Внешняя политика государства 1 страница
Древнейшим из дошедших до наших дней внешнеполитическим документом считается подписанный в 1296 г. до н.э. договор между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттушилем III. Практически непрерывные на протяжении двух столетий войны между хеттами и египтянами привели к значительному истощению сил, ослаблению соперничающих государств и подтолкнули их к поиску компромисса. Пойдя на взаимные уступки, стороны подписали мирный договор и, более того, заключили военный союз. Текст договора состоял из трех частей: преамбулы или введения, непосредственно договорных статей и заключения – обращения к богам, а также клятв в соблюдении принятых обязательств, что говорит о существовании дипломатии, внешнеполитической деятельности у государств Древнего мира.
Еще Аристотель сформулировал представление о государстве как о продукте естественного, по состоянию развития, в котором государство неизбежно идет к усложнению своей структуры и умножению своих функций. В полной мере это касается и внешней политики, прошедшей длительный путь в своем развитии от древнейших рабовладельческих государств до современности. Конечно, внешняя политика рабовладельческих государств Древнего мира носила ограниченный характер и была сопряжена прежде всего с захватническими интересами: будь то территории сопредельных государств, рабы или элементарный грабеж.
Поэтому не удивительно, что внешнеполитические связи по своей форме и сущности мало походили на современные международные отношения. Обмен посольствами, о котором часто упоминают древние авторы, как правило, происходил в случае чрезвычайных обстоятельств, связанных с объявлением войны или заключения мира. В мирное время внешнеполитическая деятельность осуществлялась по другим каналам. Отношения между государствами часто строились через аристократические семьи сопредельных государств или простых торговцев, которые, по необходимости, становились полномочными представителями страны или государя. Немаловажную роль во внешней политике древних государств играли храмы, которые в дни торжеств посещали иноземные делегации. При заключении какого-либо соглашения его текст, записанный на папирусе или выгравированный на бронзовой, серебряной или золотой пластине, оставался в храме под охраной богов. Так, в ходе раскопок, произведенных в Карфагене, было найдено 4500 печатей, которыми скреплялись договоры и другие дипломатические документы древнего государства.
Взаимосвязь между внутренней и внешней политикой стала еще более очевидна в эпоху буржуазных революций в Европе. Во внешней политике европейских государств приоритетными стали колониальные, торгово-экономические, финансовые интересы буржуазии, нового класса, взявшего в свои руки политическую власть, реализация этих интересов определяла сущность внешнеполитической деятельности европейской дипломатии, девизом которой вполне могли быть слова Шарля Мориса Талейрана, возглавлявшего на протяжении долгих лет дипломатическую службу Франции: «Мое мнение? У меня одно мнение утром, другое – после полудня, а вечером я больше уже не имею никакого мнения».
Что определяет развитие внешней политики? Политика внутренняя, действия других стан или геополитические реалии? Есть разные взгляды по существу данного вопроса. Так, представитель немецкой школы политической истории XIX в. Л.фон Ранке считал важнейшим фактором, определяющим внешнюю политику государства, географическое положение и внешние угрозы. Австрийский социолог Л.Гумилович пошел дальше, утверждая, что внешняя политика доминирует над внутренней, т.к. борьба за существование является основой социальной жизни, а, следовательно, внутренняя политика должна быть направлена на наращивание военной силы, что обеспечит выживание государства.
Других взглядов придерживались сторонники марксистской теории, исходившие из классовой природы общества и характера производственных отношений. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», - писал К.Маркс. Соответственно, внутренняя политика, проводимая в интересах господствующего класса, имела решающее значение в определении политики внешней.
Один из видных представителей зарубежной политической науки американский ученый Г. Моргентау отождествлял внутреннюю и внешнюю политику, считая, что «внутренняя и внешняя политика есть борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах». Таким образом, мы видим, что в политической науке присутствует несколько точек зрения на проблему взаимодействия внутренней и внешней политики, в каждой из которых есть рациональные моменты, но, так или иначе, внешняя политика неразрывно связана с внутренней и отражает характер государственного и общественного строя.
