Особенности развития политической науки в США.

Особенности развития политической науки в СССР.

После 1917 – политизация высшей школы. 20-30е годы – политической науки в стране не было. Политология – буржуазная наука. Монопольное господство идеологии большевизма. «Железный занавес».

Эмиграция российских мыслителей. Основные направления политической мысли русского зарубежья:

· Евразийство ( Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Л.П. Карсавин);

· Социальный иерархизм (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк);

· Неомонархизм (И.И. Ильин, П.А. Флоренский);

· Христианский социализм (С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов).

В своих работах эти мыслители не только поднимали проблемы, значимые в контексте отечественной интеллектуальной традиции, но и продуцировали идеи, которые в прямой или косвенной форме оказывали воздействие на развитие западной политической науки. В качестве примера можно привести творчество П. Сорокина, ставшего одной из наиболее значительных фигур в мировой социологической мысли ХХ в. Идеи и концепции П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова активно использовались позднее политологами Европы и США при изучении природы тоталитаризма и коммунизма, сущности «сталинократии», в исследованиях по политической истории России и СССР. Рассматриваемые проблемы: соотношение личности, власти и общества, а также власти, нравственности и права.

После 1945 – возрождение политической мысли.

1. С начала 60-х:

· Правовое поле (теория государства и права)

· Международные отношения и мировая политика (ИММО РАН)

2. Марксистский путь. Научный коммунизм. С 1963 – преподавание Научного коммунизма, кафедра Научного коммунизма в МГУ (Алексей Митрофанович Ковалев).

3. Социологическое направление (50-60е, связано с Оттепелью)

· 1955 – Третий конгресс международной ассоциации политических наук

· 1955 - Советская ассоциация политических наук (включала узкий круг "советников вождей" да сотрудников академических учреждений; при Брежневе – расширение, но недостаточное)

· Академические институты, которые занимались политическими делами стран Африки и Латинской Америки

· Институт мировой экономики и международных отношений

· Середина 60х – Институт Дальнего Востока, Институт США и Канады

· Институт международного рабочего движения (журналы «Рабочее движение» и «Полис»)

· 1965 – предложение преподавать политологию в СССР (вслед за аналогичным предложением в ООН, 1948)

· 1988 – Государственный комитет Совета министров СССР по науке и технике – введение преподавания политических наук

· 1989 – отмена руководящей роли КПСС, отмена Научного коммунизма

· 1989 – Введение специальности «политология».Шахназаров – глава Совета ассоциации политических наук, советник президента. Первая кафедра – в Ленинграде

· Учреждение экспертного совета ВАК по политическим наукам

· 1990 – отделение политологии в МГУ

Но отечественная наука не прошла этапы от институционального до неоинституционального. Следствие: свобода действий, отсутствие ссылок на предыдущий опыт, независимость политической науки от западного подхода

Объект – политическая сфера общества. Предмет – власть, институты власти, личность в политике, политическая культура и пр.

Запад

— убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком;

— отношение к политике как к разновидности социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;

— осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности;

— признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности;

— предпочтение личностью множественности форм политической жизни, плюрализма и демократии;

— рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом;

— приоритет общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения.

Восток

— уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами;

— отношение к политике как к недоступной всем деятельности, подчиненной принципам божественного правления;

— отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности;

— признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью;

— предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни; тяготение к авторитарному типу правления;

— обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля;

— приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства.

8. Политические процессы: понятие, структура, классификация.

Политический процесс - это собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Р. Доуз отождествляет его с понятием политики в целом. Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество.

Структура и особенности политического процесса.
По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные.

Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством.

Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления.
В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов.

В конечном счете, все частные политические процессы объединены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения.

Особенности развития политической науки в США.

К. Дойч считает, что каждая общественная наука, в том числе политология, проходит в своём развитии три этапа:

· философский,

· эмпирический,

· стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния.

Философский период её развития в США длился примерно со времён Аристотеля до Гражданской войны в Америке 1861—1865 гг.

Крайними историческими вехами второй, эмпирической ступени выступает Гражданская война в Америке и Вторая мировая война.

Третья стадия развития политической науки началась после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Она отличается научной рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением.

В США политология тесно связана с государственным управлением, рассматривает проблемы управления обществом.

