культуре. Такая жесткая позиция привела к изоляции русской культуры от передовой культуры Запада, закоснение в древних порядках и обычаях - во славу «истинного», православного христианства.
Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в. декоративно-прикладного искусства. Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др.
Таким образом, культура стала главным средством идеологического воспитания людей. Искусство в этот период не просто действует в установленных рамках, но и всячески руководствуется ими. В этот период зародилась тенденция к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты
В Европе период культурного развития с середины XV в. до начала XVI в. получил название Ренессанс (Возрождение). Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру.
В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение (Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.); Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле) и Позднее Возрождение (Шекспир, Сервантес).
Особенность искусства Возрождения заключается в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.
Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека.
Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность
Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира.
Кроме Итальянского Возрождения следует поговорить и о Северном, отразившемся, прежде всего, на культуре Нидерландов и Германии. Здесь также экономический фактор сыграл не малую роль. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Влияние античности здесь менее заметно, северное возрождение больше связано с реформацией. Лидирующим видом искусств была живопись.
Литература
1. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С. Д. Серебряного. - М.: Изд-во РГГУ, 1998. - С. 356-372.
2. Львова, Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (очерки истории) / Е.П. Львова. - СПб.: Питер, 2007. - С. 217-225.
3. Основные этапы мировой культуры (VI-XX вв.). Проблемы современной культуры. URL: http://libsib.ru/kulturologiya/osnovnie-etapi-mirovoy-kulturi-vi-xx-vv--problemi-sovremennoy-kulturi (дата обращения 28.10.2012).
Развитие феодализма в Европе на примере Франции (V-XV вв.).
Феодализм - социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов - феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная иерархия. Основой феодализма является феодальная собственность на землю.
Европейский феодализм - результат трех вариантов генезиса феодализма.
1. Первый тип рождался из первобытнообщинного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества (Англия, Скандинавия, Русь)
2. Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализма, вызревающих внутри рабовладельческого общества, с феодальными отношениями, формирующимися на последней стадии развития первобытнообщинного строя варваров (Северная Галлия).
3. Третий тип зарождался на базе синтеза элементов позднеантичного общества с феодальными отношениями, формировавшимися в варварских обществах, с преобладанием античного начала (Византия, Южная Галлия).
Становление феодальной экономической системы в Западной Европе рассматривают на примере Королевства Франков, возникшего в Северной Галлии в 486 г. В V-VII вв. франками правила династия Меровингов, с конца VII до середины IX в. - династия Каролингов, с X в. - Капетингов
Основные сведения о хозяйстве франков в эпоху раннего феодализма содержатся в «Саллической правде». Из этого документа следует, в конце VI в. наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей - аллод. В этот период меняется характер общины. К концу VI в. получает распространение объединение индивидуальных семей, владеющих аллодами, - община-марка.
Появление аллода стало предпосылкой формирования крупной феодальной собственности. Притеснения со стороны светских землевладельцев, церковных учреждений и королевских должностных лиц вынуждали свободных франков отдаваться под покровительство светских и духовных землевладельцев, которые таким образом становились их сеньорами.
Процессу концентрации земельной собственности, социальному расслоению способствовало вмешательство государственной власти. Государственный земельный фонд быстро сокращался (практика раздачи земли), поэтому пришлось изменить принципы жалования земель. Карл Мартел проводит так называемую бенефициальную реформу. Сущность ее состояла в том, что вместо дарений земли в полную, безусловную собственность (аллод) получила широкое распространение система пожалований земли в условную собственность в виде бенефиция. Бенефиций жаловался в пожизненное пользование на условиях выполнения определенных служб, чаще всего конной военной службы. Бенефиций мог быть отнят, если не выполнялась требуемая за него служба. С течением времени бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и в течение IX - X вв. приобрел черты феода (лена), - наследственного условного держания, связанного с обязанностью несения военной службы.
Бенефициальная реформа способствовала возникновению отношений вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы. По примеру короля другие крупные землевладельцы тоже стали практиковать эту форму пожалований, что содействовало оформлению иерархической структуры земельной собственности и складывавшегося класса феодалов.
Результатом роста крупного землевладения было сосредоточение в руках землевладельцев судебных, административных, фискальных функций и функций военного руководства. Эти функции получают свое юридическое оформление в виде так называемого иммунитета. Иммунитет - это привилегия, защищающая сеньоров и их земли от вмешательства короля и его представителей в дела феода.
