Военное и политическое поражение Комуча
Важнейшими направлениями политической деятельности Комитета членов Учредительного собрания были, с одной стороны, деятельность по созданию всероссийской власти на основе консолидации всех политических сил, так или иначе разделяющих позицию Комитета в вопросах борьбы с большевизмом, а с другой – вооруженная борьба с Советской властью. Без анализа содержания этих направлений деятельности Комуча, без выявления противоречий его политики невозможно определить всю совокупность как объективных, так и субъективных причин поражения идеи «третьего пути», возможности демократической альтернативы в России. При анализе этих направлений деятельности Комуча представляется необходимым рассмотреть следующие вопросы: ход боевых действий армии Комуча на фронте в период с 8 июня по 7 октября 1918 г., борьба Комитета членов Учредительного собрания за создание Всероссийского правительства, Государственное совещание в Уфе и ликвидация правительства Комуча.
Боевые действия армии Комуча на фронте против Красной Армии проходили в период с 8 июня 1918 до 22 января 1919 гг. В ходе боевых действий представляется возможным выделить ряд этапов:
первый этап – с 8 июня по 7 августа – период наступления армии Комуча;
второй этап – с 7 августа по 7 сентября – период временной стабилизации фронта;
третий этап – с 8 сентября по 7 октября – период отступления армии Комуча;
четвертый этап – с 7 октября 1918 по 22 января 1919 гг. – период распада армии Комуча.
Боевые действия армии Комуча на фронте против большевиков в период с 8 июня по 7 октября определили в конечном итоге судьбу Комитета членов Учредительного собрания как государства[374]. Театр боевых действий, на котором активно оперировали части и соединения армии Комуча, охватывал Вятско-Ветлужский и Уральский край, Средневолжский и Юго-Восточный районы (См. приложение 19)[375].
Состав армии Комуча был неоднороден. Вооруженные силы Комитета членов Учредительного собрания представляли собой довольно пеструю картину по своей политической ориентации и идеологии, классовому составу, условиям комплектования, организации, снабжению и боеспособности.
Основу армии Комуча составляли три воинских формирования: во-первых, отдельные подразделения чехословацкого корпуса, являвшиеся самостоятельными боевыми единицами, но формально подчинявшиеся Штабу армии Комуча и действовавшие как часть армии Комитета; во-вторых – вооруженные силы восточных казачьих областей (Оренбургского и Уральского Войска), политическая ориентация которых склонялась в сторону эсеровской партии, а официальным лозунгом являлась борьба за Учредительное собрание; и в-третьих – непосредственно «Народная Армия», основу которой составляли члены офицерских организаций, находящихся в крупных городах Поволжья, мобилизованные и добровольцы. В связи с этим следует отличать «армию Комуча» от «Народной Армии» Комуча. «Народная Армия» являлась лишь одним из формирований в составе «армии Комуча».
Еще до прихода Комуча к власти в начале июня 1918 г. все войска чехословацкого корпуса были сведены в четыре основные группы: Пензенская группа (1-я дивизия) Чечека насчитывала около 12 тысяч солдат; Челябинская группа Войцеховского состояла приблизительно из 9 тысяч солдат; Сибирская группа (2-я дивизия) Гайды находилась между Курганом и Иркутском и имела приблизительно 11 тысяч солдат; Владивостокская группа генерала Дитерихса насчитывала около 15 тысяч солдат[376]. Непосредственно в состав армии Комитета вошли в последующем лишь Пензенская группа полковника Чечека и часть Челябинской группы во главе с Войцеховским, а остальные части чехословацкого корпуса в боевых действиях против Красной Армии в изучаемый период (8 июня 1918 – 22 января 1919 гг.) не участвовали.
Начало боевых действий армии Комуча было положено наступлением 1-й дивизии Чечека и частей Народной Армии Комитета членов Учредительного собрания, развернувшимся сразу после взятия Самары и принятия решения Комучем о создании Народной Армии 8 июня 1918 г. Это наступление шло в северо-восточном направлении на Уфу и Челябинск для соединения с ближайшей группой чехословацких войск – группой Войцеховского и посредством этого с сибирскими эшелонами чехословаков.
