Глава 1. история создания института президента ссср
ВВЕДЕНИЕ
Россия переживает глубокие формационные преобразования, которые в государственно-правовой сфере можно квалифицировать как становление конституционализма. Постепенно утверждаются общедемократические принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона, гражданского общества и правового государства.
В условиях формирования в Российской Федерации современной теории правового государства с характерным для него разделением властей и её интеграции в социальную практику доминирующее значение приобретает проблема организации государственной власти, ведущее место в системе которой занимает институт Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации - глава государства. Не входя непосредственно ни в одну из ветвей власти, он интегрирует российскую государственность и, будучи наделен Конституцией Российской Федерации значительными нормотворческими полномочиями, контролируя исполнительную власть и выполняя некоторые квазисудебные функции в качестве арбитра в спорах между органами государственной власти, определяет эффективность и действенность всех институтов власти в Российской Федерации. Действующая Конституция Российской Федерации, которая преодолела прежнее видение принципа разделения властей, доведенного по существу до их разрыва и жесткого противостояния и обусловившего ряд глубоких политических кризисов, угрожавших самим основам отечественной государственности, наделила Президента Российской Федерации весьма широкими полномочиями. Он выступает в качестве интегративного начала в конституционном строе Российской Федерации, осуществляет функцию координации и объединения всех ветвей власти.
Разделение властей, как принцип построения российской государственности, объективно предполагает наличие такого органа, который гарантировал бы от разрыва и противостояния властей. В этом смысле Президент Российской Федерации является персонификацией российской государственности. Речь не идет о режиме личной власти, гарантией от установления которой является Конституция Российской Федерации и предусмотренные ею «сдержки» и «противовесы».
Теоретическое осмысление института Президента Российской Федерации, анализ конституционного статуса главы государства, его взаимоотношений с законодательной, исполнительной властью - актуальная задача современной конституционно-правовой науки, имеющая одновременно важное практическое значение. От успешного её решения во многом зависит повышение действенности государственной власти, стабильности политических институтов, эффективности управления государством и его адекватного соотношения с институтами гражданского общества, гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА СССР
История создания института Президента СССР охватывает крайне насыщенный событиями и потрясениями период, который во многом стал поворотным для судеб СССР, России и других бывших союзных республик, в настоящее время независимых государств. Впервые в российской истории была предпринята попытка на практике сделать выборным высший государственный пост.
Впервые вопрос об учреждении в СССР поста Президента был поставлен при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г., которая восприняла ряд идей «разделения властей». В Конституции было записано, что «законодательная власть» осуществляется исключительно Верховным Советом СССР (ст. 32). Правительство - СНК СССР в отличие от Конституции СССР 1924 г. уже не относилось к числу законодательных органов и получило название высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР (ст. 64). Предусматривалась и независимость судебной власти. В такую схему вполне бы мог войти и Президент. Однако И.В. Сталин, обладавший неограниченной властью, выступал против. В докладе о проекте Конституции СССР 1936 г. он сказал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного Президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету»[1].
Вопрос о Президенте поднимался и входе работы, созданной в 1962 г., Комиссии для подготовки Конституции, но не нашел своего практического завершения.
Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. По словам его помощника, Г.Х. Шахназарова, он еще в 1985 г. вместе с В.А. Медведевым направил Генеральному секретарю ЦК КПСС записку, в которой предполагалось рассмотреть вопрос о целесообразности введения президентского поста. Как отмечал Г.Х. Шахназаров, в этом смысле они «были первыми, кто официально поставил вопрос, обратил его (М.С. Горбачева) внимание[2]. Но в это время, по свидетельству Г.Х. Шахназарова, М.С. Горбачев «не был готов к этому, поскольку считал, что нам надо сохранить советскую систему, в советской системе места для Президента не было».
При подготовке Х1Х Всесоюзной партконференции и входе её (июнь - июль 1988 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента, однако в итоге была намечена другая должность - Председателя Верховного Совета СССР. В 1989 г. встал вопрос о президентской власти. Его теперь поставили члены межрегиональной депутатской группы, которые начали активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента. После выборов народных депутатов в марте 1989 г. и Съезда Народных депутатов СССР окружение М.С. Горбачева осознало, что необходимо перехватить эти идеи оппозиции. По свидетельству В.А. Медведева, в конце 1989 г. на внутреннем обсуждении у Горбачева стал подниматься вопрос о переходе к президентскому режиму, более последовательному разделению законодательной и исполнительной функций. Обсуждение этого вопроса проходило в более узком, чем Политбюро, кругу. Идея президентства возникла во время Второго Съезда Народных депутатов СССР, после заседания Политбюро. Основой для дискуссии по президентскому вопросу были записи, которые готовили члены узкого круга приближенных. 29 ноября 1989 г. М.С. Горбачеву был направлен меморандум, подготовленный Медведевым и Шахназаровым. Уникальность этого документа в том, что на нескольких его страницах фактически излагается план радикальных реформ политической системы огромного государства. Именно этот план с незначительными изменениями и был осуществлен на практике.
