Внешняя политика государства 1 страница

Древнейшим из дошедших до наших дней внешнеполитическим документом считается подписанный в 1296 г. до н.э. договор между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттушилем III. Практически непрерывные на протяжении двух столетий войны между хеттами и египтянами привели к значительному истощению сил, ослаблению соперничающих государств и подтолкнули их к поиску компромисса. Пойдя на взаимные уступки, стороны подписали мирный договор и, более того, заключили военный союз. Текст договора состоял из трех частей: преамбулы или введения, непосредственно договорных статей и заключения – обращения к богам, а также клятв в соблюдении принятых обязательств, что говорит о существовании дипломатии, внешнеполитической деятельности у государств Древнего мира.

Еще Аристотель сформулировал представление о государстве как о продукте естественного, по состоянию развития, в котором государство неизбежно идет к усложнению своей структуры и умножению своих функций. В полной мере это касается и внешней политики, прошедшей длительный путь в своем развитии от древнейших рабовладельческих государств до современности. Конечно, внешняя политика рабовладельческих государств Древнего мира носила ограниченный характер и была сопряжена прежде всего с захватническими интересами: будь то территории сопредельных государств, рабы или элементарный грабеж.

Поэтому не удивительно, что внешнеполитические связи по своей форме и сущности мало походили на современные международные отношения. Обмен посольствами, о котором часто упоминают древние авторы, как правило, происходил в случае чрезвычайных обстоятельств, связанных с объявлением войны или заключения мира. В мирное время внешнеполитическая деятельность осуществлялась по другим каналам. Отношения между государствами часто строились через аристократические семьи сопредельных государств или простых торговцев, которые, по необходимости, становились полномочными представителями страны или государя. Немаловажную роль во внешней политике древних государств играли храмы, которые в дни торжеств посещали иноземные делегации. При заключении какого-либо соглашения его текст, записанный на папирусе или выгравированный на бронзовой, серебряной или золотой пластине, оставался в храме под охраной богов. Так, в ходе раскопок, произведенных в Карфагене, было найдено 4500 печатей, которыми скреплялись договоры и другие дипломатические документы древнего государства.

Взаимосвязь между внутренней и внешней политикой стала еще более очевидна в эпоху буржуазных революций в Европе. Во внешней политике европейских государств приоритетными стали колониальные, торгово-экономические, финансовые интересы буржуазии, нового класса, взявшего в свои руки политическую власть, реализация этих интересов определяла сущность внешнеполитической деятельности европейской дипломатии, девизом которой вполне могли быть слова Шарля Мориса Талейрана, возглавлявшего на протяжении долгих лет дипломатическую службу Франции: «Мое мнение? У меня одно мнение утром, другое – после полудня, а вечером я больше уже не имею никакого мнения».

Что определяет развитие внешней политики? Политика внутренняя, действия других стан или геополитические реалии? Есть разные взгляды по существу данного вопроса. Так, представитель немецкой школы политической истории XIX в. Л.фон Ранке считал важнейшим фактором, определяющим внешнюю политику государства, географическое положение и внешние угрозы. Австрийский социолог Л.Гумилович пошел дальше, утверждая, что внешняя политика доминирует над внутренней, т.к. борьба за существование является основой социальной жизни, а, следовательно, внутренняя политика должна быть направлена на наращивание военной силы, что обеспечит выживание государства.

Других взглядов придерживались сторонники марксистской теории, исходившие из классовой природы общества и характера производственных отношений. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», - писал К.Маркс. Соответственно, внутренняя политика, проводимая в интересах господствующего класса, имела решающее значение в определении политики внешней.

Один из видных представителей зарубежной политической науки американский ученый Г. Моргентау отождествлял внутреннюю и внешнюю политику, считая, что «внутренняя и внешняя политика есть борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах». Таким образом, мы видим, что в политической науке присутствует несколько точек зрения на проблему взаимодействия внутренней и внешней политики, в каждой из которых есть рациональные моменты, но, так или иначе, внешняя политика неразрывно связана с внутренней и отражает характер государственного и общественного строя.