На других направлениях чехословаки мелкими частями заняли ряд крупных населенных пунктов: Сергиевск, Бугульму, Бирск, Стерлитамак, направив небольшие отряды на юго-восток, в сторону оренбургских степей.
В ходе наступления на основном, северо-восточном направлении 5 июля была взята Уфа, а 8 июля, не дойдя до Челябинска, армия Комуча и Челябинская группы чехословаков соединились в районе Златоуста, закрепив за собой значительный участок Сибирской железнодорожной магистрали[377]. В результате армия Комуча установила контроль над большей частью территории Уфимской губернии, что позволило Комитету членов Учредительного собрания установить непосредственный контакт с Екатеринбургским правительством, которое пришло к власти в 10-х числах июля. После соединения с армией Комуча, часть Челябинской группы Войцеховского начала совместные с ней боевые действия, согласовывая со штабом армии Комитета лишь стратегические планы.
Таким образом, к середине июля 1918 г. армия Комуча с присоединившимися к ней частями контролировала часть территорий Самарской, Екатеринбургской и Уфимской губерний, то есть значительную часть Среднего Поволжья и Южного Урала.
15 июля армия Комуча совместно с частью группы Войцеховского развернула новое крупное наступление. Оно велось одновременно в направлении Сибири, Урала, а также в направлении Верхнего и Нижнего Поволжья и имело целью расширить занятую территорию, занять всю территорию Сибири, Урала и Поволжья. В направлении Нижней Волги ставилась задача создания плацдарма для последующего наступления на Царицын и соединения с Донской армией Краснова[378].
Армия Комуча делилась на группы в зависимости от расположения на фронте. Поволжская группа армии Комуча располагалась на линии Вольск–Казань–Ижевск. На севере, в районе Сарапула и Ижевска, она соприкасалась с Прикамской группой, а на юге (Хвалынск, Пугачев) – с уральскими и оренбургскими казачьими войсками Дутова, с которыми был установлен военный союз.
В районе Самары, на Поволжском участке фронта, в армии Комуча действовали: чехословаки Чечека, имевшие около 4–5 тысяч человек, добровольческие отряды капитанов Махина и Каппеля – не больше 3 тысяч человек каждый, а также небольшие партизанские отряды и вновь сформированные отряды Народной Армии.
По мере расширения «территории Учредительного собрания» шел процесс формирования и укрепления армии Комуча, и в первую очередь входившей в нее «Народной Армии». Народная Армия состояла из мобилизованных солдат и офицеров. Ее социальный состав был неоднородным: наряду с радикально настроенным офицерством, там имелось значительное количество крестьян, рабочих, учащейся молодежи и интеллигенции. Южнее Самары, в районе Вольска и Николаевска, на фронте оперировали отряды, составленные, главным образом, из крестьян. В Уфе, уже после ее взятия, был сформирован рабочий отряд, состоявший преимущественно из железнодорожников. На севере, в Ижевском и Воткинском районах, действовали довольно многочисленные пролетарские части, вербовавшиеся из среды рабочих двух оружейных заводов, влившихся в армию Комуча после антибольшевистского восстания рабочих в Ижевске. Кроме того в Народной Армии имелись небольшие «эсеровские отряды» и студенческие части, сильно сочувствовавшие эсерам, а также некоторые другие подразделения, стоявшие на платформе демократии[379].
Действуя в направлении Верхней Волги 22 июля 1918 г., войска Поволжской группы под командованием полковника Чечека заняли Симбирск. На юго-востоке с 1 июля начали наступление казачьи отряды Дутова, которыми уже 3 июля был взят Оренбург. Произведя необходимую реорганизацию сил, Дутов начал действовать от Оренбурга как от центра в разных направлениях – на Актюбинск, по направлению к Верхнеуральску и на Орск, который к концу сентября был взят. После взятия Екатеринбурга 25 июля 1918 г. армия Комуча и чехословацкие части полностью заняли Самарскую, Уфимскую, Екатеринбургскую губернии и в разных местах вышли к Каме[380].
Таким образом, к концу июля 1918 г. Комитет членов Учредительного собрания из Прикамской и Поволжской группировки армии Комуча, казачьих соединений Дутова и армии Екатеринбургского правительства (13 тысяч штыков) фактически завершил формирование на Средней Волге, в Прикамье и на Урале фронта Учредительного собрания во главе с С.Чечеком.
