Н. Бестужев. Общий вид Петровского Завода. В центре — тюрьма, где были заключены декабристы.
Большая часть ссыльнокаторжных (около 70 человек) были собраны в Читинском остроге. Другие декабристы оказались на Зерентуйском руднике. Условия работы на всех рудниках были тяжёлыми, особенно досаждали оковы (их сняли только в 1829 г.). Кормили каторжников скверно, в каземате приходилось спать «в три этажа», донимали насекомые. Но сильнее всего страдали бывшие заговорщики — офицеры, дворяне, образованные люди — от оскорблений и унижений, чинимых комендантом и охраной.
ЖЁНЫ ДЕКАБРИСТОВ
За осуждёнными декабристами последовали в Сибирь их отважные жёны, невесты, матери, сестры. Они шли на добровольное изгнание, несмотря на слёзы родственников, многочисленные препятствия, противодействие властей.
Дамы, принадлежавшие к благородному сословию, получившие нередко аристократическое воспитание, вечно окружённые многочисленной прислугой, бросили уютные усадьбы ради того, чтобы жить рядом с близкими им людьми, невзирая на любые лишения, как простолюдинки. На протяжении полутора столетий Россия хранит светлую память о них.
Женщинами-декабристками двигала не только любовь к мужьям, братьям, сыновьям, но и высокое сознание общественного долга, представление о чести. Выдающийся врач-терапевт Н. А. Белоголовый, воспитанник декабристов, говорил о них как о «высоких и цельных по своей нравственной силе типах русских женщин». Он видел в них «классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, образцы, какими вправе гордиться страна, вырастившая их».
Однако мало было решиться навсегда уехать за близкими в Сибирь — женщинам приходилось долго и упорно добиваться у царя разрешения на отъезд. Николай I опасался общественного резонанса, вызванного героизмом родовитых дворянок. Царь полагал, что это возбудит «слишком много участия» к сосланным. Выезжающие в Сибирь супруги декабристов были обязаны подписать документ, в котором говорилось, что они превращаются в жён ссыльнокаторжных с потерей всех дворянских прав и привилегий. «Дети, которые приживутся (родятся. — Прим. ред.) в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне», — гласила подписка. Детей, родившихся до восстания, брать с собой не разрешалось. Но и эти зловещие предостережения не остановили женщин. Доброжелателям, изумлённым стремлением М. Н. Волконской последовать за мужем в каторжные места, она отвечала: «Что же тут удивительного? Пять тысяч женщин каждый год делают добровольно то же самое». Она имела в виду жён крестьян и рабочих, сосланных в Сибирь.
Е. И. Трубецкой первой из 19 героических женщин-декабристок удалось получить разрешение выехать в Сибирь. Она добралась до Иркутска в начале сентября 1826 г. и пробыла там почти пять месяцев.
П. Соколов. М. Н. Волконская с сыном Николенькой.
Гражданский губернатор Цейдлер в соответствии с инструкцией из столицы изъял у неё все деньги и драгоценности, а за дорогу до Благо-датского рудника, где находился Сергей Трубецкой, нужно было платить из собственных средств. Екатерина Ивановна выехала из Иркутска 20 января 1827 г., а в ночь на 21 января на той же квартире остановилась княгиня Волконская (ей удалось в затейливой причёске спрятать 700 рублей ассигнациями). 28 января в Иркутск прибыла жена «неистового Никиты» — А. Г. Муравьёва. Женщины встретились. Муравьёва везла всем каторжным декабристам пушкинское стихотворение «Во глубине Сибирских руд...», а лицейскому другу поэта И. И. Пущину — стихи «Мой первый друг, мой друг бесценный!..». Муравьёва переписала послания А. С. Пушкина на носовой платок, выучила их наизусть. Она же рассказала, что поэт с грустью говорил ей: «Я очень понимаю, почему эти господа не хотели принять меня в своё общество: я не стоил этой чести». Спустя несколько дней верные жёны встретились с мужьями.
За ними прибыли на каторгу А. И. Давыдова, Н. Д. Фонвизина, Е. П. Нарышкина, А. В. Ентальцева (Читинский острог), М. К. Юшневская, А. В. Розен (Петровский Завод). Кроме жён декабристов пожелали стать изгнанницами и другие женщины: в 1838 г. в Селенгинске обосновались мать и сестра декабриста К. П. Торсона; в 1847 г. — немолодые уже сёстры ссыльных Бестужевых Елена, Ольга, Мария. Их мать, не получив царского дозволения на переезд с дочерьми, от горя скончалась. П. М. Муравьёва приехала к мужу в Верхнеудинск со своими сёстрами — княжнами Шаховскими (Варвара была невестой декабриста П. А. Муханова, а Марфа стала второй женой А. Н. Муравьёва после смерти старшей сестры). Огромные сложности на пути к своим женихам преодолели француженки П. Гебль (в замужестве II. Е. Анненкова) и К. Ле-Дантю (после венчания К. П. Ивашёва).
В поэме Некрасова «Русские женщины» в уста Марии Волконской вложены такие слова:
Теперь перед нами дорога добра,
Дорога избранников Бога!
Найдём мы униженных, скорбных
мужей.
Но будем мы им утешеньем,
Мы кротостью нашей смягчим
палачей,
Страданье осилим терпеньем.
Опорою гибнущим, слабым, больным
Мы будем в тюрьме ненавистной
И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!..
Чиста наша жертва — мы всё
отдаём
Избранникам нашим и Богу.
И верю я: мы невредимо пройдём
Всю трудную нашу дорогу...
Декабристки старались скрасить тяжкую жизнь всем обитателям острогов, были им утешением, брали на себя труд писать сотни писем от имени лишённых права переписки арестантов, через родных выписывали в столицах необходимую литературу, врачевали раны от кандалов. Женщины образовали небольшую колонию. «Всё было общее — печали и радости, всё разделялось, во всём друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, а дружба помогала переносить неприятности и заставляла забывать многое», — писала впоследствии Анненкова. Особенно много внимания уделяли они тем, чьи жёны так и не смогли добиться разрешения на переезд в Сибирь или отреклись от ссыльных.
К Артамону Муравьёву рвалась его супруга, но из-за болезни не была отпущена. Она тосковала, все стены её комнаты были увешаны картинами с изображениями темниц, узников, истязаний.
Н. Бестужев.
М. К. Юшневская.
П. Соколов. А. Г. Муравьёва, урождённая графиня Чернышёва.