Внешняя политика - это деятельность государства по реализации своих интересов во взаимодействии с другими государствами на международной арене. Внешнеполитическая деятельность современного государства направлена на обеспечение национальных интересов, к которым относят обеспечение независимости и национальной безопасности, создание благоприятных внешних условий для успешного развития страны, налаживание взаимовыгодного торгово-экономического, научно-технического, культурного и т.д. сотрудничества с другими странами. Значит, главная цель внешней политики – обеспечение благоприятных внешних условий экономического развития страны и проводимого политического курса. Часто выделяют и другую цель – реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных связей, но практика международных отношений показывает, что государства достаточно легко отказываются от международных договоренностей или союзнических обязательств, исходя из национальных интересов.
Важнейшим инструментом внешней политики является дипломатия. Дипломатия – это прежде всего искусство проведения переговоров с целью получения выгоды без конфликтов, но в более широком смысле – официальная деятельность глав государств и правительств, их специальных органов по реализации целей и задач государства в сфере внешней политики, по защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.
Формы осуществления внешней политики в современных международных отношениях достаточно разнообразны. Можно выделить следующие: 1) установление дипломатических отношений между государствами или снижение их уровня вплоть до разрыва и военного конфликта; 2) открытие представительств государства при международных организациях или членство в них; 3) осуществление на различном уровне эпизодических или регулярных контактов с представителями государств и других политических институтов.
Современные государства располагают значительным набором методов и средств внешнеполитической деятельности. Во-первых, осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях. Визит – это посещение главой государства или правительства, а также дипломатами или парламентариями представителей официальных, общественных и деловых кругов страны пребывания. Обмен информацией может производиться и по современным каналам связи. Сегодня никого не удивляют телефонные переговоры, беседы глав государств, что дает возможность своевременно получить информацию из первых рук, а в период Карибского кризиса установление прямой связи между руководителем СССР Н.С.Хрущевым и президентом США Дж.Ф.Кеннеди позволило снять напряженность и предотвратить ядерный конфликт.
Во-вторых, подготовка двухсторонних или многосторонних договоров и соглашений, имеющих открытый или закрытый характер. Международные договоры, как правило, заключаются в письменной форме, являются источником международного права и могут иметь различные наименования: декларация, договор, конвенция, пакт, соглашение, трактат, хартия и т.д. Исходя из предмета регулирования международные договоры могут быть по установлению дипломатических отношений, политическим или пограничным вопросам, военным, экономическим, научно-техническим связям, а также отдельным отраслям экономики.
В-третьих, содействие развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности государств или их блокирование. Межгосударственные блоки создаются с целью решения военных, экономических и других задач и могут носить агрессивный или оборонительных характер. Военно-политические союзы во многом определили ход и характер Первой и Второй мировых войн. Сложившийся к 1907 г. военно-политический союз Англии, Франции и России, получивший название Антанта, противостоял другому агрессивному блоку, Тройственному союзу во главе с Германией. Столкновение этих блоков в борьбе за передел мира и сфер влияния привело к Первой Мировой войне. «Антикоминтерновский пакт» - соглашение, заключенное в ноябре 1936 г. между Германией и Японией, привело впоследствии к созданию военного союза, где главными действующими лицами были Германия, Италия и Япония. Действия этого военно-политического блока привели к развязыванию Второй Мировой войны, в ходе которой сложился другой военно-политический союз, получивший название антигитлеровской коалиции в составе США, Англии, Советского Союза и других стран.
В-четвертых, подготовка или осуществление полной или частичной блокады. То есть стремление изолировать с помощью военных, политических или экономических мер своих политических оппонентов. Блокада, как правило, применяется государством или группой государств, чтобы принудить противника к капитуляции или выполнению каких-либо предъявленных требований. Так, Наполеон I во время своих военно-политических успехов в начале XIX в. пытался организовать «континентальную блокаду» Англии. США после победы революции на Кубе в 1959 г. организовали экономическую блокаду острова.