Созданный объединенный штаб для командования фронтом Комуча для Прикамской группы избрал в качестве главного оперативного направления направление Екатеринбург–Пермь–Вятка, стремясь этим путем установить скорейшую связь с английским десантом, наступающим со стороны беломорского побережья в центральные районы страны. Однако осуществление этого плана привело к чрезмерной концентрации войск на правом фланге фронта, то есть на пермском направлении, и ослаблению Поволжской группы.
В целях исправления этого положения штабы Народной Армии и чехословацких войск 27 июля 1918 г., после занятия ими Симбирска, поставили ближайшей задачей овладеть Казанью, с занятием которой в их руки попадала вторая и последняя в Среднем Поволжье железнодорожная переправа через Волгу (Красный мост у Свияжска) после Сызрани. Кроме того, нанесение удара в направлении Казани и Нижнего Новгорода должно было обеспечить широкий прорыв фронта между 1-й и 2-й армиями красных и создавало возможность угрожать Москве по наиболее короткому оперативному направлению. Немаловажную роль в определении направления главного удара сыграло и то, что в Казани в это время находился российский золотой фонд, а также ценности, вывезенные большевиками при отступлении из Самары. Одновременно вместе с главным ударом планировалось нанести вспомогательный удар на Вольск и Саратов и тем самым установить связь с Донской армией Краснова на юге[381].
На наш взгляд, направление главного удара было избрано неверно, поскольку взятие Казани и ее последующее удержание требовало большей концентрации войск Комитета в этом районе, чем он мог обеспечить. Это порождало опасность разгрома основных сил Комитета превосходящими силами Красной Армии. В качестве направления основного удара, как нам представляется, должно было быть избрано направление на Вольск–Саратов–Царицын, что позволило бы войскам Комуча соединиться с Донской армией и тем самым значительно увеличить военный потенциал армии Комитета перед основными сражениями с Красной Армией. Тем не менее, 7 августа Казань была взята войсками Комуча, при этом захвачен российский золотой фонд. После взятия Казани наступление Народной Армии было остановлено Красной Армией уже около Свияжска. С момента взятия Казани на «фронте Учредительного собрания» наступил период относительного затишья, что дало обеим сторонам возможность произвести перегруппировку сил, подвезти резервы.
С 7 августа начался второй этап боевых действий армии Комуча, который продолжался до 7 сентября и характеризовался относительной стабилизацией фронта. В течение этого периода Советская сторона значительно увеличила численность войск, сражавшихся против Комуча. Еще 26 июня 1918 г. была установлена всеобщая воинская повинность трудящихся. В 51 уезде Приволжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов был объявлен призыв всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян. В течение летних месяцев призыв в ряды Красной Армии был распространен и на офицеров старой армии.
Эти меры привели к тому, что к концу лета 1918 г. войска Восточного фронта, действующие против чехословаков в 1-й, 3-й и 4-й армиях, насчитывали: пехоты – 35 500; сабель – 2 318; пулеметов – 224; орудий – 38[382].
Противоположная ситуация сложилась по другую сторону линии фронта, где формирование контингентов Народной Армии проводилось следующим образом. После занятия какого-либо крупного населенного пункта отрядами чехословаков или частями Народной Армии объявлялась принудительная мобилизация бывших офицеров и юнкеров, а также запись добровольцев. Когда складывался, таким образом, необходимый командный состав, объявлялась мобилизация остального населения, из которого формировали дивизию, бригаду или полк – в зависимости от числа мобилизованных. Подобная практика проведения мобилизации позволяла увеличивать численность войск, но не делала их боеспособными.
Так, по спискам, за исключением дезертиров, в Народной армии было 50–60 тысяч, но вооруженных лишь около 30 тысяч человек. Эти войска были очень плохо обучены, не имели никакой внутренней сплоченности и были, по замечанию В.Л.Утгофа, «совершенно негодным боевым материалом»[383].
