Тема 13. Россия в 80—90-х гг. XIX в.
Раздел А
1. Что не характерно для первых месяцев правления Александра III?
а) издание манифеста о незыблемости самодержавия;
б) уход в отставку Лорис-Меликова;
в) отмена основных положений земской реформы;
г) аресты членов революционных организаций.
2. Кто был обер-прокурором Синода в 1880-1905 гг.?
а) Н. П. Игнатов;
б) К. П. Победоносцев;
в) Д. А. Толстой;
г) А. Д. Оболенский.
3. Что относилась к положениям рабочего законодательства?
а) создание профессиональных союзов;
б) запрет ночного труда для женщин и подростков;
в) ликвидация фабричной инспекции;
г) запрет нанимать на работу детей до 15 лет.
4. Какой документ был издан в 1889 г.?
а) «Положение о мерах к охранению государственного порядка»;
б) циркуляр о «кухаркиных детях»;
в) «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»;
г) закон о земских участковых начальниках
5. Что не относилось к мерам, предпринятым государством в области образования?
а) отмена автономии университетов;
б) запрет принимать в гимназии представителей городских низов;
в) закрытие женских учебных заведений;
г) распространение церковно-приходских школ.
6. Когда вышел закон об отмене подушной подати?
а) в 1881 г.;
б) в 1882 г.;
в) в 1885 г.;
г) в 1887 г.
7. Что было не характерно для политики Александра III в отношении крестьянства?
а) принудительная мобилизация крестьян для работы на фабриках;
б) понижение суммы выкупных платежей;
в) создание Крестьянского банка;
г) ограничение прав выхода крестьян из общины.
8. Как называется косвенный налог, взимаемый с товаров массового потребления?
а) дивиденд;
б) откуп;
в) акциз;
г) подряд.
9. Что было характерно для промышленного развития России в 1880-1890-х гг.?
а) увеличение притока иностранного капитала;
б) сокращение темпов железнодорожного строительства;
в) снижение притока иностранного капитала;
г) сооружение железной дороги Петербург — Москва.
10. Какое событие произошло в 1891 г.?
а) был учрежден Промышленный банк;
б) началось сооружение Туркестано-Сибирской магистрали;
в) началось сооружение Транссибирской магистрали;
г) началось сооружение Китайско-Восточной железной дороги.
11. В чем заключалась особенность таможенного тарифа 1891г.?
а) запрет на вывоз хлеба в связи с голодом;
б) установление высоких пошлин на ввозимую продукцию машиностроения;
в) снижение пошлин на ввозимую продукцию машиностроения;
г) запрет ввозить в страну машины и промышленное оборудование.
12. Какое явление не было характерно для российского общества?
а) ликвидация казачьих войск;
б) постепенное расслоение крестьянства;
в) уменьшение числа дворян-помещиков;
г) количественный рост пролетариата.
13. С каким ультиматумом обратились народовольцы к Александру III вскоре после убийства Александра II?
а) прекращение террора в обмен на конституцию;
б) прекращение террора в обмен на введение республиканского правления;
в) немедленное предоставление всем революционерам права выезда за границу;
г) немедленная амнистия для всех политзаключенных.
14. Что было характерно для общественного движения в 1880-х гг.?
а) создание общероссийской либеральной партии;
б) совместные антиправительственные выступление буржуазии и рабочих;
в) создание общероссийской партии консерваторов;
г) разгром властями террористических организаций.
15. Кто не входил в группу «Освобождение труда»?
а) Г. В. Плеханов;
б) П. Б. Аксельрод;
в) Ю. О. Мартов;
г) Л. Г. Дейч.
16. Что было характерно для внешней политики в период правления Александра III?
а) ослабление позиций России на Балканах;
б) активное участие русских войск в международных конфликтах;
в) укрепление союзнических отношений с Германией в середине 1880-х гг.;
г) отказ от активной политики на Дальнем Востоке.
17. Какое государство стало главным союзником России в начале 1890-х гг.?
а) Англия;
б) Франция;
в) Германия;
г) Австрия.
18. С интересами какой державы сталкивались интересы России на Среднем Востоке?
