Критерии оценки к выполнению заданий

Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы утвержденной и введенной в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстана от 11 мая 2005 г. № 289, от 12 июля 2005г. № 480

И в соответствии с учебной программой по дисциплине для студентов второго и третьего курсов всех специальностей.

Рабочая программа обсуждена Методическим советом факультета

_____ ______________2012 г., протокол №_____

Председатель МС Карыбаева Г.А.

Декан ФОГП Шынтаева Н.С.

Научно-методическим советом академии

_____________________________2012г., протокол №______

Председатель _Абилова Б.А.

1. Назначение дисциплины:

Выработать у студентов навыки самостоятельного анализа сложных явлений и тенденций в сфере политической жизни, дать необходимый минимум знаний в политике, способствовать формированию у студентов понятийного аппарата.

2. Данные о преподавателях:

Джаныкулова Сауле Калиевна, ассоциированный профессор

Ауд. № 419, телефон 29-36-44.

Консультационные часы: по расписанию

3. Данные о дисциплине: «Политология»

Распределение часов согласно рабочих учебных планов (РУП)

Курс Семестр Количество кредитов Общая трудоемкость в часах Контактные часы СРС(час)
Всего в том числе   Всего     в т.ч. СРСП
  Лекции Практические занятия Лабораторные занятия (студийные)
-

4. Пререквизиты дисциплины: для изучения дисциплины необходимы знания следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «История», «Основы права», экономической теории и осуществляться в контексте таких учебных дисциплин, как религиоведение, культурология и психология. Данный курс предполагает знание основных принципов и законов функционирования политики, ее исторического развития, проблемы власти, государства и межгосударственных отношений.

Постреквизиты: в результате изучения курса сформировать у студентов политическое мировоззрение и политическую культуру, способствовать их активному участию в решении задач, стоящих перед Республикой Казахстан.

5. Краткое описание дисциплины:

Объектом изучения дисциплины является политика как аспект жизнидеятельности современного общества. Политология изучает сущность политики, власти, политических систем, процессов. Как отрасль общественного знания политология сложилась во второй половине Х1Х и в первой половине ХХ века, хотя теория политики развивалась на всем протяжении истории цивилизации, начиная с античной эпохи.

Политология с разных сторон описывает политическую динамику, дает теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может лучше понять свои гражданские права и свободы, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. В развитых демократических странах политическая наука стала неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества, мощным орудием формирования гражданского общества. Поэтому политическая наука рассматривается как необходимое условие политической социализации личности.

Задачи курса - выработать у студентов умение разбираться и свободно ориентироваться в политических процессах, протекающих в Казахстане.

В результате изучения курса студент должен знать:

-сущность, возможности,перспективы и основные виды политики;

– сущность, источники и функции власти;

- сущность политических отношений и процессов, понятие субъекты политики; роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

- сущность процессов международной политической жизни, геополитической обстановки, политических процессов в Казахстане, его месте и статусе в современном политическом мире.

уметь:

-выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания;

-их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечение личностного вклада в общественно-политическую жизнь.

владеть:

-навыками политической культуры,

-способностью применять политологические знания в повседневной жизни

и в своей профессиональной деятельности.

Силлабус

Модуль I

Содержание лекционных занятий

Тема 1: Введение. Политология как наука.

Соотношение объекта и предмета науки. Подходы к определению предмета политологии. Политическая социология, политическая философия, политическая этика, политическая история как составные части политической науки. Методы изучения политических явлений: институциональный, сравнительный, системный, бихевиористский, социологический, психологический. Антропологический подход. Законы и категории, методы и функции политологии Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политической науки, ее парадигмы.

Тема 2: Основные этапы становления и развития политичеcкой науки.