К концу августа положение на всех участках фронта Учредительного собрания, кроме Поволжского, было устойчивым. Командованием Народной Армией была допущена серьезная стратегическая ошибка, вытекавшая из желания во что бы то ни стало удержать Казань. В город были стянуты все боеспособные силы и тем самым фактически поставлены под удар превосходящих сил Красной Армии. На этом направлении части Красной Армии включали интернациональные соединения и по количеству людей, а главное по массе артиллерии, броневиков, пароходов почти вдвое превышали силы армии Комуча.
В результате наступления Красной Армии 8 сентября 1918 г. Казань была взята, а выбитые из города отряды Народной Армии и чехословаков отступили в двух направлениях: к Чистополю и далее на Бугульму, а также южнее Спасска – на соединение с Симбирской группой своих войск[384]. Несмотря на взятие Вольска войсками Комитета 5 сентября 1918 г., общего положения на Поволжском участке фронта командованию армии Комуча стабилизировать не удалось.
С момента взятия Казани Красной армией 8 сентября 1918 г. начался третий этап боевых действий армии Комуча, характеризующийся серией ее поражений, закончившихся падением Самары.
Для Советской власти государство Комуча являлось территориально самым близким и наиболее опасным как военным, так и политическим противником. Комитет членов Учредительного собрания являлся легитимным органом, созданным из избранных на всероссийских выборах депутатов Учредительного собрания, стоявших при этом на социалистических революционных позициях. Их программа могла быстро сформировать широкую социальную базу и обеспечить разгром Советской власти. К середине лета 1918 г. в глубоком тылу, на востоке Комуч уже имел ряд союзнических антисоветских политико-государственных образований, что давало основания предполагать возможность их объединения вокруг Комуча и еще большее его усиление. Поэтому Советская власть рассматривает с июня 1918 г. свой Восточный фронт как главный, как фронт, на котором решалась ее судьба. К началу сентября было подготовлено наступление Красной Армии по всему Восточному фронту. Оно имело целью ликвидацию Комуча как государства и освобождение всего Поволжья, Урала и Сибири с последующей ликвидацией расположенных там политико-государственных антисоветских образований.
Наступление Красной Армии на войска Комуча шло по нескольким направлениям по всему Восточному фронту: севернее Самары, на Самару и южнее Самары. 12 сентября, в результате наступления Красной Армии, был оставлен Вольск. 14 сентября был сдан Симбирск. 15 сентября началось наступление Красной Армии от Николаевска на Иващенково (Уральское направление), результатом которого стало создание условий для захвата столицы Комуча – Самары. 18–25 сентября совершено быстрое наступление красных со стороны Казани с целью обхода Самары с северо-востока на Бугульму, а 26 сентября мощным ударом Красной армии войска Комуча были выбиты из Хвалынска.
Между тем, крупное развитие казанской операции Красной Армии, являвшееся, по существу, стратегическим прорывом «фронта Учредительного собрания», нисколько не отразилось на положении и устойчивости его северного фланга. Наоборот, операции в бассейне Средней и Верхней Камы за описываемый период времени проходили под знаком постепенного нарастания успехов войск Комитета. Левый фланг его общей группировки в этом районе находил себе прочную опору в виде местного повстанческого очага Ижевско-Воткинского района. Здесь в треугольнике Верхотурье–Сарапул–Екатеринбург в армии Комуча было сосредоточено 28 330 штыков, 227 пулеметов, 68 орудий, 3 180 сабель, 10 бронепоездов и бронеплощадок, 4 аэроплана. К этим силам необходимо прибавить силы повстанцев Ижевского и Воткинского заводов, которые определялись в 5 500 вооруженных бойцов при 9 орудиях и около 4 000 невооруженных рабочих и крестьян, обучавшихся в районе Ижевского завода[385]. Успехи армии Комуча на этом направлении объяснялись значительным перевесом сил.
Устойчивость военного положения Комитета на ижевском и пермском направлении не могла изменить катастрофической ситуации на Поволжском участке фронта: к началу октября 1918 г. создалась реальная угроза политическому центру власти Комуча – Самаре. Таким образом, в результате ряда ошибок командования армии Комуча возникла непосредственная опасность полного военного поражения и крушения государственности Комитета членов Учредительного собрания.