1903 – Американская ассоциация политических наук

Соединенные Штаты Америки - совершенно особый феномен в глобальной политической сфере. Политическая наука в США является одной из признанных академических социальных дисциплин. Ее статус определяется несколькими обстоятельствами.

Особенности:

1. Возникла на прочном базисе американской политико-философской и правовой (конституционной) мысли, демократической традиции, передового европейского опыта.

2. Возникла в период, когда страна превратилась в своеобразное сообщество университетов, аккумулировавших и развивавших ее научный потенциал.

3. Американская политическая наука является одной из самых развитых в мире:

в Колумбийском университете преподают: Бжезинский, К. Волтц, Р. Шапиро, Р. Эриксон, Р. Либерман;

в Гарвардском – С. Хантингтон, Дж. Най, П. Норрис;

в Чикагском работала вся “американская политологическая классика”: Г. Госнел, Г. Лассуэл, Ч. Мерриам, Г. Моргентау, Лео Страус, К. Райт и др., докторскую диссертацию в этом университете защитил Г. Алмонд.

4. Многие выдающиеся политологи работают политическими консультантами президентов США, а затем занимают важные государственные должности. Кандидаты в президенты также часто имеют политико-правое образование. Государственные посты в США занимали такие известные политологи как З. Бжезинский, Г. Киссинджер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма и др.

5. Американская политология во-многом организуется и “курируется” первой в мире (по времени возникновения) профессиональной организаций политологов – Американской ассоциацией политической науки (American Political Science Association), созданной в 1903.

Несколько десятилетий длился процесс формирования политической науки в США.

Основателем систематического исследования политики в Америке считается Ф. Либер.

В 1857 г. в Коллумбийском колледже им создаётся кафедра истории и политической науки

В 1880 г Дж. Берджес основал в Колумбийском колледже школу политической науки.

· Была введена система подготовки научных кадров с подготовкой и защитой диссертаций,

· В 1886 г. школа начала издавать журнал "Political science quarterly"

· В 1890 г. Берджес издал книгу "Политическая наука и сравнительное конституционное право"

Примеру Колумбии последовали университет Джонса Гопкинса и др. ведущие учебные заведения США.

Начали издаваться журналы, которые и в наши дни продолжают играть немаловажную роль в разработке ключевых проблем политической науки:

· 1903 г. - "Анналы американской академии политических и социальных наук",

· 1906 г. - "Обозрение американской политической науки",

· 1939 г. - "Журнал политических исследований",.

А. Бентли внес значительный вклад в развитие политической социологии. В его работах разрабатывалась теория групп.

В 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой внесли существенный вклад в развитие политологических исследований. Разумеется, первоначально, особенно в конце 40 - начале 50-х гг. тон в мировой политической науке продолжали задавать американцы. Именно в США развернулась так называемая бихевиористская революция в социальных науках, в том числе в политологии.

Две тенденции развития науки.

Политология США, развиваясь в русле позитивизма, во все более растущей степени претендовала на статус "точной науки" наравне с естественными науками.

Политические ученые в США вплоть до окончания второй мировой войны специализировались в области американской публичной администрации, американского публичного права, американских политических партий и групп давления, конгресса и исполнительной власти, штатного и местного управления.

Европейская политическая наука берет свое начало от истории идей и концентрирует внимание на исследовании государственного права и государственно-политических институтов. Американская же политология делала акцент на социальные основания государства. Здесь имеет место тесное взаимодействие политической науки, политической практики и политической социализации. В США развитие политической науки шло преимущественно по линии проведения прикладных эмпирических исследований. Концентрируя внимание на собирании и систематизации эмпирических данных, американская политическая наука не всегда и не в достаточной мере учитывала историческое и теоретическое измерение политики. Если в США она развивалась в русле позитивизма и сциентизма, то в континентальной Европе были восстановлены и успешно развивались историко-правовые, государствоведческие, политико-философские традиции. В первом случае преобладало эмпирическое начало, во втором случае исследования базировались на органическом сочетании теоретического и эмпирического начал.

Политическая наука США является, по справедливому мнению Д. Белла, “с точки зрения теории – аналитической, по использованию деталей – эмпирической, по методикам – преимущественно квантитативной”.

Наши рекомендации