а) Англии;
б) Франции;
в) Германии;
г) США.
19. В какой научной сфере работал П. Л. Чебышев?
а) физика;
б) математика;
в) химия;
г) биология.
20. Кто разработал проект самолета?
а) А. Г. Столетов;
б) П. Н. Яблочков;
в) А. Ф. Можайский;
г) М. И. Сеченов.
21. Какой русский ученый изучал жизнь народов Океании?
а) Н. М. Пржевальский;
б) Н. Н. Миклухо-Маклай;
в) Ф. П. Литке;
г) В. К. Арсеньев.
22. Какой многотомный труд создал В. С. Соловьев?
а) «От Рюрика до Александра I»;
б) «История русского народа»;
в) Историческая энциклопедия;
г) «История России с древнейших времен».
23. Кто из художников работал в жанре исторической живописи?
а) В. И. Суриков;
б) А. К. Саврасов;
в) И. И. Шишкин;
г) И. И. Левитан.
24. Кто был автором проекта здания Исторического музея в Москве?
а) Д. Н. Чичагов;
б) В. О. Шервуд;
в) А. Н. Померанцев;
г) М. Е. Месмахер.
25. Какие произведения создал П. И. Чайковский?
а) «Лебединое озеро», «Хованщина»;
б) «Князь Игорь», «Щелкунчик»;
в) «Лебединое озеро», «Пиковая дама»;
г) «Снегурочка», «Пиковая дама».
Раздел В
1. Расположите события в хронологическом порядке.
а) учреждение Крестьянского банка;
б) издание циркуляра о «кухаркиных детях»;
в) казнь народовольцев, организовавших цареубийство;
г) учреждение должности земских участковых начальников.
2. Прочитайте текст и впишите в него название промышленного района.
«Англичанин Джон Юз заключил с русским правительством договор о постройке на месте добычи руды и угля крупного завода по производству рельсов, вложив в дело 3 млн. рублей. Комбинация иностранного капитала и обильных железнодорожных заказов дала огромный производственный и технический эффект. Уже в 1890 г. на __________
приходилось около половины выплавки чугуна и стали всей России».
3. Прочитайте текст и напишите фамилию руководителя группы, о которой в нем говорится.
«Группа «Освобождение труда» поставила перед собой две основные задачи: перевод и распространение в России марксистской литературы и критику народничества в сочетании с разработкой вопросов русской общественной жизни «с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России».
Ответ:_______________________
4. Прочитайте текст и впишите недостающее слово.
«В международной обстановке 90-х годов XIX века правящие круги России оказались перед необходимостью выхода из политической изоляции. Решению этой задачи отвечал союз с Францией. Общеполитическое соглашение с ней носило более широкий характер, чем военная конвенция, заключенная с учетом возможного в будущем столкновения с______________________».
5. Соотнесите имена живописцев и названия их произведений.
1) М. В. Нестеров; а) «Боярыня Морозова»;
2) В. И. Суриков; б) «Девочка с персиками»;
3) И. И. Левитан; в) «Не ждали»;
4) В. А. Серов, г) «Видение отроку Варфоломею»;
д) «Владимирка».
6. Напишите, о каком художнике говорится в тексте.
«Художник участвовал во многих военных кампаниях: туркестанской, русско-турецкой, русско-японской. В связи с эти написал целые серии этюдов и картин... В своих батальных полотнах он не восхищался героикой войны, что раньше было характерно для русских баталистов, а, напротив, с глубоким сочувствием, сопереживанием показывал жестокие военные будни...»
Ответ:____________________________________________
Раздел С
Прочитайте фрагмент статьи «О русском искусстве» писателя А. М. Горького.
«О нас можно сказать, что мы мало жили разумом, плохо работаем, но — мы хорошо умеем жить сердцем. Русское искусство — прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку. Этим огнем любви блещет творчество наших художников, и великих, и малых — «народников» в литературе, «передвижников» в живописи, «кучкистов» в музыке».
1. Был ли романтизм главным творческим стилем в русском искусстве во второй половине XIX в.? В каком смысле Горький употребляет слово «романтическая»?