В-пятых, подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки. столкновении двух и более государств война – это прежде всего продолжение внешней политики насильственными средствами. Чтобы добиться поставленных в войне целей государства используют не только вооруженные силы, но и экономические, дипломатические, идеологические и иные средства борьбы. Важность создания благоприятных внешних условий для ведения войн политиками и дипломатами была осознана с давних пор. Достаточно вспомнить активную внешнюю политику Петра I в борьбе за обладание выходами к Черному и Балтийскому морям.
Для решения черноморской проблемы дипломатические усилия России были направлены на укрепление антитурецкой коалиции. В 1697 г. в Европу специально отправили «Великое посольство» с участием самого царя с целью расширения и укрепления союза против Турции, в том числе и на религиозной основе. Неудача данного посольства, нарушение союзнических обязательств прежде всего со стороны Австрии не позволили решить проблему выхода к Черному морю в тот исторический период. В результате Петр I меняет свой внешнеполитический вектор на борьбу за Балтику. Верно оценив международную обстановку, которая была благоприятной, так как сильнейшие европейские державы готовились к войне за испанское наследство и не могли помешать его планам, Петр нашел естественных союзников в лице Польши, Дании, Пруссии и Саксонии, недовольных экспансионистской политикой Швеции. Во многом успеху в борьбе за выход к Балтийскому морю способствовала и внешнеполитическая деятельность петровских дипломатов.
Прерогатива формирования внешней политики в современном государстве принадлежит органам общего политического руководства, к которым относятся высшие законодательные органы власти, глава государства, правительство, Министерство иностранных дел, а реализуется она через постоянные (посольства, миссии, консульства, представительства) или временные (делегации, отдельные представители или наблюдатели) зарубежные органы. Таким образом, внешняя политика является важнейшим направлением деятельности центральных органов власти государства, призванных создать благоприятные условия реализации национальных интересов во взаимодействии с другими государствами.
ГЛОССАРИЙ
АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absentia отсутствие) — уклонение от политического участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма считаются: отсутствие у личности общепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая степень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощущение ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или неудовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свидетельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В современной России достаточно велика доля населения, для которого характерен политический А.
АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правления, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха законодательной, исполнительной и судебной властей. А. был наиболее распространен в период позднего средневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в период правления Петра I и просуществовал до 1917г.
АВТАРКИЯ (< греч. autarkeia самоудовлетворение) — политика замкнутости и самоизоляции государства. Чаще всего проявляется в стремлении государства создать самодостаточную экономику, способную функционировать вне мировой хозяйственной системы. А. также может сводиться к культурной изоляции, борьбе с «космополитизмом», утверждению традиционализма. В Советском Союзе черты автаркии проявлялись в политике «железного занавеса», проводимой с 20-х по 70-е гг.
АВТОНОМНОСТЬ — развитость, дифференцированность и относительная независимость политических институтов. Высокая степень автономности присуща в основном стабильным демократическим режимам. Низкая степень — для неконсолидированных демократий и диктатур.
АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авторитаризме, в отличие от тоталитаризма, сохраняются дифференцированные отношения между государством и обществом. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолютизм Нового времени; политические режимы части европейских стран в период между I и II мировыми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монополия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частичный запрет оппозиции;5)насильственный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Существуют различные типы авторитаризма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).
АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ —функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработке общих требований и их иерархизации. А.И. также связана с согласованием разнонаправленных интересов (например, требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.И. в демократических политических системах выполняют группы интересов, политические партии, парламент. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции, крайние альтернативы политики.
АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — приспособление политической системы, политических структур к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, определении новых целей и выработке новых подходов к решению проблем.
АЛМОНДГабриэль (1911) — амер. политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии. Основные работы: «Сравнительная политика: концепция развития» (1966), «Политика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). Наибольшую известность Алмонду принесли работы по теории политической системы и политической культуры. В модели политической системы, разработанной Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американскому политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между политическими ориентациями, составляющими содержание политической культуры, и характером функционирования политической системы.
АНАРХИЗМ (< греч. anarchia безвластие) — политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, несовместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.
АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ— одна из функций политической системы, заключающаяся в формулировании требований, предъявляемых к структурам, принимающим решения. В демократических политических системах эту функцию выполняют группы интересов, политические партии, парламент, в авторитарных — корпоративные институты. Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требования о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожиточном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании поведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании трудовых отношений, предоставления права на забастовки); 3) требования, касающиеся коммуникации и информации (например: свободы слова, принятия законов о средствах массовой информации, информирования населения о целях проводимой политики). А.И. способствует установлению коммуникации между окружающей средой и политической системой.
БИХЕВИОРИЗМ (< лат. behaviour поведение) — подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов. Б. возник и активно развивался в политической науке в 30—50-е гг. как реакция на неудовлетворенность историческим и институциональным подходами, страдавших описательностью и бессистемностью. Его основоположниками считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. «Единицей» политического исследования в рамках данного подхода было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основные принципы бихевиорального движения были сформулированы Д. Истоном: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и прогностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремиться раскрыть основные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдаемых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д. Значительный вклад Б. внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Б. сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. В то же самое время неоднократно высказывались критические замечания по поводу злоупотребления количественными методами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами математического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.
БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Деятельность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.
ВЕБЕР Макс (1864—1929) — один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. В. нередко называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуазии». Труды В. сегодня являются классикой западной социальной и политической науки. В центре политической социологии Вебера — проблема власти. Власть, основанную на приказе и подчинении, В. называл господством. Основой господства является легитимность. Проблема легитимного господства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологические подходы, сформулированные выдающимся ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей последующей политической науки.
ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ— один из видов власти в обществе, отличительными чертами которого являются: а) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений В.П. для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; в) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона); г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической); д) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и др.). В.П. подразделяется на государственную и общественную власть. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
ГЕОПОЛИТИКА (< греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших социальных системах географическим положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства. Основными геополитическими факторами выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономические (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессиональные, национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.).
ГЛОБАЛИСТИКА — система междисциплинарных научных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах. Глобальные проблемы: а) затрагивают жизненные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты; б) выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации; в) приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления; г) требуют для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества. К глобальным проблемам современности ученые относят такие, как предотвращение ядерной войны и сохранение мира во всем мире, охрана окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освоение космоса и богатств Мирового океана, ликвидация опасных болезней и т.д. В рамках исследований по Г. оформляется новое научное направление — политическая глобалистика, изучающая мировые проблемы, которые имеют политический характер или связаны с политической сферой.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — нижняя палата Федерального Собрания. Включает 450 депутатов, избираемых по пропорциональной избирательной системе. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. К сфере ведения Государственной Думы относятся: утверждение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов; ратификация или денонсация международных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом, а также в случае двукратного выражения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев.
ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население (народ) и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).
ГРАЖДАНСКОЕ общество -совокупность социальных образований: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными и др. интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и социальных потребностей, в нем индивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные экономические структуры, семья, ассоциации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализации частных интересов независимо от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ограничивает сферу деятельности государства, является социальной основой демократии и правового государства. Впервые Г.О. возникло в Западной Европе. Его формирование началось в период зарождения капитализма. Отсутствие и неразвитость гражданского общества является одной из причин существования и воспроизводства авторитаризма. В России Г.О. начинает формироваться в период царствования Александра I. Именно в это время возникают отдельные сферы гражданской жизни, не связанные с государством. Частная жизнь светского общества начинает протекать в салонах, клубах и др. относительно самостоятельных учреждениях. После реформ Александра II Г.О. формируется в виде земств, различных союзов предпринимателей, институтов милосердия, обществ, содействующих развитию науки и искусства. Процесс формирования Г.О. был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 г. и гражданской войной. В 30-е гг. процесс тотального огосударствления всех сфер человеческой деятельности довершил разрушение остатков еще неразвитого Г.О. Тоталитаризм блокировал саму возможность возникновения и развития Г.О. Становление правового государства связано с формированием Г.О., предпосылками которого являются: переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, рост численности среднего класса, появление независимых гражданских ассоциаций, создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, установление горизонтальных связей между социальными группами, коллективами, организациями.