Управление Президента по вопросам противодействия коррупции

№30вопрос. Совет Федерации: порядок формирования и деятельности, компетенция Совета Федерации, основные направления реформирования.

Председатель: Матвиенко Валентина Ивановна

http://www.council.gov.ru/ - официальный сайт. В разделе /О Совете Федерации»/ выбрать /Статус и полномочия/ - там есть вся информация.

Кратко: Совет Федерации (также неофициально «верхняя палата парламента», «Сенат») Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России (сейчас 85 субъектов) - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Основная задача – участие в правотворчестве. Призван сбалансировать принимаемые Государственной Думой законы с учетом интересов всех субъектов РФ.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации также относятся (пункт 1):

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Основные направления реформирования. Основная проблема здесь в том, как формировать СФ т.к. конституция этого не детализирует. История вопроса:

В переходных положениях Конституции России 1993 года было указано, что первый состав СФ на два года избирается гражданами по двухмандатным округам, а далее порядок формирования СФ необходимо было установить отдельным законом.

В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входили в СФ по должности. При этом члены СФ работали в нём на непостоянной основе, собираясь в Москве на регулярные сессии, или участвуя в заседаниях комитетов и комиссий.

Целью следующей реформы, предложенной президентом Путиным в 2000 году, стала замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона).

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Продолжаются дискуссии о том, как формировать данный орган государственной власти.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Организация работы Совета Федерации:

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

№31 вопрос. Государственная Дума: порядок формирования и деятельности, компетенция Государственной Думы, основные направления реформирования.

http://www.duma.gov.ru/ - официальный сайт. Глава 5 Конституции РФ.

Председатель: С.Е.Наршкин

Государственная Дума условно «нижняя палата» - парламента Российской Федерации.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.

Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и других федеральных законов.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

2. заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

4. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

5. назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

6. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

7. объявление амнистии;

8. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Это ее основное полномочие и задача.

В государственной думе работают комитеты и комиссии, есть Регламент

Депутаты группируются по Фракциям.

Подготовкой вопросов и деятельности палаты занимается Совет ГД.

Обеспечивает работу Аппарат.

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Основные направления реформирования (в основном связаны с процедурами выборов депутатов):

1. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года.

2. С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). До этого 225 депутатов избирались по пропорциональной, а еще 225 по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

3. Срок полномочий продлен с 4 до 5 лет.

Вопрос о реформировании Государственной Думы тесно связан с вопросом о реформировании политической и партийной системы РФ.

СУПЕРНОВОЕ: 24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

№32 вопрос Проблемы становления и развития парламентаризма в России на современном этапе.

Краткая история. Элементы народного представительства зародились на Руси еще в Х-XI веках. С древнейших времен на Руси существовало вече как верховный орган самоуправления в древнерусских землях. Вече представляло собой собрание народа, принимавшее решения по наиболее важным политическим вопросам.

История Московского государства знает и такие своеобразные общегосударственные сословно-представительные органы, как созывавшиеся государями с XVI в. земские соборы - совещания государя со своим окружением и представителями "всей земли".

Идея парламента как регулярно действующего представительного органа получила хождение в России в начале XIX в. Это было связано с появлением пока ещё узкого круга европейски образованных людей, убежденных в необходимости законодательного закрепления самодержавной власти.

Ближайший советник Александра I М.М.Сперанский в числе прочих преобразований государственного строя предложил создать выборную Государственную Думу с предоставлением ей исключительного права принятия основных гражданских, уголовных и иных законов. Однако проект М.М.Сперанского остался на бумаге из-за сопротивления дворянства. Важным шагом в развитии представительных учреждений стали земские и городские реформы 60-70 годов XIX века.

Начало XX века ознаменовалось появлением общегосударственного парламентского органа, на который были возложены задачи законотворчества, рассмотрения вопросов государственной политики, парламентский контроль в отношении правительственного аппарата. Манифест 17 октября 1905 г. даровал России законодательный выборный парламент - Государственную Думу.

Дореволюционная Государственная Дума просуществовала более одиннадцати лет. За эти годы она избиралась четыре раза и соответственно называлась Первая, Вторая, Третья, Четвертая Государственные Думы.

23 апреля 1906 г. император Николай II утвердил свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого монарха. Все принимаемые законы подлежали утверждению самодержцем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Царь назначал министров, единолично определял внешнюю политику страны, руководил вооруженными силами. Он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

В результате Февральской и Октябрьской революций 1917 г. сложилась новая система представительной власти - Советы народных депутатов.

В мае 1917 г. состоялся I съезд советов крестьянских депутатов, а в июне - рабочих и солдатских. II съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил передачу всей власти в стране в руки советов (в декабре к рабочим и солдатским советам присоединились и крестьянские). Избранный съездом Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял на себя высшие законодательные функции.

III Всероссийский съезд советов в январе 1918 г. принял два акта конституционного значения - Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление "О федеральных учреждениях Российской республики". Так было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. Документ предусматривал, что съезд советов является "высшей властью". Компетенция съезда никак не ограничивалась. Съезды должны были созываться не реже двух раз в год (с 1921 г. - один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот орган с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы. Установленная Конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч, что давало преимущества рабочим.

В результате гражданской войны советская власть победила в провозгласивших ранее независимость Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Украине. Азербайджан, Армения, Грузия объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд советов принял решение об объединении Белорусской ССР, ЗСФСР, РСФСР и Украинской ССР в единое федеративное государство - Союз Советских Социалистических Республик.

На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. принята первая Конституция СССР. Установленный ею государственный механизм СCCР был аналогичен госмеханизму РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался Всесоюзный съезд советов, который созывался один раз в год (с 1927 г. - один раз в два года). Двухпалатный Центральный исполнительный комитет (ЦИК) собирался на сессии три раза в год. В подчинении Президиума ЦИК находилось более 100 учреждений. С начала 1930-х гг. на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.

5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она ввела всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР.

Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы. Он определял основные направления внешней политики, осуществлял высший контроль над государственным аппаратом. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, формирование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

Верховный Совет СССР избирался сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тыс. человек. В Совет Национальностей избиралось по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа.

Обе палаты обладали правом законодательной инициативы. Их сессии проходили одновременно. В случае разногласий между палатами вопрос передавался на рассмотрение согласительной комиссии, образуемой самими палатами на паритетных началах.

Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двух формах - непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями.

Президиум Верховного Совета СССР имел широкие полномочия по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе в законы СССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Указы Президиума Верховного Совета СССР общенормативного характера утверждались на сессиях Верховного Совета СССР, которые созывались дважды в год.

Существенные изменения в деятельности советов всех уровней произошли после отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Особенно активно стали работать Съезды народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Были учреждены институт президентства и Конституционный суд.

После распада единого союзного государства и проведения конституционной реформы в конце 1993 г. органы советской власти прекратили свою работу как на общегосударственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации. Им на смену пришла ныне действующая система органов представительной власти. Начался качественно новый этап развития парламентаризма в России.

Наши рекомендации