Критерии оценки к выполнению заданий
Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы утвержденной и введенной в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстана от 11 мая 2005 г. № 289, от 12 июля 2005г. № 480
И в соответствии с учебной программой по дисциплине для студентов второго и третьего курсов всех специальностей.
Рабочая программа обсуждена Методическим советом факультета
_____ ______________2012 г., протокол №_____
Председатель МС Карыбаева Г.А.
Декан ФОГП Шынтаева Н.С.
Научно-методическим советом академии
_____________________________2012г., протокол №______
Председатель _Абилова Б.А.
1. Назначение дисциплины:
Выработать у студентов навыки самостоятельного анализа сложных явлений и тенденций в сфере политической жизни, дать необходимый минимум знаний в политике, способствовать формированию у студентов понятийного аппарата.
2. Данные о преподавателях:
Джаныкулова Сауле Калиевна, ассоциированный профессор
Ауд. № 419, телефон 29-36-44.
Консультационные часы: по расписанию
3. Данные о дисциплине: «Политология»
Распределение часов согласно рабочих учебных планов (РУП)
Курс | Семестр | Количество кредитов | Общая трудоемкость в часах | Контактные часы | СРС(час) | ||||
Всего | в том числе | Всего | в т.ч. СРСП | ||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия (студийные) | |||||||
- |
4. Пререквизиты дисциплины: для изучения дисциплины необходимы знания следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «История», «Основы права», экономической теории и осуществляться в контексте таких учебных дисциплин, как религиоведение, культурология и психология. Данный курс предполагает знание основных принципов и законов функционирования политики, ее исторического развития, проблемы власти, государства и межгосударственных отношений.
Постреквизиты: в результате изучения курса сформировать у студентов политическое мировоззрение и политическую культуру, способствовать их активному участию в решении задач, стоящих перед Республикой Казахстан.
5. Краткое описание дисциплины:
Объектом изучения дисциплины является политика как аспект жизнидеятельности современного общества. Политология изучает сущность политики, власти, политических систем, процессов. Как отрасль общественного знания политология сложилась во второй половине Х1Х и в первой половине ХХ века, хотя теория политики развивалась на всем протяжении истории цивилизации, начиная с античной эпохи.
Политология с разных сторон описывает политическую динамику, дает теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может лучше понять свои гражданские права и свободы, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. В развитых демократических странах политическая наука стала неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества, мощным орудием формирования гражданского общества. Поэтому политическая наука рассматривается как необходимое условие политической социализации личности.
Задачи курса - выработать у студентов умение разбираться и свободно ориентироваться в политических процессах, протекающих в Казахстане.
В результате изучения курса студент должен знать:
-сущность, возможности,перспективы и основные виды политики;
– сущность, источники и функции власти;
- сущность политических отношений и процессов, понятие субъекты политики; роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
- сущность процессов международной политической жизни, геополитической обстановки, политических процессов в Казахстане, его месте и статусе в современном политическом мире.
уметь:
-выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания;
-их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечение личностного вклада в общественно-политическую жизнь.
владеть:
-навыками политической культуры,
-способностью применять политологические знания в повседневной жизни
и в своей профессиональной деятельности.
Силлабус
Модуль I
Содержание лекционных занятий
Тема 1: Введение. Политология как наука.
Соотношение объекта и предмета науки. Подходы к определению предмета политологии. Политическая социология, политическая философия, политическая этика, политическая история как составные части политической науки. Методы изучения политических явлений: институциональный, сравнительный, системный, бихевиористский, социологический, психологический. Антропологический подход. Законы и категории, методы и функции политологии Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политической науки, ее парадигмы.
Тема 2: Основные этапы становления и развития политичеcкой науки.
