Городовое положение. 16 июня 1870 г
1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору, на точном основании правил настоящего положения. <…>
9. Городское общественное управление в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, не действительно. <...>
15. Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.
16. Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы, чрез каждые четыре года; время созвания их определяется думою.
17. Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных, при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения; 3) если он при этих условиях владеет в городских пределах... на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому или же, прожив в городе в течение двух лет перед производством выборов хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащичьего первого разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений... и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам. <...>
21. Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор, или уплачивают в пользу города установленные сборы с документов за право торговли и промыслов (ст. 17), пользуются правом голоса на городских выборах чрез своих представителей. <...>
48. Городская дума составляется под председательством городского головы из гласных, избираемых на четыре года (ст. 16), в числе, соответствующем числу лиц, пользующихся правом голоса на выборах. <…>
70. Городская управа состоит под председательством городского головы. <...>
82. Должности городского головы, членов городской управы и городского секретаря (секретаря думы) замещаются по выбору городской думы. <...>
88. Евреи не могут быть избираемы в городские головы, ни исправлять их Должность. Число членов городской управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава. <...>
92. Лица, избранные на должность городского головы, а также назначенные для временного замещения сей должности, утверждаются в сих званиях в губернских городах министром внутренних дел, а в прочих городах губернатором.
Источник: Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М., 1948. Т.III
Документ №5.12
Изменения в системе высших и центральных государственных учреждений России в XIX в.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. Какие изменения произошли в структуре центральных и высших учреждений России в XIX в.?
2. Какие принципиально новые учреждения появились в XIX в.? С чем связано их появление?
3. Привлекая дополнительные материалы, оцените, какие органы государственного управления изменили свои функции после реформ 60-70-х гг. XIX в.
Император - являлся центральной фигурой государственного управления, обладавшей всей полнотой власти в стране.
Сенат - Манифестом 8 сентября 1802 г признавался высшим судебным и контролирующим органом, осуществляющим надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Он состоял из департаментов, возглавляемых обер-прокурорами.
Государственный совет - был создан Манифестом 1 января 1810 г. Первоначально он концентрировал в себе законосовещательные, административные и судебные функции. Однако, в конечном счете Госсовет утвердился как законосовещательный орган. В его ведении находилось рассмотрение внесенных министрами законопроектов до их утверждения императором. Члены совета назначались царем из влиятельных чиновников. По должности в него входили министры и некоторые военные деятели. Аппарат состоял из общего собрания, четырех департаментов (законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономии, а позже - дел Царства Польского), двух комиссий - Комиссии составления законов и Комиссии прошений.
Министерства- были образованы Манифестом 8 сентября 1802 г. Первоначально создано восемь министерств; военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, Государственное казначейство. Существовавшие с Петровских времен коллегии были сохранены на прежнем основании и расписаны между министерствами. С середины 1803 г. коллегии постепенно начинают трансформироваться в департаменты и другие подразделения
Собственная его императорского величества Канцелярия -возникла в конце XVIII в. Но с 1812 г. приобрела статус общегосударственного высшего учреждения, связывающего царя со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Заметно расширилась после воцарения Николая I. Структурно она стала включать шесть отделений: I занималось кадровыми делами; II - составлением сборников российских законов; III - политическим сыском и следствием; IV - благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями; V - разработкой реформы государственных крестьян; VI осуществляло разработку административной реформы на Кавказе. Каждое из отделений представляло собой самостоятельное учреждение со своим штатом, делопроизводством и своим начальником, ответственным только перед императором.
Совет Министров - был создан как правительственный орган по указу Александра II от 12 ноября 1861 г. В него вошли министры, главноуправляющие, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, а также ряд высших чиновников. Председателем Совета министров являлся сам император. В отличие от Комитета министров, в ведении которого оставались текущие административные дела. Совет министров должен был рассматривать и обсуждать вопросы общегосударственного значения.
Источник: Данилов А.А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М., 1997.
ТЕМА 6
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
АЛЕКСАНДРА III. КОНТРРЕФОРМЫ