2. Кого имеет в виду Горький под «народниками» в литературе?
3. Как отразился интерес к человеку в творчестве художников-передвижников?
4. Кто такие «кучкисты»? В чем особенности их произведений?
Тема 14. Россия в конце XIX — начале XX в.
Раздел А
1. Какая территория не входила в состав Российской империи в конце XIX века?
а) Польша;
б) Тува;
в) Хива;
г) Финляндия.
2. Когда была проведена первая всероссийская перепись населения?
а) в 1894 г.;
б) в 1895 г.;
в) в 1896 г.;
г) в 1897 г.
3. Какой социальный слой был в России самым многочисленным?
а) рабочие;
б) крестьяне;
в) ремесленники;
г) духовенство.
4. Как называется процесс роста городского населения?
а) эмансипация;
б) концентрация;
в) акселерация;
г) урбанизация.
5. Кто был министром финансов России в 1892 — 1903 гг.?
а) С. Ю. Витте;
б) М. И. Терещенко;
в) П. Л. Барк;
г) И. А. Вышнеградский.
6. Что не было характерно для экономики России в первые годы XX в.?
а) разорение предпринимателей;
б) рост безработицы;
в) проведение денежной реформы;
г) создание монополий.
7. В какую отрасль промышленности вкладывали средства предприниматели братья Нобели?
а) нефтяную;
б) электротехническую;
в) автомобильную;
г) химическую.
8. Какое событие произошло в 1899 г.?
а) были посмертно реабилитированы участники покушения на Александра II;
б) по указу Николая II была создана комиссия для подготовки нового Уложения;
в) был издан манифест, ограничивший права финского сейма;
г) была отменена черта оседлости для еврейского населения.
9. Что такое «зубатовский социализм»?
а) радикальное направление в социал-демократии;
б) сеть крестьянских организаций, действовавших под контролем полиции;
в) сеть рабочих организаций, действовавших под контролем полиции;
г) анархистские группы, сотрудничавшие с полицией.
10. Какой министр был автором проекта либеральных преобразований, поданного царю осенью 1904 г.?
а) А. П. Бобринский;
б) Н. X. Бунге;
в) П. Д. Святополк-Мирский;
г) В. К. Плеве.
11. В каком городе проходила международная конференция, созванная по инициативе Николая II?
а) в Лондоне;
б) в Москве;
в) в Пекине;
г) в Гааге.
12. Какой корабль был затоплен русскими моряками в порту Чемульпо? а) «Аврора»;
б) «Варяг»;
в) «Паллада»;
г) «Стерегущий».
13. Что не относилось к условиям Портсмутского мира?
а) Россия и Япония вывели войска из Маньчжурии;
б) Корея признавалась сферой интересов США;
в) Япония получила в аренду Порт-Артур;
г) южная часть Сахалина была передана Японии.
14. Когда проходил II съезд РСДРП?
а) в 1889 г.;
б) в 1896 г.;
в) в 1898 г.;
г) в 1900 г.
15. Что объединяло социал-демократов и эсеров?
а) признание крестьянства ведущей революционной силой;
б) ставка на революционные методы борьбы;
в) идеализация крестьянской общины;
г) использование тактики индивидуального террора.
16. Кто выдвигал требование социализации земли?
а) социал-демократы;
б) социалисты-революционеры;
в) либералы;
г) консерваторы.
17. Кто был редактором журнала «Освобождение»?
а) Е. Ф. Азеф;
б) П. Н. Милюков;
в) П. Б. Аксельрод;
г) П. Б. Струве.
18. Как называлась организация, созданная Гапоном?
а) «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт- Петербурга»;
б) «Собрание рабочих уполномоченных»;
в) «Союз борьбы за освобождение пролетариата»;
г) «Союз революционеров».
19. Что не относится к событиям 1905 г.?
а) «Кровавое воскресенье»;
б) восстание на броненосце «Потемкин»;
в) Декабрьское вооруженное восстание;
г) взрыв на Аптекарском острове.
20. Как называлось объединение либеральных профессиональных организаций?
а) Союз союзов;
б) Союз либералов;
в) Либеральный союз;
г) Конституционное собрание.
