Приложения к Чикагской конвенции №1-19
Чикагская Конвенция - основной документ ИКАО. Более полувека она практически без изменений обеспечивает правовую основу деятельности ИКАО, при этом бурное развитие гражданской авиации требует вносить изменения во все сферы деятельности этой организации.
Для этой цели ИКАО издает 19 приложений к Чикагской Конвенции (ANNEX). Основное их содержание - действующие стандарты и рекомендации. Кроме них в приложениях могут быть различные справочные данные. Стандарты и рекомендации разрабатывают соответствующие комитеты Совета ИКАО. Стандарты и рекомендации по вопросам аэронавигации и безопасности полетов разрабатываются аэронавигационной комиссией Совета ИКАО. Принимает стандарты и рекомендации Совет ИКАО 2/3 голосов, после чего они направляются Советом каждому договаривающемуся государству.
Любая поправка вступает в силу, если по истечении 3-х месяцев большинство государств-членов ИКАО не уведомила Совет ИКАО о своем несогласии с поправкой. Принятие стандартов и рекомендаций - право каждого государства. Если государство-член ИКАО считает невозможным принять какой либо стандарт или рекомендацию, оно обязано уведомить об этом Совет ИКАО в течение 60 дней после даты принятия поправок Советом ИКАО. При этом Совет ИКАО немедленно извещает все другие страны о различии между международными стандартами и национальными правилами каждого государства.
В Чикагской Конвенции дается определение стандарта и рекомендации.
Стандарт - любое требование к физическим характеристикам конфигурации, материальной части, лётным характеристикам, персоналу и правилам, единообразное применение которого признано необходимым для обеспечения безопасности и регулярности полетов. Договаривающиеся государства должны их соблюдать в соответствии с Конвенцией.
Рекомендация - те же требования, что и в понятии «Стандарт», применение которых признано желательным для обеспечения безопасности и регулярности полетов.
Договаривающиеся государства должны стараться их соблюдать в соответствии с Конвенцией.
Таким образом, в решении одной из главных задач -стандартизации полетов на международных воздушных линиях действия Совета ИКАО носят консультативный характер.
№ Приложения | Наименование Приложения | Краткое содержание Приложения | Год изд. | № и год последнего издания |
Выдача свидетельства Авиационному персоналу. | Определены требования к квалификации, необходимой для получения свидетельств членов летного экипажа и наземного персонала ГА, установлены медицинские требования для получения этих свидетельств | 11, 2011 | ||
Правила Полетов | Сформулированы общие правила полетов в целях обеспечения их безопасности, в т.ч. ПВП, ППП, Эшелонирование, перехвата, а также знаки и сигналы аэродромной Сигнализации | 10, 2005 | ||
Метеорологическое обеспечение международной | Предъявлены требования к метеорологическому обслуживанию полетов и органам метеообеспечения, а также даются метеорологические коды | 17, 2010 | ||
Аэронавигационные карты | Определены требования к аэронавигационным картам, необходимым для выполнения полетов, приведены нормы и рекомендации по составлению аэронавигационных карт различных масштабов и оформлению карт | 11, 2009 | ||
Единицы измерения, подлежащие использоваию в воздушных и наземных опе-ях | Установлена размерность единиц, используемых для двухсторонней связи ВС с землей. Приведена таблица единиц измерения ICAO , а также перечень стран с указанием принятых ими единиц измерения | 5, 2010 | ||
Эксплуатация ВС | Содержа минимальные требование к Использованию ВС при регулярных воздушных сообщениях и нерегулярных международных воздушных перевозок, а также полетов Авиации общего назначения и вертолетов. Рассмотрены правила эксплуатации и обслуживания ВС и оборудования Часть I. Международный коммерческий транспорт. Самолеты. Часть II. Международная авиация общего назначения. Самолеты. Часть III.Международные полеты - Вертолеты | 9, 2010 7, 2008 7, 2010 | ||
Национальные и регистрационные знаки ВС. | Приведены минимальные требования к маркировке для указания государственной принадлежности ВС , также порядок регистрации, расположения и размеры национальных и регистрационных знаков, стандартный формат регистрационного удостоверения | 5, 2003 | ||