Самым важным направлением деятельности Комуча являлась борьба за создание Всероссийского правительства, в котором Комитет и эсеровская партия играли бы определяющую роль. Главным соперником Комуча в этой борьбе было Временное Сибирское правительство[386], образовавшееся в Томске 23 июня 1918 г. в результате восстания чехословацкого корпуса. В отличие от Комуча, являвшегося легитимным правительством, Временное Сибирское правительство было инициативно образованной коалицией антисоветски настроенных политических сил: кадетов, являвшихся ведущей партией в этом правительстве, эсеров и членов других политических партий. Это правительство контролировало значительную часть территории Урала и Сибири.
В период наибольших военных успехов Комуча, в июне – начале августа 1918 г., основным мотивом, стимулировавшим деятельность его лидеров по организации переговоров с Временным Сибирским правительством, являлось наличие большого числа экономических и территориальных проблем, затрагивавших интересы Комитета. В августе – начале сентября 1918 г. положение дел на территории РДФР вследствие неудач на фронте кардинально изменилось и стало таково, что перед Комучем было только два варианта дальнейшего развития событий: или потерпеть полное военное поражение в неравной борьбе двух губерний (Самарской и Уфимской) со всей Советской Россией, или, создав Всероссийское правительство, обеспечить себе тыл и снабжение за счет ресурсов Сибири и союзников.
Стремление Комитета обеспечить теперь свое военное положение полностью разделялось Прикамским, Уральским Областным, Уральским Войсковым, Оренбургским Войсковым и Башкирским правительствами. Сибирское, Семенова, Хорвата, Дальневосточное правительства ставили перед собой цели, предполагавшие распространение их влияния на соседние области, а затем последующую ликвидацию внутри этих областей остатков «учредиловской» демократии. Опасность дальнейшего развития центробежных сил в антисоветском лагере отчетливо осознавалась всеми его участниками. Сепаратизм областей все более отрицательно влиял на хозяйство, финансы и военное положение антибольшевистских правительств. Железнодорожные перевозки, в том числе и воинские, затруднялись из-за хаоса и анархии в управлении железными дорогами. «Экономическая война» Сибири и Поволжья усиливала хозяйственную разруху, а территориальные и политические раздоры еще более форсировали процесс дробления антисоветского лагеря.
Расстановка политических сил летом–осенью 1918 г. на освобожденных от большевиков территориях Поволжья и Сибири была такова: наиболее прочные позиции занимали два областных правительства – Самарское в лице Комитета членов Учредительного собрания, являющееся выразителем идеи социалистической демократии, и Временное Сибирское (Омское) правительство, тяготеющее к политике диктатуры буржуазии[387]; все остальные областные правительства так или иначе группировались вокруг них. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что основная борьба по вопросу о создании единой Всероссийской власти велась между Самарой и Омском.
Первоначально Комуч стремился добиться признания его высшей всероссийской властью. В связи с этим в июле–августе 1918 г. состоялась серия предварительных совещаний представителей Комуча, Сибирского, а позднее и Уральского правительств, целью которых было согласование общей политики, выработка принципиальных начал, на основе которых могла быть построена общероссийская власть. Первое такое совещание, инициатива проведения которого принадлежала Комучу, происходило 15 и 16 июля в Челябинске. Комитет членов Учредительного Собрания был представлен членом Комитета И.М.Брушвитом, управляющим Иностранным отделом М.А.Веденяпиным и начальником Главного военного штаба Н.А.Галкиным; Сибирское правительство представляли военный министр А.Н.Гришин-Алмазов, министр финансов И.Михайлов и товарищ министра иностранных дел Головачев[388].
Практически с самого начала совещания обнаружились острые разногласия сторон по всем пунктам переговоров, причем делегаты Омска, в вопросе создания единой власти, сразу же заняли непримиримую позицию, исключавшую возможность всяких компромиссов: в процессе выяснения полномочий обеих делегаций представители Временного Сибирского правительства заявили, «...что они делегированы исключительно для того, чтобы установить с Самарской властью координацию практических действий, а не для выяснения вопроса о возможности образования и конструкции Всероссийского Правительства»[389].
