Формирование новой русской культуры 17 века
Материальная культура
События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия этого времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Значительная часть населения ушла из своих обжитых районов, произошло запустение ряда мест. Однако на протяжении последующих десятилетий хозяйство постепенно восстанавливалось, и следы недавнего разорения к середине столетия исчезли в результате упорного труда народа.
Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия земледельческого труда также были прежними -- сохи, бороны, косы, серпы, применялись, кроме того, плуги.
В области ремесленного производства на протяжении XVII в. произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала так называемая домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь, смолу и т. п. предметы. Но в городах, особенно в наиболее крупных, отчетливо определился процесс массового превращения ремесла в мелкое товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.
Широкое распространение получила обработка металлов. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и сошники и другие изделия. С большим искусством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного (пушки, мушкеты, пищали, мортиры) и холодного (сабли, пики, латы) оружия. Появились многоствольные «органы» для залповой стрельбы.
Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов -- золота и серебра, особенно в специальных государственных мастерских -- Золотой и Серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи -- серебряные ковши, братины (сосуды), предметы культа и т. п., многие из которых являются подлинными шедеврами техники и художественного мастерства. Изделия покрывались тонкими рисунками, вычеканенными или выдавленными на металле. Наряду с этим производилась и массовая продукция -- кольца, серьги, крестики и т. п. Важное значение имела чеканка монет. Развитие обработки благородных металлов тормозилось, однако, тем, что в XVII в.
Многовековую традицию имела к XVII в. обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом деле мастера в северных, богатых лесом, районах. Там возводились замечательные постройки, о которых речь пойдет ниже в разделе о зодчестве XVII в. Поморские плотники умели строить прочные и удобные суда -- не только речные, но и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а также производство поташа.
Возникли центры массового производства изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде и других городах. Ярославль и Вологда стали, кроме того, и центрами массовой выделки различных изделий из кожи. Во многих городах работали скорняки, изготовлявшие разные меховые вещи. Развивалось также производство по переработке шерсти, например изготовление валяной обуви, крупным центром которого стал Углич. Особые отрасли ремесленного производства составили массовое производство сальных свечей и мыловарение. Обрабатывали также моржовую кость, изготовляя из нее многие богато украшенные предметы. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивавшие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. Мастера XVII в. научились возводить крепостные сооружения без контрфорсов -- специальных пристроек для прочности стен. В 30-х гг. XVII в. появился первый стекольный завод в России.
Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и созидателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях замечательную сметку и творческую силу народа.
В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством. - Посетивший Россию в 30-х гг. XVII в. немецкий ученый Адам Олеарий писал о русских мастерах: «Люди эти очень способны к разным ремеслам, легко перенимают все, что увидят у немцев, и в немного лет они научились и переняли у последних много такого, чего прежде совсем не знали... Особенно удивили меня русские золотых дел мастера, которые делают теперь серебряную с разными украшениями посуду с таким искусством, что не уступают в том нисколько немцам» Культурология. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. -- М.: Высш. шк., 2007.-- с. 173-175.