Возникновение первых очагов государственности на Древнем Востоке (буддизм, конфуцианство, легизм, даосизм). Политические учения античности (Сократ,Платон, Аристотель, Цицерон). Политическая мысль средневекового Востока (аль-Фараби, Низами, Алишер Навои, Ганджеви). Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения, политическая мысль Западной Европы, религиозно-теологические концепции государства и права Августина Аврелия и Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ж. Бодена (“Шесть книг о государстве”). Русская политическая мысль: идеи Илариона, Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Филофея “Москва – третий Рим”; Политические учения эпохи ранних индустриальных революций: учение Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Э. Берка, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Политическая мысль в США: Т.Джефферсон, Дж.Мэдисон, Т.Пейн, А.Гамильтон. Конституция США. Политическая мысль России: Н.А.Бердяев, И.А.Ильин. Развитие политической науки в XXв.Бихевиористское и необихевиористское направление (А.Бентли, Ч.Мерриам, Г.Лассуэл и др.). Системный анализ в политических исследованиях (А.А.Богданов, Н.Винер, Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд, К.Дойч, Л.Пай и др.). Теории плюралистической демократии и развития (Р.Даль, Р.Дарендорф, С.Липсет, А.Лэдд и др.). Политическая социология (П.Бурдье, Ф.Бро, М.Дюверже, Р.-Ж.Шварценберг). Политическая психология (А.Маслоу, Э.Фромм, М.Херманн). Политическая футурология и прогностика (Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж.Гэлбрейт, О.Тоффлер, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон). Сравнительная политология (М.Доган, Д.Пеласси, С.Хантингтон, П.Шаран). Российская политология в конце ХХ века.

Тема 3: Политика в системе общественной жизни.

Политика: сущность, происхождение и основные черты. Политика как объект политологии. Подходы к определению политики. Политика как наука и искусство. Относительная самостоятельность политики. Многофакторная детерминация политики. Взаимосвязь политики с другими социальными явлениями: экономикой, государством, правом, моралью.

Тема 4:Власть как политический феномен.

Понятие «власть». Субъект власти. Объект власти. Природа господства и подчинения. Подходы к объяснению природы власти. Власть и политика. Основные подходы к определению категории «политическая власть». Социальная природа и сущность политической власти. Функциональное назначение политической власти. Особенности политической власти. Структура политической власти. Признаки политической власти. Политическая и государственная власть, их соотношение. Условия, функции, формы, уровни и методы осуществления политической власти. Ресурсы и виды власти, и их особенности. Власть и массы: проблема прямой и обратной связи. Источники эффективности политической власти. Легальность и легитимность власти. Теории легитимности власти. Типы легитимности власти. Показатели легитимности власти. Легитимация. Источники легитимации власти. Проблема легитимности политических режимов. Делегитимация политической власти. Источники делегитимации.

Тема 5: Социально – этнические общности и национальная политика.

Этнос и нация. Нация – высший тип этноса. Национальный вопрос и его структура. Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия. Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Ассамблея народов Казахстана как системный общественно-политический институт. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.

Тема 6: Политическая система и политический режим

Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталитаризма. Экономические, политические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Правый и левый тоталитаризм. Авторитаризм как форма политической власти. Разновидности авторитаризма. Демократический режим и его признаки. Политический плюрализм. Разновидности демократии. Современные теории демократии. Переход от авторитаризма к демократии: стадии, участники, типы транзита. Предпосылки демократизации. Эволюция политической системы и политического режима постсоветской России. Современный политический режим России: основные тенденции и характеристики. Политические режимы в региональном измерении.

Тема 7: Государство и гражданское общество.

Происхождение и сущность государства, его отличительные признаки как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие. Типология государств: по формам правления (монархия, республика) и формам национально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Современные представления о правовом и социальном государстве, соотношении между государством и гражданским обществом. Особенности национально-государственного устройства, специфика механизма формирования и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти РК.

Модуль I I

Содержание лекционных занятий

Тема 8: Политические партии, общественные организации и движения

Понятие и происхождение политических партий, их основные признаки и отличия от других общественных объединений. Функции политической партии. Типология политических партий. Общественные организации, движения и “группы интересов”: сущность, типы, основные функции. Методы и формы влияния партий, общественных движений и “групп интересов” на политическую жизнь, проблема лоббизма. Понятия многопартийности и партийной системы. Взаимосвязь партийной и избирательной систем. Особенности формирования и перспективы развития многопартийности в современной России.

Тема 9: Демократизация и политическая модернизация общества.