21. В каком городе возник первый Совет рабочих депутатов?
а) в Иваново-Вознесенске;
б) в Москве;
в) в Варшаве;
г) в Туле.
22. Когда Николаем II был подписан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»?
а) 10 января 1905 г.;
б) 6 августа 1905 г.;
в) 17 октября 1905 г.;
г) 27 апреля 1906 г.
23. Какая партия возникла в октябре 1905 г.?
а) сепаратистов;
б) анархистов;
в) прогрессистов;
г) кадетов.
24. Какой государственный орган стал по «Основным законам» 1906 г. высшей законодательной палатой?
а) Государственный комитет;
б) Государственный совет;
в) Законодательный совет;
г) Законодательная дума.
25. Кто был председателем I Государственной думы?
а) С. А. Муромцев;
б) С. Ю. Витте;
в) В. М. Чернов;
г) А. И. Гучков.
26. Как называлась фракция крестьянских представителей в Государственной думе?
а) селяне;
б) трудовики;
в) сельские обыватели;
г) крестьянский союз.
27. Какая партия бойкотировала выборы во II Государственную думу?
а) кадеты;
б) эсеры;
в) социал-демократы;
г) ни одна из названных.
28. Что не относится к чертам первой российской революции?
а) создание военно-полевых судов;
б) проведение всероссийской политической стачки;
в) многочисленные покушения на государственных чиновников;
г) отсутствие волнений в армии и на флоте.
29. Когда был издан закон, положивший начало аграрной реформе?
а) 11 декабря 1905 г.;
б) 19 декабря 1905 г.;
в) 9 ноября 1906 г.;
г) 11 декабря 1906 г.
30. Что не входило в число положений столыпинской реформы?
а) конфискация части помещичьих земель;
б) разрушение сельской общины;
в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств;
г) выселение крестьян на хутора.
31. В какой регион направлялся основной поток переселенцев в период столыпинской реформы?
а) в Сибирь;
б) в Закавказье;
в) в Поволжье;
г) в Крым.
32. Что не относилось к чертам промышленного подъема 1910-х гг.?
а) расширение внутреннего рынка за счет экспорта продовольствия;
б) развитие автомобилестроения;
в) резкое сокращение количества рабочих на предприятиях за счет внедрения новой техники;
г) развитие городского хозяйства.
33. Кто не входил в число председателей III Государственной думы?
а) Н. А. Хомяков;
б) В. Н. Коковцов;
в) М. В. Родзянко;
г) А. И. Гучков.
34. Что не относилось к чертам национальной политики правительства?
а) сохранение целостности Российской империи;
б) поддержка русских националистических организаций;
в) сокращение представительства поляков в Думе;
г) введение генерал-губернаторского правления на Украине.
35. Какое событие произошло 1 сентября 1911 г.?
а) смерть Л. Н. Толстого;
б) убийство П. А. Столыпина;
в) расстрел рабочих на Ленских золотых приисках;
г) начало работы IV Государственной думы.
36. Кто был представителем акмеизма в поэзии?
а) В. В. Маяковский;
б) С. А. Есенин;
в) А. А. Ахматова;
г) А. А. Блок.
37. Как называлось объединение художников, в которое входили А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов?
а) Союз передвижников;
б) «Мир искусства»;
в) «Мир нового искусства»;
г) «Бубновый валет».
38. Создателем какого направления в искусстве провозгласил себя К. С. Малевич?
а) футуризм;
б) имажинизм;
в) супрематизм;
г) кубизм.
39. Кто был организатором «Русских сезонов» в Западной Европе?
а) М. И. Фокин;
б) С. П. Дягилев;
в) А. М. Горький;
г) Ф. И. Шаляпин.
40. Кто был автором проекта Ярославского вокзала в Москве?
а) Ф. О. Шехтель;
б) И. В. Жолтовский;
в) В. Ф. Валькотт;
г) М. М. Перетяткович.
Раздел В
1. Установите соответствие между событиями и временем, когда они произошли.
1) всероссийская политическая стачка;
2) создание Союза союзов;
3) начало работы I Государственной думы;
4) назначение П. А. Столыпина председателем Совета министров.