Делегация Комуча настояла на том, чтобы совещание прошло хотя бы в порядке обмена информацией, после чего И.М.Брушвит огласил Проект Комитета членов Учредительного собрания об организации центральной власти. В нем говорилось:
«Верховной государственной властью в стране признается Всероссийское Учредительное Собрание. Основные законы (конституция) и все вопросы подлежащие ведению Учредительного Собрания не входят в компетенцию Комитета и откладываются разрешением до созыва Учредительного Собрания.
Исходя из этих положений Комуч полагает своими ближайшими задачами:
– укрепление власти Учредительного Собрания, принятие мер к обеспечению условий скорейшего его созыва;
– воссоздание государственного единства в России и национальное возрождение;
– формирование народной государственной армии;
– восстановление демократических органов самоуправления;
– восстановление разрушенного народного хозяйства и транспорта и принятие мер к урегулированию продовольственного вопроса;
– восстановление дружественных отношений с союзными державами против германской коалиции для образования единого фронта, как последствие непризнания Брестского мирного договора».[390]
Кроме того, Комитет включал также в число своих основных задач беспощадную борьбу с большевизмом путем организации народных сил и вооружения самого населения.
Наиболее значимыми для решения вопроса о единой Всероссийской власти являлись пункты Проекта, в которых были описаны взаимоотношения между Комучем и вновь создаваемым правительством. В них отмечалось, что в ведении центрального Всероссийского правительства, образованного Комитетом членов Учредительного собрания на основе коалиции, должны находиться лишь функции государственной исполнительной власти. Власть же законодательная и определение общего направления деятельности правительства принадлежит Комитету членов Учредительного собрания. Дела военного управления, финансов и внешней политики относятся к компетенции центрального Всероссийского правительства. В остальных отраслях государственного управления взаимоотношения сторон определяются центральным Всероссийским Правительством и санкционируются Комитетом членов Учредительного Собрания[391].
Таким образом, проект создания единой Всероссийской власти, представленный Комучем, представлял по сути конструкцию, воссоздающую ту форму государственности, которая уже была реализована Комитетом на подвластной ему территории. Более того, предусматриваемое проектом доминирование Комуча в сфере законодательной позволяло партии эсеров сохранить за собой инициативу в этой области и после передачи всей полноты власти Учредительному собранию.
Позиция Комитета членов Учредительного собрания, естественно, не встретила поддержки со стороны делегации из Омска, поскольку Временное Сибирское правительство, интересы которого она представляла, само стремилось стать Всероссийским Правительством, растворив в себе и поглотив остальные областные правительства[392]. Именно это обстоятельство привело к тому, что единственным позитивным решением, принятым на совещании в Челябинске в июле 1918 г., стало решение о созыве повторного заседания для обсуждения вопросов, связанных с конструкцией Всероссийской власти.
В августе 1918 г. военное положение Комуча принципиально изменилось. Закончился период военных успехов и наступления. Фронт стабилизировался и приближалось начало наступления Красной Армии. В этих условиях в августе после неудачи на первом предварительном совещании в Челябинске Комуч выступил с инициативой созыва Государственного совещания из всех антисоветских политических сил, на котором должен быть решен вопрос создания уже коалиционного Всероссийского правительства, надеясь сохранить хотя бы в нем определяющую роль лидеров эсеровской партии и Комуча.
Второе, расширенное совещание в Челябинске проходило с 20 по 25 августа 1918 г. В его работе приняло участие в общей сложности около 80 делегатов, которые представляли теперь Самарский Комуч, Сибирское (Омское), Уральское (Екатеринбургское) правительство, Уральское и Оренбургское казачьи правительства, Башкирское правительство[393]. В отличие от июльского совещания, здесь в качестве самостоятельных делегаций участвовали представители партий эсеров, меньшевиков, кадетов и группы «Единство». Особое положение в работе Челябинского совещания занимали представители Временного исполнительного комитета ЧНС, возглавлявшего войска чехословаков.
Поскольку потребность в объединении и централизации управления захваченной территории сознавалась большинством делегатов, переговоры протекали спокойнее и делегаты обнаружили склонность достигнуть соглашения. Совещание вновь было объявлено предварительным, предложение Комуча о необходимости созыва Государственного совещания получило поддержку и «вопрос шел о том, где, когда и в каком составе назначить Государственное совещание по созданию единой всероссийской власти»[394].
