В.В. Галыга, Л.А. Андреева, С.В. Булгаков, А.И. Донцова

В.В. Галыга, Л.А. Андреева, С.В. Булгаков, А.И. Донцова,

Е.А. Нургазизова, Е.Н. Погодина, А.А. Хитров

Под общей редакцией В.В. Галыги

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ЧАСТЬ II

Утверждено Ученым советом университета в качестве

учебного пособия по отечественной истории для студентов высших учебных заведений всех специальностей и направлений

Калининград

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»

УДК 93/95 (075)

Отечественная история. Часть II: Учебное пособие / В.В. Галыга, Л.А. Андреева, С.В. Булгаков, А.И. Донцова, Е.А. Нургазизова, Е.Н. Погодина, А.А. Хитров; под общ. ред. В.В. Галыги. – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007, 294 с.

В учебном пособии изложены основные вопросы учебной программы по отечественной истории. Оно предназначено для студентов высших технических учебных заведений, изучающих отечественную историю как общеобразовательную учебную дисциплину.

Список лит. – 69 наименований.

Учебное пособие рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета гуманитарной подготовки ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 18 сентября 2007 г., протокол № 1.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: АРМИЧЕВА В.И., кандидат исторических наук, зав. кафедрой

гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского

филиала Московской финансово-юридической академии.

ГРИЩЕНКО Н.А., кандидат исторических наук, зав. кафедрой

социальных наук, педагогики и права ФГОУ ВПО

«Калининградский государственный технический университет»

© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2007г.

© Галыга В.В., Андреева Л.А., Булгаков С.В., Донцова А.И., Нургазизова Е.А.,

Погодина Е.Н., Хитров А.А., 2007 г.

Владимир Владимирович ГАЛЫГА

Лариса Артемьевна АНДРЕЕВА

Станислав Васильевич БУЛГАКОВ

Анна Ивановна ДОНЦОВА

Елена Алексеевна НУРГАЗИЗОВА

Екатерина Николаевна ПОГОДИНА

Алексей Анатольевич ХИТРОВ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Часть II

Редактор Е.Билко.

Подписано в печать 05.02.2007 г. Тираж 1500 экз. Заказ

Формат 60х84 (1/16). Объем 18,4 печ.л.; 13,4 уч.-изд.л.

Цена договорная.

УОП ФГОУ ВПО «КГТУ». Калининград, Советский пр-кт, 1.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (канд. ист. наук, доцент Галыга В.В.) …………………… 4

Тема 10. Царизм и модернизация России в конце XIX - начале XX веков:

охранительные тенденции и попытки реформ

(канд. ист. наук, доцент Погодина Е.Н.) .................................. 5

Тема 11. Россия на изломе мировой истории: выбор пути

общественного развития (1917-1920 гг.)

(канд. ист. наук, доцент Булгаков С.В.) ……..………………. 50

Тема 12. СССР и мир между двумя мировыми войнами

(1921-1939 гг.)

(канд. ист. наук, доцент Донцова А.И.) …................................ 83

Тема 13. Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной

войны 1941-1945 годов

(доцент Андреева Л.А.) ……..……………………………… 113

Тема 14. СССР в середине 40-х – середине 80-х годов

(старший преподаватель Нургазизова Е.А.) ………………. 154

Тема 15. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

(канд. ист. наук, доцент Хитров А.А.) ….. ……………… 183

Тема 16. Российская Федерация на рубеже третьего тысячелетия

(канд. ист. наук, доцент Галыга В.В.) ……………………….. 221

Термины и определения …………………………………………………. 266

Хронологическая таблица ……………………………………………….. 287

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие по отечественной истории (часть II) является продолжением части I, оно также подготовлено коллективом кафедры истории ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» на основе многолетнего опыта преподавательской и научной работы в вузе. Настоящее издание соответствует Го­сударственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплине «Отечественная история» и охватывает период с конца XIX до начала XXI вв.