Возникновение первых очагов государственности на Древнем Востоке (буддизм, конфуцианство, легизм, даосизм). Политические учения античности (Сократ,Платон, Аристотель, Цицерон). Политическая мысль средневекового Востока (аль-Фараби, Низами, Алишер Навои, Ганджеви). Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения, политическая мысль Западной Европы, религиозно-теологические концепции государства и права Августина Аврелия и Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ж. Бодена (“Шесть книг о государстве”). Русская политическая мысль: идеи Илариона, Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Филофея “Москва – третий Рим”; Политические учения эпохи ранних индустриальных революций: учение Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Э. Берка, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Политическая мысль в США: Т.Джефферсон, Дж.Мэдисон, Т.Пейн, А.Гамильтон. Конституция США. Политическая мысль России: Н.А.Бердяев, И.А.Ильин. Развитие политической науки в XXв.Бихевиористское и необихевиористское направление (А.Бентли, Ч.Мерриам, Г.Лассуэл и др.). Системный анализ в политических исследованиях (А.А.Богданов, Н.Винер, Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд, К.Дойч, Л.Пай и др.). Теории плюралистической демократии и развития (Р.Даль, Р.Дарендорф, С.Липсет, А.Лэдд и др.). Политическая социология (П.Бурдье, Ф.Бро, М.Дюверже, Р.-Ж.Шварценберг). Политическая психология (А.Маслоу, Э.Фромм, М.Херманн). Политическая футурология и прогностика (Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж.Гэлбрейт, О.Тоффлер, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон). Сравнительная политология (М.Доган, Д.Пеласси, С.Хантингтон, П.Шаран). Российская политология в конце ХХ века.
Тема 3: Политика в системе общественной жизни.
Политика: сущность, происхождение и основные черты. Политика как объект политологии. Подходы к определению политики. Политика как наука и искусство. Относительная самостоятельность политики. Многофакторная детерминация политики. Взаимосвязь политики с другими социальными явлениями: экономикой, государством, правом, моралью.
Тема 4:Власть как политический феномен.
Понятие «власть». Субъект власти. Объект власти. Природа господства и подчинения. Подходы к объяснению природы власти. Власть и политика. Основные подходы к определению категории «политическая власть». Социальная природа и сущность политической власти. Функциональное назначение политической власти. Особенности политической власти. Структура политической власти. Признаки политической власти. Политическая и государственная власть, их соотношение. Условия, функции, формы, уровни и методы осуществления политической власти. Ресурсы и виды власти, и их особенности. Власть и массы: проблема прямой и обратной связи. Источники эффективности политической власти. Легальность и легитимность власти. Теории легитимности власти. Типы легитимности власти. Показатели легитимности власти. Легитимация. Источники легитимации власти. Проблема легитимности политических режимов. Делегитимация политической власти. Источники делегитимации.
Тема 5: Социально – этнические общности и национальная политика.
Этнос и нация. Нация – высший тип этноса. Национальный вопрос и его структура. Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия. Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Ассамблея народов Казахстана как системный общественно-политический институт. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.
Тема 6: Политическая система и политический режим
Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталитаризма. Экономические, политические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Правый и левый тоталитаризм. Авторитаризм как форма политической власти. Разновидности авторитаризма. Демократический режим и его признаки. Политический плюрализм. Разновидности демократии. Современные теории демократии. Переход от авторитаризма к демократии: стадии, участники, типы транзита. Предпосылки демократизации. Эволюция политической системы и политического режима постсоветской России. Современный политический режим России: основные тенденции и характеристики. Политические режимы в региональном измерении.
Тема 7: Государство и гражданское общество.
Происхождение и сущность государства, его отличительные признаки как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие. Типология государств: по формам правления (монархия, республика) и формам национально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Современные представления о правовом и социальном государстве, соотношении между государством и гражданским обществом. Особенности национально-государственного устройства, специфика механизма формирования и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти РК.
Модуль I I
Содержание лекционных занятий
Тема 8: Политические партии, общественные организации и движения
Понятие и происхождение политических партий, их основные признаки и отличия от других общественных объединений. Функции политической партии. Типология политических партий. Общественные организации, движения и “группы интересов”: сущность, типы, основные функции. Методы и формы влияния партий, общественных движений и “групп интересов” на политическую жизнь, проблема лоббизма. Понятия многопартийности и партийной системы. Взаимосвязь партийной и избирательной систем. Особенности формирования и перспективы развития многопартийности в современной России.