Первое заседание в полном составе состоялось 23 августа. При обсуждении вопроса о будущем представительстве на Государственном совещании было принято решение о том, что в его работе могут принять участие все правительства и партии, высказавшие свое желание[395]. Одновременно разъяснялось, что право на участие в нем должны получить лишь организации, ставящие себе общегосударственные, а не частноправовые или групповые цели. На Государственном совещании должны быть представлены: правительства, органы народного и национального представительства, политические партии. Все его постановления должны были утверждаться единогласным решением всех представленных в нем организаций[396].
На заседании 24 августа началась острая борьба по вопросу о месте проведения Государственного совещания. В этой борьбе столкнулись прежде всего интересы Комуча, предлагавшего Самару, и Временного Сибирского правительства, отстаивающего в качестве места проведения Челябинск. Вопрос о сроках был решен быстро и единодушно: 28 августа 1918 г.[397]
На последнем пленарном заседании 25 августа, по предложению Комуча, было принято компромиссное решение – избрать для проведения совещания Уфу. Срок созыва Совещания был перенесен на 1 сентября[398]. Таким образом, лидерам Комуча удалось добиться созыва общероссийского представительного Государственного совещания, на котором должен был быть решен вопрос о создании Всероссийского правительства, полномочия которого были бы признаны всеми антибольшевистскими силами России. Вопрос о сохранении в будущем всероссийском правительстве лидирующей роли партии эсеров и руководителей Комуча оставался открытым.
Важнейшим этапом в судьбе государства Комуча явилось Государственное совещание в Уфе (8–23 сентября 1918 г.) и ликвидация правительства Комуча. Уфимское Государственное совещание открылось с некоторым запозданием. На нем были представлены следующие организации:
– Самарский Комитет членов Учредительного собрания (М.А.Веденяпин) и Съезд членов Учредительного собрания (63 человека), представлявших одновременно партию эсеров;
– партия социалистов-революционеров: члены ЦК (М.Гендельман, Ф.Федорович) и члены Комуча (всего 9 человек);
– отдельная группа, представлявшая партию эсеров, но не вошедшая в Комуч по принципиальным соображениям (В.Павлов, Н.Авксентьев, Е.Брешко-Брешковская, А.Аргунов), стоявшая на позиции «Союза возрождения»;
– Временное Сибирское (Омское) правительство (В.Сапожников, С.Старынкевич, П.Иванов-Ринов, П.Маслов);
– Уральское Областное правительство (Л.Кроль, А.А.Кащеев, И.Войтов);
– Уральское Войсковое правительство (М.Хорошихин);
– Оренбургское Войсковое правительство (А.И.Дутов);
– Сибирское Войсковое правительство (Э.Березовский);
– Семиреченское Войсковое правительство (И.Шендриков);
– Енисейское Войсковое правительство (П.Шуваев);
– Астраханское Войсковое правительство (Г.Астахов);
– Автономное Временное правительство Туркестана (М.Чокаев);
– Национальное управление тюрко-татар внутренней России и Сибири (М.Г.Исхаков);
– Башкирское Правительство (И.Султанов);
– Киргизское Правительство «Алаш-Орды» (А.Букейханов);
– Эстонское Правительство (Б.Линдэ и А.Нэу);
– партия РСДРП (меньшевиков) – С.М.Лепский, И.М.Майский, Б.Кибрик;
– организация социал-демократов «Единство» (В.Фомин);
– партия кадетов (Л.Кроль);
– партия народных социалистов (Ф.Чембулов, И.Суханов);
– партия «Народной свободы» (А.И.Коробов, А.П.Мельгунов);
– Союз «Освобождение России» (генерал В.Г.Болдырев);
– Союз городов и земств Сибири, Урала и Поволжья (И.Ахтямов, С.М.Третьяков) и др.[399]
Политическая борьба на Государственном совещании развернулась вокруг трех основных вопросов: кто является источником постоянной всероссийской власти; в какой форме должно быть создано новое всероссийское правительство и какова будет степень его ответственности; каким должен быть персональный состав нового правительства.