а) апрель 1906 г.;
б) май 1905г.;
в) октябрь 1905 г.;
г) июль 1906 г.;
д) декабрь 1905г.
4 \ | |||
2. Соотнесите названия политических партий и имена их лидеров.
а) А. И. Дубровин; б) В. И. Ленин; в) А. И. Гучков; г) П. Н. Милюков; д) В. М. Чернов. |
1)РСДРП;
2) ПСР;
3) конституционно-демократическая партия;
4) Союз 17 октября.
3. Прочитайте выдержку из исторического труда и заполните пропуск.
«Манифест 17 октября провозглашал начало буржуазного конституционализма. Населению обещались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности. Но самое главное заключалось в обещании, «чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения _____________________».
4. Прочитайте текст и впишите в него название политической партии.
«Главенствующее положение во II Думе продолжали занимать_____ __________, хотя и потерявшие на выборах 80 депутатских мест.
По сравнению с 1 Думой они, с одной стороны, несколько урезали свои программные требования, прекратили «злоупотреблять» «запросами», а с другой, — активизировали идейно-политическую борьбу против социал-демократов и трудовиков».
5. Прочитайте текст и напишите, о ком в нем говорится.
«В отличие от Витте, он сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. Еще на посту Саратовского губернатора он доказывал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства».
Ответ: _________________________________.
6. Прочитайте фрагмент труда историков Ж. Лонге и Г. Зильбера и впишите в текст имя политического деятеля. «Он был объявлен провокатором. С трудом укладывавшееся в обычные рамки, противоестественное представление об ____________ — основателе партии, главе боевой организации и т. д. и сотруднике департамента полиции было, наконец, принято, несмотря на свою чудовищность».
7. Напишите, как назывался сборник статей, о котором говорится в тексте.
«Авторы в принципе отрицали любую революцию. Они считали. Что до тех пор, пока не произойдет духовного очищения и возрождения личности. Революционный переворот бессмыслен. Авторы утверждали, что главной виновницей русской революции являлась интеллигенция, зараженная идеями «противогосударственности», «безрелигиозности» и «космополитизма»».
Ответ: _________________________________.
8. Установите хронологическую последовательность событий.
а) Портсмутский мир;
б) начало строительства КВЖД;
в) русско-английское соглашение о разделе сфер влияния в Передней Азии;
г) Цусимское сражение.
9. Прочитайте текст и впишите в него пропущенное слово. «Утром 27 января (9 февраля) русская эскадра в составе 5 эскадренных миноносцев и 5 крейсеров стояла под парами на внешнем рейде ________________________, готовая к бою с кораблями противника. В 8 часов из Ляодунского залива показались японские крейсера... В 11 часов 20 минут японские корабли открыли огонь».
10.Прочитайте текст и впишите в него имя одного из основателей
театра..
«Театр был основан в 1898 г. _______________
и В. И. Немирови-ч-Данченко. Они осуществили реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки пьес А. П. Чехова и М. Горького».
Раздел С
Прочитайте фрагменты выступлений премьер-министра П. А. Столыпина в Государственной думе.
«Я полагаю, что земля, которая распределилась бы между гражданами, отчуждалась бы у одним и предоставлялась бы другим... что эта земля получила бы скоро те свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд, с тем чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, — этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена.
Ведь богатство народов создает и могущество страны. Путем же переделения всей земли государство в своем целом не приобретет ни одного лишнего колоса хлеба. Уничтожены, конечно, будут культурные хозяйства. Временно будут увеличены крестьянские наделы, но при росте населения они скоро превратятся в пыль, и эта распыленная земля будет высылать в города массы обнищавшего пролетариата. Но положим, что картина эта неверна, что краски тут сгущены. Кто же, однако, будет возражать против того, что такое потрясение. Такой громадный социальный переворот не отразится, может быть, на самой целости России.
...наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах. Каковы они? В развитии земщины, в развитии, конечно, самоуправления, передачи ему части государственных обязанностей, государственного тягла и в создании на низах крепких людей земли, которые были бы связаны с государственной властью. Вот наш идеал местного самоуправления. Так же как наш идеал — это развитие дарованного государем стране законодательного, нового представительного строя, который должен придать новую силу и новый блеск царской верховной власти».