Внешняя политика - это деятельность государства по реализации своих интересов во взаимодействии с другими государствами на международной арене. Внешнеполитическая деятельность современного государства направлена на обеспечение национальных интересов, к которым относят обеспечение независимости и национальной безопасности, создание благоприятных внешних условий для успешного развития страны, налаживание взаимовыгодного торгово-экономического, научно-технического, культурного и т.д. сотрудничества с другими странами. Значит, главная цель внешней политики – обеспечение благоприятных внешних условий экономического развития страны и проводимого политического курса. Часто выделяют и другую цель – реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных связей, но практика международных отношений показывает, что государства достаточно легко отказываются от международных договоренностей или союзнических обязательств, исходя из национальных интересов.

Важнейшим инструментом внешней политики является дипломатия. Дипломатия – это прежде всего искусство проведения переговоров с целью получения выгоды без конфликтов, но в более широком смысле – официальная деятельность глав государств и правительств, их специальных органов по реализации целей и задач государства в сфере внешней политики, по защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.

Формы осуществления внешней политики в современных международных отношениях достаточно разнообразны. Можно выделить следующие: 1) установление дипломатических отношений между государствами или снижение их уровня вплоть до разрыва и военного конфликта; 2) открытие представительств государства при международных организациях или членство в них; 3) осуществление на различном уровне эпизодических или регулярных контактов с представителями государств и других политических институтов.

Современные государства располагают значительным набором методов и средств внешнеполитической деятельности. Во-первых, осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях. Визит – это посещение главой государства или правительства, а также дипломатами или парламентариями представителей официальных, общественных и деловых кругов страны пребывания. Обмен информацией может производиться и по современным каналам связи. Сегодня никого не удивляют телефонные переговоры, беседы глав государств, что дает возможность своевременно получить информацию из первых рук, а в период Карибского кризиса установление прямой связи между руководителем СССР Н.С.Хрущевым и президентом США Дж.Ф.Кеннеди позволило снять напряженность и предотвратить ядерный конфликт.

Во-вторых, подготовка двухсторонних или многосторонних договоров и соглашений, имеющих открытый или закрытый характер. Международные договоры, как правило, заключаются в письменной форме, являются источником международного права и могут иметь различные наименования: декларация, договор, конвенция, пакт, соглашение, трактат, хартия и т.д. Исходя из предмета регулирования международные договоры могут быть по установлению дипломатических отношений, политическим или пограничным вопросам, военным, экономическим, научно-техническим связям, а также отдельным отраслям экономики.

В-третьих, содействие развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности государств или их блокирование. Межгосударственные блоки создаются с целью решения военных, экономических и других задач и могут носить агрессивный или оборонительных характер. Военно-политические союзы во многом определили ход и характер Первой и Второй мировых войн. Сложившийся к 1907 г. военно-политический союз Англии, Франции и России, получивший название Антанта, противостоял другому агрессивному блоку, Тройственному союзу во главе с Германией. Столкновение этих блоков в борьбе за передел мира и сфер влияния привело к Первой Мировой войне. «Антикоминтерновский пакт» - соглашение, заключенное в ноябре 1936 г. между Германией и Японией, привело впоследствии к созданию военного союза, где главными действующими лицами были Германия, Италия и Япония. Действия этого военно-политического блока привели к развязыванию Второй Мировой войны, в ходе которой сложился другой военно-политический союз, получивший название антигитлеровской коалиции в составе США, Англии, Советского Союза и других стран.

В-четвертых, подготовка или осуществление полной или частичной блокады. То есть стремление изолировать с помощью военных, политических или экономических мер своих политических оппонентов. Блокада, как правило, применяется государством или группой государств, чтобы принудить противника к капитуляции или выполнению каких-либо предъявленных требований. Так, Наполеон I во время своих военно-политических успехов в начале XIX в. пытался организовать «континентальную блокаду» Англии. США после победы революции на Кубе в 1959 г. организовали экономическую блокаду острова.