Делегации, принимавшие участие в работе Государственного совещания, разделились на три группы. Первая из них объединяла партию кадетов, группу «Единство», Сибирское правительство и представителей казачьих войсковых правительств, то есть все политические силы, тяготевшие к буржуазной диктатуре и единовластию. Их позиция, по воспоминаниям В.Л.Утгофа, сводилась к тому, что «источником власти должно быть Учредительное собрание, но не настоящего, а будущего созыва... Для данного момента важен не легальный титул власти, а ее фактическая мощь. Поэтому наилучшей формой власти является не ответственный ни перед кем диктатор, который будет управлять Россией до полного водворения в ней порядка и лишь тогда сам созовет новое Учредительное собрание, избранное на новой основе»[400]. Предполагалось, что единоличная власть диктатора может быть заменена менее совершенной и эффективной властью директории, действующей, опираясь на кабинет министров. Директория ни перед кем не отвечает, а объем ее прав – вся полнота власти, ограничивается только тем, что перед директорией ставится задача доведения страны до выборов в Учредительное собрание[401]. Однако этот вариант рассматривался как наименее желательный.
Вторую группу составляли: партия эсеров, Самарский Комитет членов Учредительного собрания, правительство Башкирии, Туркестана, Национальный Совет тюрко-татар внутренней России, партия меньшевиков, представители Съезда земств и городов. Они были сторонниками создания демократического по форме правительства.
Их политическая платформа основывалась на следующих положениях. Единственным источником власти в России может являться только законно избранное Учредительное собрание, каким являлось Учредительное собрание первого состава и которое не могло быть распущено иначе, как собственным волеизъявлением. Легитимность его решений при этом обеспечивается не только законностью процесса избрания его делегатов, но и определенным кворумом участников. Поскольку созыв разогнанного большевиками Учредительного собрания первого состава в настоящее время невозможен прежде всего из-за отсутствия достаточного кворума, то всякое правительство, не назначенное им, автоматически является правительством временным и должно быть образовано на основе соответствующего соглашения участников Государственного совещания на началах демократии, социальных и политических завоеваний Февральской революции. Основной целью деятельности вновь образованного правительства должен быть созыв Учредительного собрания и получение от него полномочий. До созыва Учредительного собрания необходимо установить ответственность правительства, хотя бы и ограниченную, перед органом, частично воссоздающим его по составу, то есть перед Съездом членов Учредительного собрания. Правительство при этом должно быть кабинетом или Советом министров. Оно должно быть образовано на основе принципа коалиции и быть приемлемым для будущего Учредительного собрания.
В третью группу входили Уральское Областное и Эстонское правительства, группа «Освобождение России». Особое положение в третьей группе занимали представители Центрального Комитета партии народных социалистов. Третья группа занимала как бы промежуточную позицию между требованиями первой и второй, требуя ответственности будущего правительства перед настоящим Государственным совещанием.
Шла борьба не только по вопросу о порядке создания, полномочиях и составе будущего Всероссийского правительства, но и о его социально-политическом характере – последовательно буржуазном или социалистическом. Как вспоминает В.Л.Утгоф, «моменты внутри-съездовой борьбы фракций только с внешней стороны определялись всеми вышеприведенными соображениями. На самом деле на съезде шла крайне обостренная борьба демократии, в лице партии социалистов-революционеров, против цензовой буржуазии, представленной партией кадетов и Сибирским правительством. Одновременно в эту борьбу партий вмешивался и третий элемент, в лице армейской и казачьей военщины, стремясь к возврату своих кастовых привилегий»[402]. Политический смысл этой борьбы был очевиден: эсеры и меньшевики, считавшие себя «третьей силой» в революции и гражданской войне, пытались закрепить доминирующую роль своих партий и теперь, и после свержения Советской власти. Представители либерально-буржуазного направления (кадеты и Временное Сибирское правительство) стремились создать условия для последующей концентрации власти в руках крупной буржуазии.
Представители Комуча на Уфимском Государственном совещании отдавали себе отчет в том, что «по условиям гражданской войны объективно нужна была диктаторская власть, власть группы или партии»[403], а борьба за установление своеобразной «диктатуры» партии эсеров в вопросе создания Всероссийского правительства, могла быть успешной только при условии сохранения организационного и идейного единства во фракции социалистов-революционеров на Совещании. Эсерам не удалось избежать внутрипартийного раскола. Практически с самого начала совещания фракция эсеров представляла собой несколько про