Вопрос 1.7. Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства – это территориальная организация, структура государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.
Основные виды форм государственного устройства:
1. Унитарное государство (Дания, Португалия, Франция) – в государствах этого типа общими являются и территория, и система государственной власти. Территория делится только по административному принципу на единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета. В стране действует одна конституция, единые денежная система, а также одноуровневая система законодательства, налогов и органов государственной власти.
Разновидностью унитарного государства являются:
1.1. с автономными образованиями (Китай – 5 автономных районов; Испания – 17 автономных сообществ и другие);
1.2. с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно—территориального устройства именуют «регионалистской»). Примером служит Италия, 20 областей которой делятся на провинции, а в областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции.
2. Федерация – союзное государство, его составные части (субъекты) и образования обладают признаками государства (есть своя конституция и органы государственной власти). При этом органы власти субъектов федерации подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены силовые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т. д.).
Виды федераций:
2.1. Территориальные – в данном случае большие государства делятся на части по территориальному принципу. Например, США состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики входят 31 штат и столичный федеральный округ и т. д.;
2.2. национальные – деление страны произошло по национальному признаку (на основе проживающих на конкретных территориях народностей). Данное государственно—территориальное устройство является непрочным. Примером служит Югославия;
2.3. смешанные (национально—территориальные) – разделение страны произошло и по национальному, и по территориальному принципу. Например, Российская Федерация (32 субъекта созданы по национальному принципу, 57 субъектов – по территориальному).
3. Конфедерация. Она представляет собой союз государств (отличие от федерации в том, что федерация – союзное государство). У государств, входящих в состав конфедерации, имеется суверенитет, но собственные силовые структуры отсутствуют. То есть имеется не только внутренний суверенитет, но и независимость во внешней политике. Каждое государство – член конфедерации – имеет право выйти из ее состава. Традиционно конфедерация образовывается на небольшой период времени и трансформируется в другие образования. Например, Швейцарская Конфедерация (официальное наименование страны), по форме государственного устройства представляет собой в настоящее время федеративное государство.
Вопрос 1.8. Государственно-правовой режим (политический режим).
Полити́ческий режи́м — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве).
Осуществление политической власти характеризуются:
- мерой участия граждан в управлении;
- отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности;
- степенью политической свободы в обществе;
- открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности;
- фактическим состоянием правового статуса личности.
Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.
Виды политических режимов.
1. Демократический режим. Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.
2. Авторитаризм— основан на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Существует два определения авторитаризма:
- социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
- социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Авторитаризм означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:
2.1. Военно-бюрократический режим обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.
Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания.
2.2. Расовая, или этническая, квазидемократия. Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;
2.3. Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Характеризуется отсутствием идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.
3. Тоталитарный режим. Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества, основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом и культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
Тоталитаризм — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке.
Признаки тоталитаризма:
идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.
4. Анархия - отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия проявляется в момент перехода от одного политического режима к иному.
Также выделяются и другие политические режимы: аристократия, военная диктатура, деспотизм, диктатура, тирания, фашизм, феодализм и др.
Вопрос 1.10. Нормативно-правовой акт (НПА), как основной источник права в России. Классификация НПА.
НПА, как источник права - это форма выражения норм права, в них содержатся нормы права. Например, Конституция РФ – это источник, а ст. 44 Конституции РФ – это норма права.
НПА классифицируют:
1. По субъектам принятия (например, международные конвенции - ООН, Федеральные законы – Государственной думой РФ, Региональные законы - Законодательными органами субъектов РФ, Исполнительными органами РФ - Приказы Минсельхоза, Инструкции и положения Роспатента).
2. По целям принятия и по предмету правового регулирования (Гражданское право, Налоговое право, Уголовное право, Ветеринарное право и т.д.)
3. По территории их действия:
- международные НПА – приняты международными организациями (например, ООН) или между государствами;
- федеральные НПА – действуют на территории всей РФ;
- региональные НПА – действуют на территории того субъекта РФ, который их принял (например, законы Пермского края, Республики Татарстан и т.д.)
- муниципальные НПА – действуют на территории муниципального образования, (например, законы г. Перми).
4. По юридической силе.
- законы – принятые законодательными органами
- подзаконные НПА – приняты иными органами власти, чаще всего исполнительной.