В-пятых, подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки. столкновении двух и более государств война – это прежде всего продолжение внешней политики насильственными средствами. Чтобы добиться поставленных в войне целей государства используют не только вооруженные силы, но и экономические, дипломатические, идеологические и иные средства борьбы. Важность создания благоприятных внешних условий для ведения войн политиками и дипломатами была осознана с давних пор. Достаточно вспомнить активную внешнюю политику Петра I в борьбе за обладание выходами к Черному и Балтийскому морям.

Для решения черноморской проблемы дипломатические усилия России были направлены на укрепление антитурецкой коалиции. В 1697 г. в Европу специально отправили «Великое посольство» с участием самого царя с целью расширения и укрепления союза против Турции, в том числе и на религиозной основе. Неудача данного посольства, нарушение союзнических обязательств прежде всего со стороны Австрии не позволили решить проблему выхода к Черному морю в тот исторический период. В результате Петр I меняет свой внешнеполитический вектор на борьбу за Балтику. Верно оценив международную обстановку, которая была благоприятной, так как сильнейшие европейские державы готовились к войне за испанское наследство и не могли помешать его планам, Петр нашел естественных союзников в лице Польши, Дании, Пруссии и Саксонии, недовольных экспансионистской политикой Швеции. Во многом успеху в борьбе за выход к Балтийскому морю способствовала и внешнеполитическая деятельность петровских дипломатов.

Прерогатива формирования внешней политики в современном государстве принадлежит органам общего политического руководства, к которым относятся высшие законодательные органы власти, глава государства, правительство, Министерство иностранных дел, а реализуется она через постоянные (посольства, миссии, консульства, представительства) или временные (делегации, отдельные представители или наблюдатели) зарубежные органы. Таким образом, внешняя политика является важнейшим направлением деятельности центральных органов власти государства, призванных создать благоприятные условия реализации национальных интересов во взаимодействии с другими государствами.

ГЛОССАРИЙ

АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absentia от­сутствие) — уклонение от полити­ческого участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма счи­таются: отсутствие у личности об­щепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая сте­пень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощуще­ние ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или не­удовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свиде­тельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В со­временной России достаточно вели­ка доля населения, для которого ха­рактерен политический А.

АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правле­ния, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточе­нием в руках монарха законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. А. был наиболее рас­пространен в период позднего сре­дневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в пери­од правления Петра I и просущест­вовал до 1917г.

АВТАРКИЯ (< греч. autarkeia самоудовлетворение) — политика замкнутости и самоизоляции государства. Чаще всего проявляется в стремлении государства создать самодостаточную экономику, спо­собную функционировать вне ми­ровой хозяйственной системы. А. также может сводиться к культурной изоляции, борьбе с «космополитизмом», утверждению традици­онализма. В Советском Союзе черты автаркии проявлялись в по­литике «железного занавеса», про­водимой с 20-х по 70-е гг.

АВТОНОМНОСТЬ — развитость, дифференцированность и относи­тельная независимость политических институтов. Высокая степень автономности присуща в основном стабильным демократическим режимам. Низкая степень — для неконсолидированных демократий и диктатур.

АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политичес­кий режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авто­ритаризме, в отличие от тоталита­ризма, сохраняются дифференци­рованные отношения между госу­дарством и обществом. К автори­тарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, оли­гархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолю­тизм Нового времени; политичес­кие режимы части европейских стран в период между I и II мировы­ми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монопо­лия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частич­ный запрет оппозиции;5)насильст­венный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут сущест­вовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Одна­ко их функционирование достаточ­но ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость граждан­ского общества и экономическая отсталость; преобладание верти­кальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высо­кая степень конфликтности в раз­вивающихся обществах. Существу­ют различные типы авторитариз­ма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).

АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ —функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработке общих требований и их иерархизации. А.И. также связана с согласованием разнонаправленных интересов (например, требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.И. в демократических политических систе­мах выполняют группы интересов, политические партии, парламент. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции, крайние альтернативы политики.

АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — приспособление полити­ческой системы, политических структур к требованиям, исходящим от окружающей среды, выра­жающееся в изменении функций, определении новых целей и выра­ботке новых подходов к решению проблем.

АЛМОНДГабриэль (1911) — амер. политолог, специалист в об­ласти общетеоретической и сравнительной политологии. Основные работы: «Сравнительная политика: концепция развития» (1966), «По­литика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). Наибольшую из­вестность Алмонду принесли рабо­ты по теории политической системы и политической культуры. В мо­дели политической системы, разра­ботанной Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американско­му политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между поли­тическими ориентациями, состав­ляющими содержание политичес­кой культуры, и характером функционирования политической сис­темы.

АНАРХИЗМ (< греч. anarchia без­властие) — политическая идеоло­гия, провозглашающая необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудитель­ной власти свободной и доброволь­ной ассоциацией граждан. Государ­ство в А. отождествляется с наси­лием и принуждением, несовмести­мыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ— одна из функций политической сис­темы, заключающаяся в формули­ровании требований, предъявляе­мых к структурам, принимающим решения. В демократических поли­тических системах эту функцию вы­полняют группы интересов, поли­тические партии, парламент, в ав­торитарных — корпоративные ин­ституты. Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требова­ния о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожи­точном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании по­ведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании тру­довых отношений, предоставления права на забастовки); 3) требова­ния, касающиеся коммуникации и информации (например: свободы слова, принятия законов о средст­вах массовой информации, информирования населения о целях про­водимой политики). А.И. способст­вует установлению коммуникации между окружающей средой и поли­тической системой.

БИХЕВИОРИЗМ (< лат. behaviour поведение) — подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политичес­ких объектов. Б. возник и активно развивался в политической науке в 30—50-е гг. как реакция на неудовлетворенность историческим и институциональным подходами, страдавших описательностью и бессистемностью. Его основопо­ложниками считаются американ­ские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. «Единицей» полити­ческого исследования в рамках дан­ного подхода было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основные принципы бихевиорального движения были сформулированы Д. Истоном: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политичес­ком поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и про­гностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения дан­ных необходимо использовать аде­кватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный харак­тер, т.е. стремиться раскрыть ос­новные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдае­мых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д. Значительный вклад Б. внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия ре­шений. Б. сыграл заметную роль в становлении и развитии сравни­тельной и прикладной политологии. В то же самое время неодно­кратно высказывались критичес­кие замечания по поводу злоупотребления количественными мето­дами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами мате­матического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.

БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управ­ления и выполнением решений высших органов власти. Деятель­ность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и про­цедур.

ВЕБЕР Макс (1864—1929) — один из крупнейших представите­лей западной социологии и политологии. В. нередко называли вели­ким буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуа­зии». Труды В. сегодня являются классикой западной социальной и политической науки. В центре по­литической социологии Вебера — проблема власти. Власть, основан­ную на приказе и подчинении, В. называл господством. Основой гос­подства является легитимность. Проблема легитимного господ­ства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологи­ческие подходы, сформулирован­ные выдающимся ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей после­дующей политической науки.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ— один из видов власти в обществе, отличительными чертами которого являются: а) легальность в исполь­зовании силы и других средств властвования в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений В.П. для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; в) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обра­щение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона); г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра при­нятия решений (в отличие, напри­мер, от власти экономической); д) многообразие ресурсов (прину­дительных, экономических, ин­формационных и др.). В.П. под­разделяется на государственную и общественную власть. Государст­венная власть обеспечивается со­ответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юриди­ческой базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средст­вами массовой информации, общественным мнением.