ХХ век – это один из наиболее ярких и трагических веков отечественной истории. Он вместил в себя революционные потрясения, разные типы политического устройства, ряд экономических скачков и падений, крупных поражений и значительных военных побед. В бескомпромиссной борьбе сталкивались различные классы и партии, политические программы, модели переустройства российского и мирового сообщества. Много идей было испытано и отброшено, много жертв принесено.

Коллектив авторов стремился показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и темными сторонами, соблюдая объективность и историческую правду. Мы старались избежать односторонности в оценках исторических событий, явлений и фактов.

Данное учебное пособие написано на базе широкого круга исто­чников и достижений отечественной и зарубежной историографии, учитывается неоднозначность выводов ученых по многим проблемам российской истории.

В предлагаемом пособии содержатся также материалы, раскрывающие некоторые страницы насыщенного драматическими событиями прошлого Калининградского региона, процесс образования и становления Калининградской области.

В конце каждой темы дается перечень соответствующей литературы, формулируются вопросы и задания для самоконтроля. В учебном пособии также приведены основные термины и определения, дана хронология исторических событий.

Литература

1. История внешней политики России. Конец 19 - начало 20 в. – М., 1999. – 672 с.

2. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция / А.А.Искандеров // Вопросы истории. – 1999. - № 1. – С.97-126.

3. Орлов А.С. История России: учебник: 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др. – М., 2006.

4. Первая революция в России. Взгляд через столетие. – М., 2005.- 560 с.

5. Рогалина Н.А. Аграрный кризис в российской деревне начала 20 века / Н.А. Рогалина // Вопросы истории. – 2004. - № 7. – С.10-22.

6. Туполев Б.М. Происхождение I Мировой войны / Б.М. Туполев // Новая и новейшая история. – 2002. - № 4. – С.27-46., № 5 – С.19-62.

7. Федоров В.А. История России 1861-1917 гг.: изд. 2-е, исправл. / В.А. Федоров. – М. Высшая школа, 2004. – 386 с.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите особенности социально-экономического развития России в конце XIX – начале ХХ вв.

2. Какие политические партии составляли спектр российской многопартийности?

3. Какую роль в революции 1905-1907 гг. играло думское движение? Почему I и II Думы оказались оппозиционными по отношению к правительству?

4. Каковы основные политические итоги и социально-экономические последствия первой русской революции 1905-1907 гг.?

5. В чем состояла неудача реформ П. Столыпина?

6. Определите основные этапы внешнеполитического курса России на рубеже XIX-ХХ вв.

7. Какую роль сыграла первая мировая война в обострении социально-политических противоречий в России?

Литература

1. История России: 2-е изд. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, и др. – М.: Проспект, 2005. – 519 с.

2. История России / под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2001. – 479 с.

3. Мунчаев Ш.М. История России: 4-е изд. / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Норма, 2005. – 784 с.

4. История России: IХ – ХХI века. От Рюрика до Путина: учебное пособие / отв. ред. Я.А. Перехов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 671 с.

5. История Отечества в документах. Хрестоматия. Ч. 1. 1917 – 1920. – М.: Высшая школа, 1994. – 223 с.

6. История России: ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Изд-во АСТ, 1996. – 608 с.

7. Булдаков В.П. «Военный коммунизм»: идеология и общественное развитие / В.П. Будаков, В.В. Кабанов. – М.: Сфера, 1998. - 175 с.

8. Верт Н. История Советского государства / Н. Верт – М.: Прогресс – Академия, 1995. – 544 с.

9. Волобуев П.В. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / П.В. Волобуев, В.П. Булдаков // Вопросы истории. –1996. – № 5-6. – С. 28-39.

10. Галыга В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учебное пособие / В.В. Галыга. – Калининград: ФГОУ ВПО «КГТУ», 2006. – 210 с.

11. Гражданская война в СССР // Энциклопедия. – Т.1-2. – М.: Прогресс, 1986. – 720 с.

12. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940 / А.К. Соколов. – М.: Прогресс, 1999. – 272 с.

13. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебное пособие / Т.М. Тимошина. – М., 2000. – 431с.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем сущность политического кризиса власти накануне Февральской революции?

2. Какие меры предпринимало Временное правительство по выводу страны из социального, продовольственного и финансового кризиса?

3. Какое место занимали аграрный и национальный вопросы в программах политических партий в 1917 г.?

4. В чем причины политических кризисов Временного правительства?

Почему большевикам удалось взять власть в свои руки в октябре 1917 г.?

5. Назовите основные мероприятия советского правительства в политической, экономической и социальной сферах, направленные на укрепление новой власти.

6. Выделите основные причины и этапы гражданской войны.

7. Раскройте цели и задачи иностранной интервенции в России.

8. В чем заключалась политика «военного коммунизма»?

9. Каковы итоги и уроки гражданской войны?

Литература

1. Джузеппе Бофора История Советского Союза: в 2-х т. / Бофора Джузеппе. – М., 1990. – Т. 1. – С. 153-205.

2. история России. С древнейших времен до конца ХХ в.: в 3-х т. / под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Т. 3. – С. 197-410.

3. Зуев М.Н. Отечественная история: учеб. пособие: в 2-х кн.: Кн. 2. Россия в ХХ – начале XXI в. / М.Н. Зуев. – М., 2003. – С. 218-315.

4. Россия и мир: Учебная книга по истории: в 2-х ч. – М., 1994. – Ч. 2. – С. 94-123, 129-131, 146-170.

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. – М., 2004. – С. 321-379.

6. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.С. Георгиева и др. – М., 1997. – С. 376-425.

7. Галыга В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учебное пособие / В.В. Галыга. – Калининград, 2006. – С. 136-152.

8. Карпов В.В. Генералиссимус: Историко-документальное издание: в 2-х кн. / В.В. Карпов. – Калининград, 2002. – Кн. 1. – С. 112-228.

9. Деникин А.И. Путь русского офицера / А.И. Деникин. – М., 2006. – С. 342-350, 378-384.

10. Донцова А.И. Россия в сердце моем: историко-публицистическое издание / А.И. Донцова. – Калининград, 2006. – С.52-55, 63-65.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем особенности международной обстановки 20-х гг. ХХ в.?

2. Внутреннее положение большевистской России после окончания первой мировой и гражданской войн. Каким оно было?

3. Назовите причины введения НЭПа? Каковы его цели и итоги?

4. Являлась ли для СССР индустриализация объективной необходимостью? Как реализовывался курс на индустриализацию и каковы ее итоги?

5. Были ли альтернативы коллективизации у советского руководства?

6. Назовите причины репрессий 30-х гг.

7. Каковы общие итоги форсированного развития СССР в 1920-1930-е гг.?

8. Почему не удалось предотвратить вторую мировую войну?

Литература

1. История России: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа. 2004. - С. 420-460.

2. Отечественная История: учебное пособие. Часть II / В.В. Галыга, В.И. Армичева, А.И. Донцова и др. – Калининград: КГТУ, 2000. – С. 59-72.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. - М.: «Дашков и К», 2004. – С. 380-418.

4. Зенков Ю.В. Победные дни России / Ю.В. Зенков. – Калининград, 2002. – С. 69-132.

5. Кузница Победы: Подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны. Очерки и воспоминания. – М., 1980.

6. Горьков Ю.А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941-1945 гг.) Цифры, документы / Ю.А. Горьков. – М., 2002. – 450 с.

7. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 2-х кн. / Г.К. Жуков. – М., 2002.

8. Галыга В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учебное пособие / В.В. Галыга. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2006. – С.150-162.

9. Строкин В.Н. Так штурмовали Кёнигсберг: Краткая хроника событий / В.Н. Строкин. – Калининград: ОАО «Янтарный сказ», 2006. – 133 с.