Тема 9: Демократизация и политическая модернизация общества.
Демократические режимы. Древние и классические представления о демократии. Современные теории демократии. Формы демократических обществ. Проблемы перехода от авторитаризма к демократии. Проблемы становления казахстанской модели демократии.
Проблемы модернизации политической системы. Понятие политической модернизации.
Тема 10.. Политический процесс и политическая деятельность.
Сущность и структура политического процесса. Понятие политического процесса. Факторы, влияющие на характер политического процесса. Структура и этапы развития политического процесса. Режимы существования политического процесса. Политическое участие как важнейшая характеристика политического процесса. Выборы и политика, политический и электоральный маркетинг. Типология политического процесса. Внутриполитические и внешнеполитические процессы. Особенности и структура внутриполитического процесса. Открытый и теневой политические процессы. Стабильные и нестабильные политические процессы. Революция и реформа. Политические конфликты: сущность и современные концепции их справедливого урегулирования. Особенности политического процесса в Казахстане в конце ХХ века.
Тема 11: .Политическое сознание и политическая культура.
Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Место политической культуры в политической жизни общества. Типология политической культуры. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, политические традиции, особенности политического режима, политическая социализация, политическая символика. Формирование демократической политической культуры в Казахстане и ее влияние на политический процесс.
Тема 12: Политическое лидерство и политические элиты
Понятие политического лидерства. Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Современные теории политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция и др. Объективные и субъективные факторы политического лидерства. Политический лидер: отличительные характеристики. Функции политических лидеров. Типология политических лидеров. Термин «элита»: этимологическое и оценочное значения. Подходы к определению понятия «элита»: ценностный (меритократический) и структурно-функциональный. Соотношение понятий «элита» и «правящая элита», «элита» и «господствующий класс». Признаки политической элиты. Функции политической элиты.Природа различий в механизмах формирования и функционирования элит. Основные системы рекрутирования (отбора) элит: система гильдий и антрепренерская система. Элитаризм как альтернатива демократии. Элита и масса: взаимосвязь в различных обществах. Условия, предотвращающие вырождение правящей элиты в деспотическую. Политическая элита в Казахстане.
Тема 13 : Политические технологии.
Понятие политических технологий. Развитие подходов к определению технологий в политическом процессе. Формирование и структура политических технологий и возрастание их роли в современном мире.
Сущность и особенности политического анализа. Методы политического анализа. Политическое консультирование: стадии и способы.
Технологии формирования государственной политики. Кризисные технологии. Технологии регулирования политических конфликтов.
Факторы формирования информационных технологий. Стратегия поведения государства на информационном рынке.
Избирательные системы, типы. Стратегия и тактика избирательной кампании.
Тема 14: Мировая политика и международные отношения
Мировая политика и международные отношения как объект изучения. Субъекты международных отношений. Основные концепции международных отношений. Принципы современных международных отношений. Цели, формы и средства внешнеполитической деятельности. Участие в международных отношениях субъектов федеративных государств. Республика Татарстан как участник в системе международных отношений. Основные закономерности развития мировой политики и международных отношений. Усиление взаимозависимости, целостности и разнообразия современного мира. Глобальные проблемы современности. Национально-государственные интересы и мировая политика. Национально-государственные интересы России в условиях перехода от биполярного к многополярному миру. Международные конфликты и механизм их разрешения. Роль и место международных организаций в поддержании мира и обеспечении безопасности государств. Структура и основные направления деятельности ООН в современном мире. Дискуссии о путях реформирования ООН.
Тема 15: Политические проблемы суверенного Казахстана.
Формирование и развитие суверенного Казахстана как политической реальности.
Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане: проблемы и трудности. Особенности политической модернизации в контексте тенденции современного этапа развития общества.
Проблемы разработки национальной идеи и государственной идеологии. Пути формирования плюралистической демократии в РК. Международное значение оптыа политического развития посттоталитарного общества.
