Современный этап. С 1993 года.
Высшую законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы.
Государственная Дума избирается непосредственно гражданами России, Совет Федерации состоит из членов, избранных законодательными органами субъектов Российской Федерации (половина членов Совета Федерации) и назначаемых главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, например, для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам своего ведения. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату Российской Федерации, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом "О счетной палате Российской Федерации" от 1995 г.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, исключая случаи, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по предоставлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения решение вопросов о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории России; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.
Государственная Дума представляет все население Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на госслужбе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Право законодательной инициативы в Государственной Думе принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду и Высшему арбитражному суду России по вопросам их ведения. Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (например, об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России; войны и мира.
В соответствии с Конституцией страны в субъектах Российской Федерации действуют свои законодательные (представительные) органы, ведущие законотворческую деятельность в рамках федерального законодательства, предоставляющего широкие полномочия для местного самоуправления, и с учетом региональной специфики. Законодательные собрания избираются путем всеобщего, равного и прямого голосования жителей данного субъекта Федерации, имеющих право голоса. По представлению Президента Российской Федерации законодательные собрания субъектов Федерации утверждают кандидатуры глав регионов. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент России должен вынести на рассмотрение другую кандидатуру.
На городском и районном уровне также избираются представительные органы власти на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании жителей данного административно-территориального образования, имеющих право голоса. Представительные органы власти на местах образуют основу общегосударственной системы волеизъявления граждан страны, вершиной которой выступает Федеральное собрание Российской Федерации.
Основные проблемы (помимо названных выше):
- Проблемы статуса и взаимодействия с иными органами государственной власти (прежде всего Президентом и Правительством)
- Проблемы формирования.
- Проблемы компетентности и самостоятельности депутатов государственной Думы и членов Совета Федерации
Проблемы по другому автору:
Возможность роспуска Думы для Президента стала заурядным явлением, в то время как объявление импичмента Президенту сделалось фактически невозможным.
-- Фактически невозможным стало и внесение изменений в Конституцию, что свидетельствовало о намерении Президента на долгое время сохранить сложившийся расклад сил и свою монополию на власть.
-- К минимуму сведены надзорно-контрольные функции Парламента (Счетная палата).
-- Парламент минимум возможностей влиять на состав правительства.
-- Серьезно ограничена и законодательная деятельность Думы. Два вето Совета Федерации и Президента сделали непроходимыми любые законодательные инициативы думцев, с которыми не согласен Президент.
-- Разделение Парламента на две палаты, каждая из которых имеет свой круг конституционных полномочий, свои функции в системе власти, своего председателя, свой аппарат, свое здание, практически исключило возможность превращение законодательной власти в противостоящую Президенту и Правительству, стремящуюся к самодостаточности, систему.
Дальнейшее развитие парламентаризма в России должно способствовать укреплению демократии, увеличению результативности государственного механизма в обеспечении прав человека и предполагает решение ряда основных задач.
Это:
— обеспечение реализации принципа разделения властей, их баланса и самостоятельности в осуществлении своих функций, верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории государства;
— расширение контрольных полномочий парламента в первую очередь путем наделения его на конституционном уровне правом создавать комиссии для производства парламентских расследований;
— закрепление границ и пределов законодательной компетенции Федерального Собрания в плане определения вопросов, требующих законодательного регулирования, и вопросов, относящихся к компетенции исполнительной власти;
— совершенствование процедуры отрешения Президента РФ от должности путем приведения норм Конституции в этой части в соответствие с принципами презумпции невиновности и неприкосновенности главы государства;
— совершенствование механизмов формирования палат Федерального Собрания, на основе демократических принципов, представительской сущности парламента.
Решение этих задач возможно лишь в условиях конституционной стабильности и демократии. Парламентаризм — это индикатор демократии, поэтому его развитие и совершенствование обусловлено целями, вынесенными во главу угла Конституции Российской Федерации.
№33 вопрос. Правительство РФ: роль в системе исполнительной власти, порядок формирования, состав, порядок деятельности. Основные направления реформирования Правительства РФ.
http://government.ru/ - официальный сайт
http://www.gov.ru/ - и переход на картинку /федеральные органы исполнительной власти/