10.Штурм Кёнигсберга: Документально-публицистическое издание / под ред. Т.Г. Тетенькиной. – Калининград: ГИПП «Янтарный сказ». 2000. – 336 с.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие меры предпринимало советское руководство по укреплению обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны?

2. В чем заключались причины тяжелых поражений Красной Армии в первые месяцы войны?

3. Какие битвы обеспечили коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войн? Раскройте историческое значение каждой из них.

4. Какую роль сыграл советский тыл в годы войны? Приведите конкретные примеры трудовых подвигов.

5. Что дала жесткая централизация власти в годы войны, и как она сказалась на жизни советского государства в послевоенный период?

6. Расскажите об основных этапах Восточно-Прусской наступательной операции Красной Армии

7. Как создавалась антигитлеровская коалиция и каково значение ее деятельности?

8. Докажите, что именно Советский Союз сыграл решающую роль в победе над фашизмом.

9. Какова цена победы советского народа над фашизмом?

10. В чем заключается значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?

Литература

1. История России: учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева.– М.: Высшая школа , 2004. – С. 460-522.

2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. – М.: «Дашков и К», 2003. – С.419-469.

3. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Н. Георгиева и др. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 416-451.

4. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др. – М.: «ТК Велби», Изд-во Проспект, 2004. – С.501-540.

5. Россия и мир: учебная книга по истории: в 2-х ч. – Ч. II. / под общ. ред. проф. А.А. Данилова. – М.: Владос, 1994. – С.205-283.

6. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них… / Ф.М. Бурлацкий. – М.: Политиздат, 1990. – 384 с.

7. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России / В.В. Казарезов. – М.: Вече, 2002. – С. 393-425.

8. Кретинин Г.В. Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин, В.Н. Брюшинкин, В.И.Г альцов и др. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. – С. 456-476.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие изменения произошли в мире после окончания второй мировой войны?

2. Охарактеризуйте состояние народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Какие задачи выдвигались на первый план?

3. В чем причины нового витка политических репрессий после войны?

4. Перечислите основные направления советской внешней политики в первое послевоенное десятилетие.

5. Как был организован процесс заселения территории Калининградской области?

6. В чем заключалась противоречивость социально-экономического курса, проводимого Н. Хрущевым?

7. Как изменилось положение советского крестьянства в середине 50-х – середине 60-х гг.?

8. Назовите причины отстранения Н. Хрущева от власти.

9. Охарактеризуйте основные черты застойных явлений в социально-экономической и духовной жизни Советского Союза в 70-е гг.

10. Чем было вызвано появление в СССР диссидентского движения? Какие цели ставили перед собой его участники?

Литература

1. Бри М. Михаил Горбачев – герой гуманистического демонтажа (Попытка социально-исторического портрета) / М. Бри // Полис. Политические исследования. – 1995. - № 2. – С. 112-118.

2. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М.С. Горбачев. – М., 1988. – 271 с.

3. Донесения посла США в Москве Дж. Мэтлока. Взгляд на перестройку М.С. Горбачева. Предисловие В.М. Зубока // Новая и новейшая история. – 1996. - № 1. – С. 104-124.

4. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему / Б.Н. Ельцин. – Л., 1990. -191 с.

5. Ерошкин Н.П. Бюрократизм – тормоз перестройки / Н.П. Ерошкин, Л.М. Овруцкий, А.М. Подщеколдин // Историки спорят. Тринадцать бесед / под общ. ред. В.С. Лельчука. – М.: Политиздат, 1989. – С. 432-460.

6. Ильин И.А. О расчленителях России. Против России. Избранное / И.А. Ильин. – Смоленск, 1995. – С. 191-194, 261-265.

7. Красное или белое? (Драма августа-91: факты, гипотезы, столкновение мнений). – М.: «ТЕРРА», 1992. – 472 с.

8. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории / Н.А. Нарочницкая. – М.: Международные отношения, 2004. – 536 с.

9. Обратного хода нет. Перестройка в народном хозяйстве: общие проблемы, практика, истоки / под ред. Г.Х. Попова. – М.: Политиздат, 1989. - 543 с.

10. Россия и мир в мировой политике: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Литовченко. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – С. 333-341.

11. Соколов А.К. Курс советской истории. 1941-1991: учебное пособие для вузов / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М.: Высшая школа 1991, - С. 341-413.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы были причины перестройки? Была ли альтернатива преобразованиям, которые попытался осуществить М. Горбачев?

2. Почему перемены, начавшиеся в стране с 1985 г., были связаны с приходом к власти нового руководителя партии и государства?

3. Почему за годы перестройки не было достигнуто каких-либо существенных успехов в экономике и социальной сфере?

4. В чем причины глубокого социально-экономического и политического кризиса, поразившего страну в конце 80-х гг.?

5. Почему не удалась попытка политического и государственного переворота, предпринятая ГКЧП?

6. Чем был обусловлен новый внешнеполитический курс СССР, который начал осуществляться с 1985 г.?

7. Каковы были причины распада СССР? Была ли возможность его сохранить в тех политических и социально-экономических условиях?

Литература

1. История России: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2004. - С. 543-588.

2. Вяземский Е.Е. История России с древнейших времен до наших дней / Е.Е. Вяземский, Л.В. Жукова, В.А. Шестаков.– М.: Махаон, 2005. – С. 381-426.

3. Громов А.А. Новейшая история России в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Громов. – М.: Лига, 2006. – С.192-230.

4. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России / В.В. Казарезов. – М.: Вече, 2002. – С . 451 – 478.

5. Кириллов В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С.629-650.

6. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит-ра, 1993. – 64 с.

7. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года / Р.Г. Пихоя // Отечественная история. – 2002. – № 4. – С. 64-78; № 5.–С.113-132.

8. Согрин В.В. Три превращения современной России / В.В. Согрин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С.3-24.

8. Федцов В.Г. Новейшая история России (1985-2004 гг.): учебное пособие / В.Г. Федцов, А.В. Федцова, Ю.Ю. Новиков. – М.: Приор-издат, 2006. – 144 с.

10. Филлипов А.В. Новейшая история России, 1945-2006 гг.: кн. для учителя / А.В. Филиппов. М.: Просвещение, 2007. – С.365-485.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте структуру институтов российской государственности в 1992-1993 гг.

2. Что представляла из себя радикальная экономическая реформа, которую стало проводить российское правительство с 1 января 1992 г.?

3. В чем заключалось значение принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.? Проанализируйте ее основные положения.

4. Как складывались отношения со странами СНГ, как шло развитие содружества?

5. Охарактеризуйте подготовку и результаты выборов в Государственную Думу РФ в декабре 1995 г.

6. Охарактеризуйте политику В. Путина по укреплению российской государственности.

7. Как развивалась ситуация в Чечне?

8. С какими социально-экономическими проблемами столкнулось российское общество в начале XXI в.?

9. Каковы особенности развития политического процесса в России на современном этапе?

10. Назовите основные направления международной политики российского государства при В. Путине.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Автономизация – термин, возникший в связи с образованием СССР и предложением Сталина о включении независимых советских республик в состав РСФСР на правах автономии.

Автономия (греч. – самоуправление, независимость) – территориальное образование, входящее в состав государства с правом на самоуправление. Автономия не обладает государственным суверенитетом и правом свободного выхода из государства, в состав которого входит. Она призвана самостоятельно решать разнообразные вопросы своего региона в рамках действующей общегосударственной конституции. Автономией может обладать научное или учебное учреждение.

Авторитаризм (лат. – власть) – система политической власти, уничтожающая демократические принципы и устанавливающая всевластие отдельной (авторитарной) личности, которая подчиняет себе все стороны жизни общества. Крайним выражением авторитаризма является тоталитаризм.