Содержание практических занятий
Тема занятия 1: Политология как наука
1. Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экПредмет политологии. Теоретическая и прикладная политология.
2. Методы изучения политических явлений. Категории науки о политике. Соотношение политологии с другими социальными науками. Место политической науки в структуре политологического знания. Функции политологии как науки.
Тема занятия 2:Основные этапы становления и развития политической науки
1. Политическая мысль Древнего Востока
2. Политическая мысль Древней Греции
3. Политические учения Средневековья и Эпохи Возрождения
4. Политические идеи европейского Просвещения.
5. Социально-политические идеи и течения 19-20 веков: либерализм, консерватизм, марксизм.
Тема занятия 3:История политической мысли Казахстана.
1. Воззрения Ю.Баласагуни и А.Яссауи
2. Политические взгляды казахских просветителей 19 века
3. политическая мысль Казахстана 20 века
4. Особенности и осн6овные направления политической мысли Казахстана
в современных условиях
Тема занятия 4: Политика в системе общественной жизни.
1. Политика: сущность, происхождение и основные черты.
2. Политика как объект политологии.
3. Подходы к определению политики. Политика как наука и искусство
Тема занятия 5: Власть в системе политических отношений
1. Власть как общественное явление. Происхождение, сущность и методы осуществления политической власти.
2. Легитимность властных отношений и ее критерии. Проблема соотношения легитимности и законности.
3. Типы легитимации властных отношений.
Тема занятия 6 Социально – этнические общности и национальная политика.
1. Этнос и нация. Два подхода к пониманию категории «нация»
2. Национальный вопрос и его структура
3. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса
Тема занятия7: . Политическая система и политический режим
1. Понятие, структура и функции политической системы общества.
2. Понятие и типы политических режимов.
3. Переход от авторитаризма к демократии.
4. Эволюция политической системы и политического режима в РК.
Тема занятия 8: Государство как основной институт политической системы
1. Генезис и признаки государства. Функции государства.
2. Теории социального и правового государства.
3. Формы правления государства. Формы государственного устройства.
4. Казахстан: форма национально-государственного устройства.
Тема занятия 9: Политические партии и общественно-политические движения
1. Политические партии и общественно-политические движения как институты политической системы, их отличительные особенности.
2. Многопартийность в современном Казахстане. Сравнительный анализ основных положений программ 4-5 ведущих политических партий.
3. Роль общественно-политических движений.
Тема занятия10: Политический процесс
1. Понятие, сущность и структура политического процесса.
2. Политическое участие.
3. Формы, методы принятия и типы реализации политических решений. Революция и реформа.
Тема занятия 11: Политическая культура
1. Политическая культура: содержание, типология и функции.
2. Политическая культура Запада и Востока: сравнительная характеристика.
3. Особенности политической культуры современного Казахстана.
Тема занятия 12: Демократизация и политическая модернизация общества.
1. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная.
Уроки демократии.
2.Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане.
3.Проблемы становления казахстанской модели демократии.
Тема занятия 13: Политическое лидерство и политическая элита.
1. Природа и сущность политического лидерства. Типы политических лидеров. Лидерство и проблема культа личности.
2. Определение политической элиты. Элита и бюрократия.
3. Институт политического лидерства и политическая элита в современном Казахстане.
Тема занятия 14: Политические технологии.
1. Понятие политических технологий.
2. Значение политических технологий в познании общественно-политической жизни общества. Типы политических технологий.
3. Принятие политических решений. Технологии формирования государственной политики
Тема 15: Политические проблемы суверенного Казахстана.
1. Республика Казахстан как светское, правовое, социальное, демократическое государство и как субъект международных отношений
2. Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане: проблемы и трудности
3. Пути формирования плюралистической демократии в Казахстане.
Основная литература
1.Политология: Учебник под ред. В.Н.Лавриненко -М., 2009.
2.Политология. Курс лекций: Учебное пособие /науч.редак.А.А.Радугин.-М.,2008.
3. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2004.
. 4. Байдельдинов Л.А. Политология. Алматы, 2003.