1. В чем Столыпин видел опасность обобществления земли?
2. Каковы были бы, по мнению премьер-министра, экономические и социальные последствия ликвидации помещичьего землевладения?
3. Можно ли было, на ваш взгляд, предотвратить процесс ухода из деревни в город «масс обнищавшего пролетариата»?
4. Какой социальный слой Столыпин хотел сделать опорой власти?
5. В чем заключались особенности «нового представительного строя» в России?
Тема 15. Революция и гражданская война.
Раздел А
1. Какие территории планировала захватить Россия, вступая в Первую мировую войну?
а) Восточную Пруссию;
б) Болгарию и Румынию;
в) Аляску;
г) Стамбул и черноморские проливы.
2. Кто был верховным главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?
а) Николай II;
б) великий князь Николай Николаевич;
в) А. А. Брусилов;
г) М. В. Алексеев.
3. Чем закончилось наступление русских войск в Восточной Пруссии осенью 1914 г.?
а) отступлением и крупными потерями;
б) заключением перемирия на этом участке фронта;
в) взятием Кенигсберга;
г) переходом к позиционной войне на территории противника.
4. Когда был осуществлен «Брусиловский прорыв»?
а) в мае-июле 1915 г.;
б) в марте-июле 1916 г.;
в) в мае-июле 1916г.;
г) в мае-июле 1917 г.
5. Как назывались организации российских промышленников, созданные для поддержки фронта?
а) оборонные комитеты;
б) промышленные союзы;
в) союзы защиты Родины;
г) военно-промышленные комитеты.
6. Кто был главой Временного правительства с марта 1917г.?
а) П. Н. Милюков;
б) А. И. Гучков;
в) Г. Е. Львов;
г) А. Ф. Керенский.
7. Когда сформировалась правительственная коалиция либералов и умеренных социалистов?
а) в конце апреля 1917г.;
б) в начале мая 1917 г.;
в) в конце мая 1917г.;
г) в начале июня 1917г.
8. Какое обвинение было выдвинуто против большевиков в июле 1917г.?
а) в убийстве Г. Е. Распутина;
б) в подкупе членов Временного правительства;
в) в печатании фальшивых денег;
г) в шпионаже в пользу Германии.
9. Когда Россия была провозглашена республикой?
а) 1 августа 1917 г.;
б) 1 сентября 1917 г.;
в) 11 сентября 1917г.;
г) 25 октября 1917г.
10. Какие события произошли в сентябре 1917г.?
а) «большевизация» столичных Советов;
б) созыв Государственного совещания;
в) раскол в партии эсеров;
г) начало мирных переговоров с Германией.
11. Кто из руководителей большевистской партии выступал в октябре 1917 г. против вооруженного восстания?
а) В. И. Ленин;
б) Н. К. Крупская;
в) Л. Б. Каменев;
г) Н. И. Бухарин.
12. Когда проходил II Всероссийский съезд Советов?
а) 1-2 октября 1917 г.;
б) 25-26 октября 1917г.;
в) 7-8 ноября 1917г.;
г) 25-26 ноября 1917г.
13. Какое положение не содержалось в Декрете о земле?
а) отмена частной собственности на землю;
б) обращение земли во всенародное достояние;
в) запрет наемного труда;
г) продажа пустующих земель иностранным рабочим.
14. Какое учреждение стало после победы большевиков высшим органом законодательной власти?
а) Комитет защиты Родины и Революции;
б) Всероссийский съезд Советов;
в) Центральный комитет партии большевиков;
г) Высший совет народного хозяйства.
15. Кто входил в руководство партии левых эсеров?
а) В. М. Чернов;
б) Б. В. Савинков;
в) А. М. Коллонтай;
г) М. А. Спиридонова.
16. Как представляли себе перспективы российской революции В. И. Ленин и другие вожди большевиков?