Агрессия (лат. – нападение) – военное нарушение суверенитета государства, его независимости и целости границ. Страна, подвергшаяся агрессии, ведет справедливую борьбу. Предотвращение агрессии является обязанностью всего мирового сообщества. Международное право предусматривает политическую ответственность за агрессию.

Альтернатива– необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (или взаимоисключающих) решений, предоставляемых вариантов действий и т. п.

Анархизм(греч. – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

Аннексия (лат. – присоединение) – насильственное присоединение, захват одним государством территории, принадлежащей другому государству или народу.

Антисемитизм – одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, направленная против семитского народа – евреев.

Антоновщина– название, данное в советское время восстанию крестьян Тамбовской и части Воронежской губерний в 1920-1921 гг., выступивших против политики «военного коммунизма», за свободу торговли и отмену продразверстки. Движение, названное по имени руководителя А.С. Антонова, подавлено регулярными частями Красной Армии. Руководители восстания расстреляны.

Белая гвардия – военные формирования, выступившие после Октябрьской революции против власти партии большевиков. Белый цвет считался символом «законного правопорядка». Военная сила белого движения – объединения противников советского режима (противоположность Красной гвардии). Состояла в основном из офицерства русской армии, возглавлялась Л.Г. Корниловым, М.В. Алексеевым, А.В. Колчаком, А.И. Деникиным, П.Н. Врангелем и др.

Белая эмиграция – граждане бывшей Российской империи, после революции 1917 г. и Гражданской войны выехавшие из России и расселившиеся по всему миру.

Блокада (англ. – преграда) – изоляция территории государства или его части для того, чтобы принудить его к выполнению определенных требований.

Большевизм– идейное и политическое течение в российском марксизме, оформившееся в 1903 г. Явился продолжением радикальной линии в революционном движении России, видел возможность преобразования общества только при помощи революции, отрицая реформаторский путь развития. На II съезде РСДРП в 1903 г. во время выборов руководящих органов сторонники В.И.Ленина получили большинство и стали называться большевиками. Их оппоненты во главе с Л. Мартовым по меньшинству голосов стали именоваться меньшевиками. Большевизм выступал за установление диктатуры пролетариата, строительство социализма и коммунизма. Революционная практика ХХ века отвергла многие положения большевизма как утопические, ведущие к многочисленным жертвам.

Брестский мир – подписанный 3 марта 1918 г. сепаратный мирный договор между Россией и Германией. Предусматривал оккупацию Германией части Белоруссии, Прибалтики и Польши, демилитаризацию Украины и Финляндии, а также выплату Россией огромной контрибуции.

Булыгинская дума – разработанный в июле 1905 г. министром внутренних дел А.Г. Булыгиным (отсюда ее название) закон об учреждении думы – высшего законосовещательного представительного органа – и положение о выборах в нее, согласно которому большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имели избирательных прав. Созыв Булыгинской думы был сорван революционными событиями в октябре 1905 г.

Военный коммунизм – социально-экономическая политика Советского государства в условиях гражданской войны 1918-1920 гг., отражавшая представления о возможности социалистического строительства путем быстрого насильственного вытеснения капиталистических элементов. Эта политика быстро обнаружила свою несостоятельность как курс строительства социализма, вызвала политический и экономический кризис конца 1920 – нач. 1921 гг. и заменена новой экономической политикой (НЭП).

Волюнтаризм (лат. – воля) – деятельность, не считающаяся с объективными законами и руководствующаяся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Второй фронт – одно из требований, выдвигаемых СССР перед союзниками, поскольку главным фронтом второй мировой войны оставался советско-германский фронт. Открытие второго фронта в Европе затягивалось и произошло только в июне 1944 г., после высадки армии союзников во Франции.

Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. Экономическая глобализация – тенденция к образованию всемирной инвестиционной среды и интеграция национальных рынков.