Летная Годность | Установлении минимальный уровень летной годности, который необходим для признания членами ICAO сертификатов летной годности, других государств, ВС которых выполняют полеты на (над) территории этих государств. Приведен порядок выдач свидетельств о годности ВС к полетам на международных воздушных линиях | 11, 2010 | ||
Упрощение формальностей | Сформулированы требования для упрощения паспортно-визового и санитарно-карантинного контроля, таможенных формальностей, контроля, связанного с безопасностью, формальностей въезда и транзита пассажиров, а также порядок оформления прибытия и убытия ВС | 13, 2011 | ||
Авиационная Электросвязь | Определены требования к радионавигационным, радиолокационным средствам связи для воздушной навигации и обслуживания воздушного движения. Рассмотрены вопросы эксплуатации указанных средств, порядок использования Радиочастот, Охарактеризованы методы радиосвязи и порядок составления донесений о их работе. Т. I. Оборудование и системы. Радиочастоты. T. II. Правила связи, включая правила, имеющие статус PANS. T. III. Ч .1.Системы передачи цифровых данных. Ч. 2. Системы Речевой связи. T. IV.Системы обзорной радиолокации и предупреждения столкновений. T. V.Использование авиационного радиочастотного спектра. | 6, 2006 1, 2001 2, 2007 4, 2007 2, 2001 | ||
Обслуживание воздушного движения | Дано описание назначения службы обслуживания воздушного движения (ОВД) . Определены общие требования к различным видам ОВД. Сформулированы требования к диспетчерскому информационному обслуживанию. Рассмотрены вопросы разделения воздушного пространства на зоны обслуживания, а также взаимодействия между службами ОВД и метеообеспечения. | 13, 2001 | ||
Поиск и спасение | Сформулированы принципы создания и организации работы службы поиска и спасания для оказания помощи ВС, а также организации взаимодействия аналогичных служб соседних государств | 8, 2004 | ||
Расследование Авиационных происшествий | Определены общие принципы расследования авиационных происшествий (АП), ответственность и обязанности государств по проведении расследования и предоставлении информации об АП | 10, 2010 | ||
Аэродромы | Определены требования к физическим характеристикам и классификации аэродромов и оборудованию, которое должно быть обеспечено на аэродромах, используемых для международных воздушных сообщений. Определены требования к маркировке летных полос и препятствий. Рассмотрены вопросы планирования, проектирования и эксплуатации вертодромов. T. 1.Проектирование и эксплуатация аэродромов. T. 2. Вертодромы. | 5, 2009 3, 2009 | ||
Службы аэронавигационной информации | Предъявлены общие требования к аэронавигационной информации, пересмотрены функции органов, ее обеспечивающих. Приведены рекомендации по оформлению сборника аэронавигационной информации (АИП) и извещений об изменении навигационной обстановки (НОТАМ) | 13, 2010 | ||
Охрана окружающей среды | Установлены общие требования к максимально допустимым уровням шума ВС при сертификации их по шуму, условия выдачи сертификатов летной годности, изложены эксплуатационные методы снижения шума. Приведены нормы и требования по вопросам топлива при сертификации авиадвигателей по эмиссии и другие технические условия Том I. Авиационный шум. Том II. Эмиссия авиационных двигателей . | 6, 2011 3, 2006 | ||
Безопасность. Защита международной ГА от актов незаконного вмешательства (АНВ) | Приведены стандарты и рекомендации в отношении административных и организационных мер пресечения АНВ, а также разработки и осуществления программы безопасности для международных аэропортов и эксплуатантов ВС | 9, 2011 | ||
Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху | Дана классификация опасных грузов, ограничения при их перевозке по воздуху, установлены требования к упаковке и маркировке грузов, обязанности грузоотправителя и перевозчика | 4, 2011 | ||
Управление безопасностью полетов | Изложены основные принципы организации деятельности по управлению безопасностью полетов в «МГА». |
Занятие 5
1. Документы Серии PANS.
2. Технические Руководства.
3. Сокращения и коды ИКАО.
4. Сборники условных обозначений.
Документы серии PANS.