а) в короткие сроки в России можно будет построить социализм, опираясь на богатые ресурсы страны;
б) произойдет «мировая революция», и пролетариат индустриальных стран поможет России в построении социализма;
в) отделившись от капиталистического мира «железным занавесом», Россия постепенно построит социализм;
г) российская революция получит развитие на Востоке, в состав Советской республики войдут Монголия и Китай.
17. Какое событие произошло в январе 1918г.?
а) созыв и роспуск Учредительного собрания;
б) роспуск Всероссийского Центрального исполнительного комитета;
в) создание правительственной коалиции большевиков и левых эсеров;
г) денежная реформа.
18. Кто входил в группу «левых коммунистов»?
а) Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин;
б) Н. И. Бухарин, Ф. Э. Дзержинский;
в) Л. Д. Троцкий, Ф. Э. Дзержинский;
г) И. В. Сталин, А. М. Коллонтай.
19. Когда был заключен Брестский мирный договор?
а) 13 февраля 1918г.;
б) 3 марта 1918 г.;
в) 13 марта 1918г.;
г) 3 апреля 1918 г.
20. Какое положение не содержалось в первой советской Конституции?
а) установление диктатуры пролетариата;
б) федеративное устройство государства;
в) ограничение в правах части населения;
г) передача всей полноты власти советам депутатов трудящихся.
21. Какая экономическая мера была предпринята советской властью в ноябре 1917.года?
а) национализация транспорта;
б) создание коллективных хозяйств в деревне;
в) принятие декрета о социалистическом соревновании на производстве;
г) введение рабочего контроля.
22. Когда был принят декрет о национализации главных отраслей промышленности?
а) в декабре 1917г.;
б) в марте 1918г.;
в) в апреле 1918 г.;
г) в июне 1918 г.
23. Какие подразделения проводили изъятие хлеба у крестьян?
а) отряды милиции;
б) продовольственные комитеты;
в) революционные комитеты;
г) продовольственные отряды.
24. Что не являлось частью политики «военного коммунизма»?
а) создание ударных бригад;
б) свертывание товарно-денежных отношений;
в) введение всеобщей трудовой повинности;
г) натурализация заработной платы.
25. На каком принципе поначалу строилась Красная Армия?
а) добровольности;
б) всеобщей воинской повинности;
в) набора иностранных наемников;
г) создания интернациональных бригад.
26. Как называлось эсеровское правительство, действовавшее в Самаре?
а) Самарская директория;
б) Комитет членов Учредительного собрания;
в) Собрание уполномоченных;
г) Комитет защиты Учредительного собрания.
27. Кто был председателем Реввоенсовета Советской республики?
а) Л. Д. Троцкий;
б) М. В. Фрунзе;
в) Я. М. Свердлов;
г) И. В. Сталин.
28. Какое событие произошло в июле 1918г.?
а) исключение из ВЦИК меньшевиков и эсеров;
б) расторжение Брестского мира;
в) опубликование декрета о «красном терроре»;
г) расстрел царской семьи.
29. Какое государство не участвовало в интервенции?
а) Англия;
б) Франция;
в) Швеция;
г) Япония.
30. Кто в Красной Армии осуществлял «политическое воспитание» бойцов и следил за «военспецами»?
а) комиссары;
б) народные контролеры;
в) чекисты;
г) председатели революционных комитетов.
31. Когда адмирал Колчак пришел к власти в Сибири?
а) в декабре 1917 г.;
б) в мае 1918г.;
в) в ноябре 1918г.;
г) в декабре 1918г.
32. Какое событие произошло в ноябре 1918 г.?
а) аннулирование Брестского мирного договора;
б) начало похода А. И. Деникина на Москву;
в) установление Советской власти в Эстонии;
г) создание Дальневосточной республики.
33. Какое формирование Красной Армии возглавлял С. М. Буденный?
а) Первую Конную армию;
б) Вторую Конную армию;
в) части особого назначения;
г) Железную дивизию.
34. Какая территория была форпостом армии Врангеля?
а) Крым;
б) Донбасс;
в) Кавказ;
г) Финляндия.
35. Кто командовал Западным фронтом в ходе советско-польской войны?