Важнейшей частью записки В.А. Медведева и Г.Х. Шахназарова была схема перехода от системы сложившейся после первых выборов к новой. План состоит из следующих этапов:
Предложить на предстоящем Съезде Народных депутатов внести необходимые изменения в структуру власти, предварительно согласовав это в рабочем порядке с основными группами депутатов, включая межрегиональную группу. В записке подчеркивалось, что, поскольку участники последней все время высказываются в пользу президентской власти, можно полагать, что, по крайней мере, часть из них поддержит названные идеи.
Предложить, чтобы Президент СССР избирался на Съезде Народных депутатов. По этому пункту споры шли относительно того, идти ли на выборы главы государства на Съезд или пойти сразу на общенародные выборы.
Если данное предложение будет принято, то соответственно - на втором-третьем Съездах можно было бы избрать Президента (возможно, и вице-президента), и одновременно нового Председателя Верховного Совета СССР. Если оно не будет принято на том основании, что Президент должен избираться всенародно, то следовало бы согласиться в принципе с такой постановкой вопроса, но вместе с тем предположить, чтобы такие выборы состоялись по истечении срока полномочий ныне действующих органов власти.
План В.А. Медведева и Г.Х. Шахназарова оказал определяющее влияние, поскольку лег в основу дальнейших действий по проведению реформы.
Голоса сторонников и противников учреждения поста Президента распределялись примерно поровну. Последние явно опасались усиления позиций партноменклатуры и личной власти Генерального секретаря ЦК КПСС. Проявлялась также подозрительность по отношению к любым действиям верховной власти, пусть даже отвечающим требованиям оппозиции. Депутатам не понравилось и то, что, по их мнению, пост Президента создавался «под Горбачева». Вызвала сомнения процедура избрания. Однозначно за введение института Президента высказался ряд депутатов. Они поддержали и идею о механизме, с помощью которого в конечном итоге был избран первый Президент СССР. Комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка предложил специфическую процедуру избрания Президента, которая повышала роль республик. В частности, предполагалось результаты голосования определять по каждой союзной республике. Победившим должен был считаться кандидат, прошедший в большинстве республик. При этом общее количество голосов, полученных кандидатом, должно составлять более половины от числа всех граждан СССР, принявших участие в выборах. В случае если никто из кандидатов не набрал числа голосов, необходимого для избрания, то должно проводиться повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим большинство голосов. Комитет по охране здоровья народа дал существенное дополнение в ч. 3 ст. 127, а именно: «Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов в каждой союзной республике». Из замечаний "Комиссии по товарам народного потребления, торговле, коммунально-бытовым и другим услугам населению" интерес представляют следующие: поддержка варианта выборов Президента, при которых необходимо большинство голосов избирателей по Союзу ССР в целом плюс большинство голосов избирателей не менее чем в восьми союзных республиках страны; в числе организаций, которые могут выдвигать кандидатуру Президента на выборы, должны быть указаны политические партии.
Для рассмотрения на Президиуме Верховного Совета проект закона об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР был доработан, и для депутатов подготовлена небольшая разъяснительная записка (нигде не публиковавшаяся). В ней, в частности, указывалось, что наиболее сложным представляется вопрос о порядке избрания Президента.
Окончательное решение об учреждении поста Президента СССР предстояло принять Внеочередному Третьему Съезду Народных депутатов. К моменту его открытия депутаты в целом определили свои позиции. Большинство из них поддержало идею президентства. Отчасти это объясняется тем, что, с одной стороны, президентство импонировало сторонникам «твердой руки» из числа народных избранников и партийным функционерам с депутатскими значками, видевшими в Президенте - Генсеке гарантии их интересов. С другой стороны, демократы хотели получить хотя бы какую-то возможность участвовать в выборе главы государства. По-видимому, сочетание этих факторов и привело к тому, что первый раздел законопроекта - об учреждении поста Президента СССР - был принят на Съезде большинством голосов. При обсуждении кандидатуры М.С. Горбачева большинство парламентариев поддержали лидера перестройки. Но были голоса и против.
«Он не справился с этой работой», - сказал Г.Г. Авалиани. Н.И. Рыжков предложил снять свою кандидатуру. В итоге в бюллетень для тайного голосования была внесена единственная кандидатура М.С. Горбачева. 14 марта 1990 г. состоялось голосование, по результатам которого 15 марта 1990 г. М.С. Горбачев стал первым Президентом СССР.