Документы серии PANS - (Procedures of Air Navigation service)
В документах серииPANS помещаются материалы, не получившие статус стандарта и рекомендации, а также справочный материал. Серия PANS включает четыре документа:
1) 4444 (ФАП 138, 293) ATM/501 AirTrafficManagement. Документ включает:
- виды обслуживания воздушного движения (ОВД);
- порядок ответственности за обслуживание воздушного движения;
- координация органов обслуживания воздушного движения;
- диспетчерское обеспечение полетов в диспетчерском районе (СТА)
и аэродромно-диспетчерской зоне (CTR);
- действия в аварийной обстановке и при отказе связи;
- фразеология;
- радиолокационное обеспечение ОВД;
- обеспечение безопасности при ОВД.
2) 8168 (ФАП № 42, 128) OPS 611 Производство полетов "Operations". Издается в двух томах:
А) Том I - Правила производства полетов:.
- схемы вылета и захода на посадку (в т.ч. методом зональной навигации) по приборам;
- визуальное маневрирование в районе аэродрома;
- схемы полета в зоне ожидания;
- приемы снижения шума;
- правила установки высотомера;
- одновременное использование параллельных оборудованных ВПП;
- правила эксплуатации приемоответчика (ВОРЛ);
- стандартные эксплуатационные правила;
- критерии для полета по маршруту.
Б) Том II – Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам..
3) Док. 8400 Сокращения и коды ИКАО. В документе размещены:
- сокращения ИКАО - кодирование и декодирование;
- Q-код кодирования, декодирования;
- код NOTAM;
- код SNOWTAM.
4) Док. 7030 "Дополнительные региональные правила." Документ включает 9 разделов, по числу регионов, на которые разделен земной шар:
- Африка и Индийский океан (AFI);
- Ближний Восток и Азия (MID/ASIA);
- Европейский (EUR);
- Североатлантический (NAT);
- Североамериканский (NAM);
- Южноамериканский (SAM);
- Карибского моря (CAR);
- Ближний и Средний Восток (MID);
- Тихоокеанский (РАС);
Документ содержит особенности выполнения международных полетов в данном регионе, процедуры, облегчающие выполнение полетов через Атлантику, Тихий океан другие регионы земного шара.
Технические руководства
В своей деятельности ИКАО издает более 50 технических руководств, связанных с разными сторонами работы международной гражданской авиации.
Остановимся на технических руководствах, обеспечивающих экипажи международной гражданской авиации навигационной информацией.
1) сборники условных обозначений:
- типы воздушных судов Док. 8643;
- местоположение Док. 7910;
Обозначение четырехбуквенное. Первая буква - географический район (земной шар разбит на 20 географических районов). Вторая буква - государство. Третья и четвертая - местоположение.
Пример EGLL
Е_- географический район (Северная Европа); G_- Great Britain (Великобритания); LL- аэропорт Heathrow.
- Док. 8585; Условные обозначения летно-эксплуатационных агенств, полномочных органов и служб.
2) документы о видах и средствах обслуживания:
- каталог аэронавигационных карт, Док. 7101 MAP -565;
- аэронавигационная информация, предоставляемая государствами-членами ИКАО, Док. 7383 AIS -503;
3) аэронавигационные планы.
Издается шесть аэронавигационных планов (ANP):
- EUR – Европа;
- AFI - Африки и Индийского океана;
- ASIA/РАС - Азии и Тихоокеанского региона;
- NAM/NAT/PAC - план Северной Америки, Северной Атлантики и Тихого океана;
- CAR/SAM - план Карибского моря и Южной Америки; Аэронавигационные планы переиздаются один раз в пять лет и
содержат перспективные планы развития международных воздушных сообщений на пятилетний период в соответствующем регионе.
Сокращения и коды ИКАО.
Документ «Сокращения и коды» (Doc. 8400) содержит сокращения и коды ИКАО, производство полетов ВС (2 тома), правила полетов и ОВД, дополнительные региональные правила, утвержденные советом ИКАО для всеобщего применения международной службы авиационной электросвязи и в документах аэронавигационной информации, и единообразную сокращенную фразеологию для использования в бюллетенях предполётной информации. Документ имеет статус Правил аэронавигационного обслуживания PANS/ABS.
Правила аэронавигационного обслуживания (PANS) содержат, главным образом рабочие процедуры, которые не приобрели достаточной завершённости, чтобы быть принятыми в качестве Международных стандартов и Рекомендуемой практики или материала более постоянного характера, который не подходит для включения в Приложение или слишком подробен для этого. Разрабатываются специализированными совещаниями ICAO и утверждаются Советом.