ГЕОПОЛИТИКА (< греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших со­циальных системах географичес­ким положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географи­ческих и временных условий их раз­вития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; про­гноз и рекомендации по проведе­нию политической стратегии преобразования пространства. Основ­ными геополитическими фактора­ми выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социаль­ная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономи­ческие (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стра­тегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессио­нальные, национальные традиции, уровень развития науки, образова­ния, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограни­ченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности насе­ления различных стран и т.д.).

ГЛОБАЛИСТИКА — система междисциплинарных научных зна­ний о жизненно важных общечеловеческих проблемах. Глобальные проблемы: а) затрагивают жизнен­ные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты; б) выступают в качестве объектив­ного фактора развития современ­ной цивилизации; в) приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибе­лью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления; г) требуют для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества. К гло­бальным проблемам современнос­ти ученые относят такие, как предотвращение ядерной войны и со­хранение мира во всем мире, охра­на окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырье­вая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освое­ние космоса и богатств Мирового океана, ликвидация опасных болез­ней и т.д. В рамках исследований по Г. оформляется новое научное на­правление — политическая глобалистика, изучающая мировые про­блемы, которые имеют политичес­кий характер или связаны с полити­ческой сферой.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — нижняя палата Федерального Со­брания. Включает 450 депутатов, избираемых по пропорциональной избира­тельной системе. Депутатом Госу­дарственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. К сфере ведения Государственной Думы относятся: утверж­дение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам чело­века; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов; ра­тификация или денонсация междуна­родных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае трехкратного отклонения кандидату­ры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом, а также в случае двукратного выраже­ния недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев.

ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обла­дающая суверенитетом, монопо­лией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управ­ление обществом с помощью спе­циального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население (народ) и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как эле­мент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и под­чиняющееся его власти. Государст­венная власть суверенна, т.е. обла­дает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи су­веренной, государственная власть, во-первых, является универсаль­ной, распространяясь на все насе­ление и все общественные органи­зации; во-вторых, обладает преро­гативой отменить любые проявле­ния всех иных общественных влас­тей; в-третьих, имеет исключитель­ные средства воздействия, которы­ми никто, кроме нее, не располага­ет (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

ГРАЖДАНСКОЕ общество -совокупность социальных образо­ваний: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, рели­гиозными и др. интересами, реали­зуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. опре­деляется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и со­циальных потребностей, в нем ин­дивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные эко­номические структуры, семья, ас­социации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализа­ции частных интересов независимо от государства, обеспечивает га­рантии прав человека, ограничива­ет сферу деятельности государства, является социальной основой де­мократии и правового государства. Впервые Г.О. возникло в Западной Европе. Его формирование нача­лось в период зарождения капита­лизма. Отсутствие и неразвитость гражданского общества является одной из причин существования и воспроизводства авторитаризма. В России Г.О. начинает формиро­ваться в период царствования Александра I. Именно в это время возникают отдельные сферы граж­данской жизни, не связанные с го­сударством. Частная жизнь светского общества начинает протекать в салонах, клубах и др. относитель­но самостоятельных учреждениях. После реформ Александра II Г.О. формируется в виде земств, различ­ных союзов предпринимателей, ин­ститутов милосердия, обществ, содействующих развитию науки и ис­кусства. Процесс формирования Г.О. был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 г. и гражданской войной. В 30-е гг. процесс тотального огосударствле­ния всех сфер человеческой дея­тельности довершил разрушение остатков еще неразвитого Г.О. Тоталитаризм блокировал саму воз­можность возникновения и разви­тия Г.О. Становление правового государства связано с формированием Г.О., предпосылками которо­го являются: переход к рыночной экономике, появление специфичес­ких групповых интересов, рост чис­ленности среднего класса, появление независимых гражданских ас­социаций, создание правовых га­рантий для свободной деятельности независимых общественных объ­единений, установление горизон­тальных связей между социальны­ми группами, коллективами, организациями.

Наши рекомендации