Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могутвыступать отдельные индивиды, (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, (Г), образование.
Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной (Е) зависит от того или иного статуса».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) благо
2) профессия
3) стратификация
4) оценка
5) деньги
6) дифференциация
7) власть
8) структура
9) группа
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова
А | Б | В | Г | Д | Е |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (17-20) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (19, 20 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво
Прочитайте текст и выполните задания 17 -20
Форма государства — это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства — это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).
Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др.
Государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.
Главой такого государства является монарх, его деятельность не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно <...>
Республика — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства — президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
17. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание формы государства.
18. Приведите указанные автором два признака монархии. Используя обществоведческие знания, назовите еще один признак.
19. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Соотнесите эти характеристики российского государственного строя с тремя, указанными в тексте, элементами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).
20. Сторонники монархий утверждают, что такие государства более устойчивы и лучше обеспечивают преемственность власти. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, приведите три аргумента в пользу республиканского строя.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
21. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.
22. Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте каждую из них примером.
23. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.
24. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Выполняя задание 25, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
25. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
25.1 | Философия | «Разум — универсальное орудие, могущее служить при самых разных обстоятельствах» (Р. Декарт). |
25.2 | Экономика | «Важная черта индустриального опыта — это отделение производителя от потребителя» (Б. Ерасов). |
25.3 | Социология, социальная психология | «Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» (Ж. Ренан). |
25.4 | Политология | «Политик думает о следующих выборах, государственный муж — о следующих поколениях» (Д. Кларк). |
25.5 | Правоведение | «Где есть правонарушение, там есть и возмездие» (Юридическое изречение). |
Оценивание работы
Максимально за 1 часть -- 22 балла
Максимально за 2 часть -- 27 баллов
Всего – 49 баллов
0-24 баллов – оценка 2.
25 – 32 балла – оценка 3
33-40 баллов – оценка 4
41-49 баллов – оценка 5
Ответы к демоверсии и критерии оценивания
Часть 1
Задания 1-2, 9, 10 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 3-8, 11-16 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (от-сутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более оши-бочных цифр) — 0 баллов.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
нормативная | |||
Максимально за 1 часть -- 22 балла
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
17. Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В ответе указываются факторы;
- уровень экономического развития;
- соотношение между политическими силами;
- географическое положение страны;
- исторические традиции.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Указаны четыре фактора 2
Указаны два-три фактора 1
Указан один фактор.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
18. Приведите указанные автором два признака монархии. Используя обществоведческие знания, назовите еще один признак.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) приведены два признака монархии, указанные автором:
- во главе государства стоит монарх,
- его правление не ограничено каким-либо сроком;
2)назван еще один признак, например: власть передается по наследству.
Может быть назван другой признак
Приведены два признака, назван еще один 2
Приведены два признака.
ИЛИ Приведен один признак, назван еще один 1
Приведен один признак.
ИЛИ Назван еще один признак.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
19. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Соотнесите эти характеристики российского государственного строя с тремя, указанными в тексте, элементами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В ответе должны быть указаны три элемента формы, каждая из которых должна быть соотнесена с характеристиками российского государственного строя:
1) форма правления: республика;
2) форма территориально-государственного устройства: федерация;
3) политический режим: демократия.
Указаны три элемента формы, каждый соотнесен с соответствующей характеристикой российской государственности 3
Указаны и соотнесены два элемента формы 2
Указан и соотнесен один элемент формы 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
20. Сторонники монархий утверждают, что такие государства более устойчивы и лучше обеспечивают преемственность власти. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, приведите три аргумента в пользу республиканского строя.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) республиканская форма с системой постоянных выборов органов власти обеспечивает участие населения в политических процессах;
2) в республиках устанавливается более тесная связь власти с народом благодаря ответственности лидеров перед своими избирателями;
3) сменяемость власти при республиканском строе создает условия для обновления элит.
Могут быть приведены другие аргументы
Показаны два преимущества и один недостаток 3
Показано одно преимущество и один недостаток.
ИЛИ Показаны два преимущества 2
Показано одно преимущество. 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) ИЛИ Показан один недостаток
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
21. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает услуги для личных целей.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)
2) одно предложение с информацией о целях потребителя, например: «Целью потребителя является извлечение максимальной полезности от использования товаров и услуг».
3) одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода, получаемого потребителем, например: «Одним из источников дохода потребителя является заработная плата».
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о потребителе) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции 3
Правильно названы две-три функции, две из которых проиллюстрированы примерами.
ИЛИ Правильно названы две функции, приведены три примера 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильно названы одна-три функции, одна из которых проиллюстрирована примером.
ИЛИ Названы только три функции.
ИЛИ Названа одна функция, приведены два-три примера.
ИЛИ Приведены только три примера 1
Правильно приведены только один-два примера.
ИЛИ Названы только одна-две функции.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
22. Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.
23. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названы методы научного исследования:
- наблюдение;
- эксперимент;
- системный анализ;
2) указан еще один метод, например: моделирование;
3) указанный метод кратко охарактеризован, например: разработка некоторых схематических представлений, аналогичных реальным процессам и явлениям, для выделения и изучения наиболее существенных свойств и связей.
Может быть указан другой метод и дана иная характеристика.
Названы три метода научного исследования, указан и охарактеризован еще один метод 3
Названы три метода научного исследования, указан еще один метод.
ИЛИ названы два метода научного исследования, указан и охарактеризован еще один 2
Названы три метода научного исследования.
ИЛИ Названы два метода исследования, указан еще один.
ИЛИ Назван один метод исследования, указан и охарактеризован еще один 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Названы один-два метода исследования.
ИЛИ Назван и охарактеризован еще один метод.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
24.Вам поручено составить план
При анализе ответа учитывается
-- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
-- наличие пунктов плана, указывающих на понимание основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу
-- корректность формулировки пунктов плана.
25.Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 25, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1- 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов
№ | Критерии оценивания ответа на задание 25 | Бал лы | ||
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |||
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании | ||||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании | ||||
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |||
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) | ||||
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы | ||||
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения | ||||
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой | ||||
КЗ | Качество фактической аргументации | |||
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не за- считываются при оценивании | ||||
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников ) | ||||
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. | ||||
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведен только один относящийся к обосно- вываемому(-ым) тезису(-ам) пример | ||||
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису | ||||
Максимальный балл | ||||
Максимально за 2 часть -- 27 баллов.
17 – 2 б
18 – 2 б
19 – 3 б
20 – 3 б
21 – 3 б
22 – 3 б
23 – 3 б
24 – 3 б
25 – 5 б
Всего максимальное количество баллов – 49.