Основой хозяйственной организации франкского общества в VIII-IX вв. была феодальная вотчина - сеньория. Земля вотчины состояла из двух частей: земли, находившейся в хозяйстве самого феодала (домена), и крестьянских наделов (держаний). В состав домена входили главным образом не пахотные земли, а леса, пустоши, болота и пр. Феодал не мог получить дохода от своей земли иначе, как путем передачи этой земли небольшими наделами в руки крестьян. В средние века различали три вида подчинения крестьянина сеньору - личную, поземельную и судебную.
- личная зависимость уходит своим происхождением в античное рабство. Раб, посаженный на землю, оставался сервом. Он не имел права передавать по наследству надел, не уплатив сеньору взноса, остальные повинности не были фиксированы и взимались по воле сеньора.
- поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля надела являлась частью вотчины, поэтому крестьянин должен был нести повинности пропорционально размерам надела и сообразно обычаям.
- судебная зависимость крестьянина вытекала из иммунитетных прав сеньора. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, все судебные штрафы выплачивались в пользу сеньора.
Крестьянское население вотчины не было единым по происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы - колонов, литов и рабов-сервов. Колоны - зависимые крестьяне, не утратившие полностью личной свободы, но уже находившиеся в поземельной зависимости от вотчинника, они не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственном пользовании, были ограничены в распоряжении этим наделом.
Рабы (сервы), жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела, и рабы, сидевшие на земле. В отличие от колонов рабы (сервы) они находились не только в поземельной, но и в полной личной зависимости от феодала.
Промежуточное положение между колонами и сервами занимали литы, находившиеся под патронатом светского или духовного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании. Грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались, и они сливались в единую массу зависимых крестьян, обязанных нести повинности в пользу сеньора - выполнять барщину и платить оброк.
Росту политической самостоятельности феодалов способствовало развитие вассальных отношений. Вступление в вассальную зависимость сопровождалось пожалованием вассалу бенефиция. Вассал обязывался служить своему сеньору, а сеньор обязывался защищать вассала. В результате развития вассалитета структура господствующего класса феодального общества представляла собой иерархическую лестницу.
К концу ХI в. заметно увеличилось количество феодалов. С целью консолидации слоя феодалов королевская власть провозгласила принцип «нет земли без сеньора» - вся земля должна была принадлежать светским или церковным феодалам. Для укрепления феодальной монополии на землю была введена система майората, при которой наследство могло передаваться (целиком или на 2/3) только старшему сыну умершего собственника, чтобы поместья не дробились между наследниками.
В XII-XIII вв. в деревне происходит замена продуктовой ренты денежной. С XII в. начинается процесс выкупа крестьян на волю. Серв выкупал повинности, характеризующие личную зависимость, земля при этом оставалась собственностью феодала, за пользование которой крестьянин платил денежную ренту - ценз, отчего крестьянин стал называться цензитарием, а его земельный участок - цензивой.
В XIV в. в деревне появилась прослойка обедневших крестьян. Они нанимались на сезонные работы к сеньору. Возникает категория сельского населения - наемные работники. Параллельно этому процессу формируется новый вид крестьянского держания - аренда земли. Условия аренды земельный собственник менял в свою пользу в зависимости от рыночного спроса.
В XIV в. происходят изменения в вассальных отношениях. Развитие в условиях товарно-денежных отношений фьеф-ренты и системы денежных контрактов отношения в среде феодалов перестают быть связанными непосредственно с землей. Личностные связи, за которыми прежде скрывались связи по земле, уступают место вещным отношениям по преимуществу.
Во время Столетней войны по всей стране прокатилась волна народных антиналоговых, антифеодальных и антиправительственных восстаний.
Для преодоления последствий Столетней войны были проведены следующие преобразования: правительственный указ (1451 г.) освобождавший все крестьянство на 8 лет от налога. Феодалы, чьи земли не приносили дохода, предоставляли их в наследственное свободное держание, со льготным размером фиксированной ренты. Это в свою очередь укрепило цензиву и положение средних слоев крестьянства. Вторая половина XV в. во Франции - характеризуется расцветом ярмарок, это является ярким свидетельством успешного формирования внутреннего рынка страны. В конце XV в. начинают появляться первые раннекапиталистические мануфактуры.
Литература
1. История средних веков. В. 2 т. / под ред. С.П. Карпова, З.В. Удальцовой. - М., 1990. - Т. 1. - С. 85-115, 149-153, 225-262.
2. Становление феодального государства во Франции. URL: http://studentuhelp.ru/stanowl.feod.fr.htm (дата обращения 15.10.2012)
3. Франкское государство. URL:
ii-po-istorii-srednix-vekov/1885-frankskoe-gosudarstvo.html (дата обращения 17.10.2012).