а) Л. Д. Троцкий;
б) М. В. Фрунзе;
в) М. Н. Тухачевский;
г) А. И. Егоров.
36. Кто был главной силой Вешенского восстания?
а) казаки;
б) крестьяне;
в) офицеры;
г) эсеры.
37. Когда была установлена советская власть в Грузии?
а) в феврале 1920 г.;
б) в сентябре 1920 г.;
в) в феврале 1921г.;
г) в сентябре 1921г.
38. Какая губерния была центром крестьянского восстания, которое возглавлял А. С. Антонов?
а) Тульская;
б) Воронежская;
в) Харьковская;
г) Тамбовская.
39. Что не относится к требованиям участников выступления в Кронштадте?
а) перевыборы Советов;
б) возобновление работы Учредительного собрания;
в) отмена продразверстки;
г) освобождение арестованных социалистов.
40. Как отразилась гражданская война на экономике России?
а) упал объем промышленного производства, закрылись некоторые предприятия;
б) благодаря реализации Декрета о земле к 1921 г. резко выросло производство продовольствия;
в) значительно вырос объем производства в важнейших отраслях промышленности;
г) благодаря переводу на военное положение стал четко работать транспорт.
Раздел В
1. Расположите события в хронологической последовательности.
а) отставка П. Н. Милюкова с поста министра иностранных дел;
б) 1 Всероссийский съезд Советов;
в) формирование Петроградского Совета;
г) возвращение В. И. Ленина из эмиграции.
2. Прочитайте фрагмент документа и укажите, кто был его автором. «Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу».
Ответ: ___________________________________.
3. Прочитайте фрагмент документа и укажите, кто был его автором. «Своеобразие текущего момента в России в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, — ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства».
Ответ: _________________________________.
4. Прочитайте фрагмент выступления одного из лидеров меньшевиков Ф.И. Дана перед военными в апреле 1917 года и впишите в текст недостающее слово.
«Власть — это Временное правительство, а революционная демократия в лице ________________ осуществляет свое влияние на ход
политической жизни путем непрерывного организованного давления и контроля над ним».
5. Прочитайте фрагмент воспоминаний члена кадетской партии В. Д. Набокова и впишите в текст имя исторического деятеля. «До самого конца ____________________ совершенно не отдавал себе отчета в положении. За четыре-пять дней до октябрьского большевистского восстания... я прямо спросил, как он относится к возможности большевистского выступления, о котором тогда говорили все. «Я был бы готов отслужить молебен, чтобы такое выступление произошло», — ответил он мне. — «А уверены ли вы, что сможете с ним справиться?» — «У меня больше сил, чем нужно. Они будут раздавлены окончательно».
6.Установите соответствие между событиями и датами.
1) открытие III Всероссийского съезда Советов;
2) начало переговоров в Бресте между Советской Россией и центральными державами;
3) роспуск Учредительного собрания;
4) победа советской власти в Москве;
а) 6 января 1918г.;
б) 20 ноября 1917г.;
в) 2 ноября 1917г.;
г) 10 января 1918 г.
7.Укажите, какие посты занимали в составе первого советского правительства его члены.
1) В. И. Ленин; а) нарком по иностранным делам;
2) Л. Д. Троцкий; б) нарком просвещения;
3) И. В. Сталин; в) председатель СНК;
4) А. В. Луначарский, г) нарком по делам национальностей.
8.Расположите события в хронологической последовательности.
а) IV Всероссийский съезд Советов
б) опубликование декрета о создании Красной Армии;
в) переезд Советского правительства из Петрограда в Москву;
г) мятеж левых эсеров.
9. Прочитайте фрагмент декрета ВЦИК иукажите, о какой из составных частей политики «военного коммунизма» в нем говорится.
«...обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок...»
Ответ: _________________________________.
10. Прочитайте фрагмент из труда У. Черчилля и укажите, о каком историческом деятеле говорится в тексте. «Начиная с июля 1919 г. Англия оказывала ему главную помощь, и не менее 250 тыс. ружей, 200 пушек, 30 танков и громадные запасы оружия и снарядов были посланы через Дарданеллы и Черное море в Новороссийск».
Ответ: _________________________________.
Раздел С