ГОЭЛРО (Государственная электрификация России) – первый единый перспективный план восстановления и развития экономики Советской России на 10-15 лет, принятый в 1920 г. Предусматривал коренную реконструкцию хозяйства на основе электрификации. Выполнен в основном к 1931 г.

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны.

ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений) – образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Ему были переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Существовало до 1956 г. Термин «ГУЛАГ» используется как обозначение системы концентрационных лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола.

Декрет(лат. – постановление) – нормативный акт высших органов государства. В первые годы Советской власти декретами называли законы и постановления, издаваемые СНК, съездом Советов и их исполнительными органами. Так, Декрет о мире и Декрет о земле были приняты II съездом Советов в ночь на 27 октября 1917 г.

Денационализация – передача в частную собственность ранее национализированных предприятий, земель и т.д.

Денонсация – уведомление одним государством другого о прекращении действия (или отказе) заключенного между ними договора, сделанное в порядке и в сроки, в нем предусмотренные.

Депортация (лат. – изгнание) – в период массовых репрессий 1920-1940-х гг. изгнание и принудительное переселение многочисленных народов СССР. В годы Великой Отечественной войны эта мера коснулась балкар, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, советских немцев, турок-месхетинцев, чеченцев и др. В 1989 г. депортация была признана незаконной и осуждена как тягчайшее преступление.

Дефолт – невыполнение денежных обязательств; отказ от выплаты долга или кредита.

Диктатура (лат. – неограниченная власть) – всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть, осуществляемая определенной группой людей во главе с их лидером. Характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением демократии и законности, введением террора, установлением авторитарного режима личной власти.

Диктатура пролетариата – согласно марксистской теории, политическая власть рабочего класса, осуществляемая в союзе с другими слоями трудящихся. Устанавливается после победы социалистической революции на время переходного периода от капитализма к социализму. Первой исторической попыткой диктатуры пролетариата была Парижская коммуна (1871 г.). В 1917 г. такая диктатура была установлена в России, но затем она переросла в авторитарный режим тоталитарного государства.

Дискредитация – подрыв доверия к кому-либо, умаление достоинств, престижа, авторитета.

Диссидент (лат. – несогласный) – инакомыслящий, противопоставляющий свои убеждения официальной идеологии страны. В 50-70-е гг. в СССР деятельность диссидентов была направлена на критику сталинизма, защиту прав человека и демократии, создание открытого, правового государства.

Доктрина – учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип.

Забастовка (итал. и исп. – баста – довольно, хватит) - один из способов разрешения трудового конфликта, выдвижение как экономических, так и политических требований коллективом рабочих и служащих, прекративших работу до удовлетворения их требований.

Идеологизация – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур.

Империализм(лат. – господство) – стадия капитализма, при которой устанавливается господство крупных монополий, осуществляется регулирование экономики государством. Переход к империализму (в том числе и в России) произошел на рубеже XIX-XX вв. В период империализма значительно развиваются производительные силы, увеличивается обобществление производства. Постепенно этот термин уходит из современной литературы, он заменяется таким понятием, как «индустриальное» и «постиндустриальное» общество.

Импичмент (англ. – порицание, обвинение) – особый порядок и установленная законом процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц исполнительной или законодательной власти до истечения срока полномочий, полученных ими в результате выборов, за грубое нарушение законов.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. Осуществлялась в России в конце XIX в. В СССР проводилась с конца 20-х гг. на основе приоритета тяжелой индустрии с целью преодоления отставания от Запада, создания материально-технической базы социализма, укрепления обороноспособности.

Инородцы – в России все неславянские народы. В XIX – начале ХХ вв. официальное названия ряда народов, обычно кочевых, проживающих в Казахстане и Сибири (буряты, калмыки, киргизы, якуты и др.).

