Особенности становления гражданского общества в России.
В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.
В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром
Реформа местного самоуправления (часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления)
Судебная реформа: (устанавливалось равенство всех перед законом; вводилось разделение судебной и административной властей; устанавливалась несменяемость судей; вводился суд присяжных)
Революция 1905-1907 гг стала новым этапом формирования гражданского общества: появляются политические партии, профсоюзы.
Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.
В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:
· конфессиональные общности; этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; творческие союзы и организации; спортивные объединения.
Проблемы -препятствием на пути становления правового государства:
- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
- гражданская апатия населения;
- отсутствие политической культуры гражданственности у подавляющей части общества и т.д.
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти.
Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития.
Таким образом, Россия находится на пути становления гражданского общества. Для этого уже сделаны некоторые шаги как со стороны государства, так и со стороны населения.
Основные подходы к типологизации политических режимов.
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.
Институциональный подход
В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя.
Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:
· режим слияния властей — абсолютная монархия;
· режим разделения властей — президентская республика;
· режим сотрудничества властей — парламентская республика.
Режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами..
Социологический подход
В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.