.5. Грязнов А.Г. и др. Курс политологии. Учебник. М., 2002.
6.Смагулов Е.М. Основы политологии. Учебник. Астана, 2001.
7.Практикум по курсу политологии. Учебник под ред. М.А.Василика.-М.Гардарика, 2000..
8.Политология: Учебник под ред. М.А.Василика.-М.Гардарика, 2001.
9.Кернаценский,М. В., Шатина,Н. В.. Основы социологии и политологии: Учеб. пос..- М., 2002.
10. Политология. Под ред. А.Н.Нысынбаева. А., 1998.
11.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.– М., 2003. – С.94-111.
Дополнительная литература
1. Боровых О.В. К вопросу о понятии государственной власти / О.В. Боровых // Вестник Московского Университета. Сер.11. Право: Научный журнал / МГУ. Юридический факультет. – М. – 2004. – №1. – С. 91-100.
2. Завершинский К. Ф . Легитимность: генезис, становление и развитие концепта / К.Ф. Завершинский // Полис. – 2001. – №2. – С.113-131.
3. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Полис. – 2000. – № 1. – С.97-107.
4. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ /Ледяев В.Г. // Полис. – 2000. – № 2. – С. 6-18.
5. Осипян С.А. Государство и власть: (теоретический очерк) / С.А. Осипян // Философские науки. – 2003. – №8. – С.21-35 .
6.Сидельникова Т. Т. Теория власти и властных отношений: учебное пособие /. – Казань, 2003. – 35 с.
7.Мельвиль А.Ю. Политология: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Политология» / А. Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Боришполец и др.; науч. ред. Т. В. Шмачкова. – М., 2005. – Глава 2. – §1,2. – С. 57-97.
8.Основы политологии: Учебник. – Астана: «Фолиант», 2004.
Критерии оценки к выполнению заданий
Контроль учебных достижений студентов проводится в форме текущего (Тк), рубежного (P1 и P2), экзамена (Е) и итогового контроля (U). К текущему контролю относится выполнение всех заданий - рефератов, контрольных работ, установленного графика СРС в период учебного семестра. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в форме компьютерного тестирования (E). Итоговый контроль (U) подсчитывается после сдачи экзамена (E).
Критерии оценки. Итоговая оценка включает:
- рейтинговый контроль – 40%;
- экзамен – 60%.
Итоговая оценка подсчитывается по формуле U= ,
Где: P1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;
P2 – цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;
E – цифровой эквивалент экзаменационной оценки.
Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в балах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице.
Требования к выполнению заданий | Оценка | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной форме |
Своевременная сдача заданий, Без замечаний, В полном объеме | A | 4,0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | ||
Своевременная сдача заданий, С небольшими амечаниями, В полном объеме | B+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | ||
B- | 2,67 | 75-79 | ||
Несвоевременная сдача заданий, С замечаниями, В полном объеме | C+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | ||
C- | 1,67 | 60-64 | ||
Несвоевременная сдача заданий, С замечаниями, Не в полном объеме | D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | ||
Не выполнение задания | F | 0-49 | Неудовлетворительно |
ПРИМЕЧАНИЕ:
- за пропуск одного занятия снимается 5 баллов
- за одно опоздание снимается 2 балла
Итоговый контроль – экзамен (компьютерное тестирование)
Количество тестовых заданий составляет 240 вопросов (2 кредита) для студентов..На одно тестовое задание имеется 4 варианта ответов.
Трудоёмкость для ответа составляет - 1 минута на одно задание (20 экзаменац. тестов на 240 вопросов).
Политика и процедуры
Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий – за 2 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.
Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Студент должен своевременно выполнять задания на СРС согласно установленного графика. За высококачественное и своевременное выполнение заданий на СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях студент может быть поощрен дополнительными баллами рейтинга, проводимого в 8-ой и 15-ой неделях семестра или экзамена (до 10 %), оцениваемого по 100-баллной шкале (в процентах). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций.
В случае несвоевременной сдачи заданий на СРС рейтинг может быть снижен. К экзаменам допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу курса. Студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).