Интеграция – взаимосвязанность, системное соединение в единое целое и соответствующий процесс установления таких связей, сближение, объединение организаций, отраслей, регионов или стран и т.п.

Интернационал(лат. – между + народ) – название крупных международных объединений рабочего класса (Международное товарищество рабочих). I Интернационал был основан при непосредственном участии К. Маркса и Ф. Энгельса в 1864 г. В 1876 г. его деятельность прекратилась. II Интернационал основан в 1889 г. и просуществовал до первой мировой войны (1917 г.). С началом военных действий социал-демократические партии ведущих западноевропейских стран высказались за поддержку своих правительств в войне, что предопределило развал международного объединения. III Интернационал (Коммунистический Интернационал, или Коминтерн) образован в 1919 г. и явился своеобразным штабом коммунистического движения, находившимся в Москве. Коминтерн стал фактическим орудием осуществления идеи мировой революции. В 1943 г. И. Сталин распустил эту организацию, которая, по его словам, «выполнила свою миссию». В 1951 г. образован Социалистический Интернационал («Социнтерн»), объединивший 76 партий и организаций социал-демократического направления.

Кадеты (конституционные демократы) – «Партия народной свободы» - одна из крупнейших политических партий России начала ХХ в. Существовала в период с октября 1905 г. по ноябрь 1917 г. Представляла левое крыло в российском либерализме. Выступала за конституционную монархию, демократические преобразования, передачу крестьянам помещичьих земель за выкуп, расширение рабочего законодательства. Лидеры: П.Н. Милюков, А.И. Шингарев, В.Д. Набоков и др. Партия запрещена после Октябрьской революции 1917 г.

Капитализм – общество, основанное на развитой частной собственности, рыночных отношениях, наемном труде. Зародился в XVI в., а окончательно утвердился в результате буржуазных революций XVII-XVIII вв. Сыграл прогрессивную роль, обеспечив быстрое развитие производительных сил, технический прогресс, рост культуры.

Картель – форма монополии, при которой участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции и т.д. Прибыль в картелях распределяется согласно доле участия в производстве, сбыте продукции. В России картели появились в конце XIX в.

Коалиция (лат. – союз) – политический или военный союз государств, создаваемый для достижения общих целей; соглашение, союз политических партий для совместного участия в выборах и создания коалиционного правительства; добровольный союз для достижения определенных целей.

Коллективизация – политика насильственного преобразования российского сельского хозяйства в конце 20-30-х гг. на основе «раскулачивания» и насаждения коллективных форм ведения хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачников»). Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. репрессии, проводившиеся в период коллективизации, признаны незаконными.

Колония – страна, лишенная политической и экономической самостоятельности и находящаяся под властью иностранного государства – метрополии.

Комитеты бедноты (комбеды) – организации сельской бедноты. Созданы по Декрету Совнаркома от 11 июня 1918 г. Распределяли помещичьи земли и инвентарь. Проводили продразверстку вместе с продотрядами и местными Советами. Распущены в конце 1918 – начале 1919 гг.

Коммунизм (лат. – общий) – по марксистской теории общество, сменяющее капитализм путем социалистической революции. Проходит в своем развитии низшую фазу – социализм, и высшую – непосредственно коммунизм. Бесклассовое общество с высоким уровнем производительных сил, сознания и культуры, когда труд превращается в жизненную потребность и действует принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям» государство сменяется самоуправлением граждан.

Контрибуция (лат. – собирать)– различные материальные ценности, взимаемые после войны с побежденного государства в пользу государства-победителя.

Конфискация – (от лат. – отобрать в казну) – изъятие принудительным способом, без компенсации государством имущества частного лица. В России в результате Октябрьской революции были конфискованы земли помещиков, частные предприятия, другая собственность.

Конфронтация – противопоставление; противоборство, столкновение социальных систем, классовых интересов, идейно-политических принципов.

Концессия (лат. – уступка) – договор о передаче в эксплуатацию н<

Наши рекомендации