Демократические режимы. Древние и классические представления о демократии. Современные теории демократии. Формы демократических обществ. Проблемы перехода от авторитаризма к демократии. Проблемы становления казахстанской модели демократии.

Проблемы модернизации политической системы. Понятие политической модернизации.

Тема 10.. Политический процесс и политическая деятельность.

Сущность и структура политического процесса. Понятие политического процесса. Факторы, влияющие на характер политического процесса. Структура и этапы развития политического процесса. Режимы существования политического процесса. Политическое участие как важнейшая характеристика политического процесса. Выборы и политика, политический и электоральный маркетинг. Типология политического процесса. Внутриполитические и внешнеполитические процессы. Особенности и структура внутриполитического процесса. Открытый и теневой политические процессы. Стабильные и нестабильные политические процессы. Революция и реформа. Политические конфликты: сущность и современные концепции их справедливого урегулирования. Особенности политического процесса в Казахстане в конце ХХ века.

Тема 11: .Политическое сознание и политическая культура.

Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Место политической культуры в политической жизни общества. Типология политической культуры. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, политические традиции, особенности политического режима, политическая социализация, политическая символика. Формирование демократической политической культуры в Казахстане и ее влияние на политический процесс.

Тема 12: Политическое лидерство и политические элиты

Понятие политического лидерства. Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Современные теории политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция и др. Объективные и субъективные факторы политического лидерства. Политический лидер: отличительные характеристики. Функции политических лидеров. Типология политических лидеров. Термин «элита»: этимологическое и оценочное значения. Подходы к определению понятия «элита»: ценностный (меритократический) и структурно-функциональный. Соотношение понятий «элита» и «правящая элита», «элита» и «господствующий класс». Признаки политической элиты. Функции политической элиты.Природа различий в механизмах формирования и функционирования элит. Основные системы рекрутирования (отбора) элит: система гильдий и антрепренерская система. Элитаризм как альтернатива демократии. Элита и масса: взаимосвязь в различных обществах. Условия, предотвращающие вырождение правящей элиты в деспотическую. Политическая элита в Казахстане.

Тема 13 : Политические технологии.

Понятие политических технологий. Развитие подходов к определению технологий в политическом процессе. Формирование и структура политических технологий и возрастание их роли в современном мире.

Сущность и особенности политического анализа. Методы политического анализа. Политическое консультирование: стадии и способы.

Технологии формирования государственной политики. Кризисные технологии. Технологии регулирования политических конфликтов.

Факторы формирования информационных технологий. Стратегия поведения государства на информационном рынке.

Избирательные системы, типы. Стратегия и тактика избирательной кампании.

Тема 14: Мировая политика и международные отношения

Мировая политика и международные отношения как объект изучения. Субъекты международных отношений. Основные концепции международных отношений. Принципы современных международных отношений. Цели, формы и средства внешнеполитической деятельности. Участие в международных отношениях субъектов федеративных государств. Республика Татарстан как участник в системе международных отношений. Основные закономерности развития мировой политики и международных отношений. Усиление взаимозависимости, целостности и разнообразия современного мира. Глобальные проблемы современности. Национально-государственные интересы и мировая политика. Национально-государственные интересы России в условиях перехода от биполярного к многополярному миру. Международные конфликты и механизм их разрешения. Роль и место международных организаций в поддержании мира и обеспечении безопасности государств. Структура и основные направления деятельности ООН в современном мире. Дискуссии о путях реформирования ООН.

Тема 15: Политические проблемы суверенного Казахстана.

Формирование и развитие суверенного Казахстана как политической реальности.

Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане: проблемы и трудности. Особенности политической модернизации в контексте тенденции современного этапа развития общества.

Проблемы разработки национальной идеи и государственной идеологии. Пути формирования плюралистической демократии в РК. Международное значение оптыа политического развития посттоталитарного общества.

Содержание практических занятий

Тема занятия 1: Политология как наука

1. Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экПредмет политологии. Теоретическая и прикладная политология.

2. Методы изучения политических явлений. Категории науки о политике. Соотношение политологии с другими социальными науками. Место политической науки в структуре политологического знания. Функции политологии как науки.

Тема занятия 2:Основные этапы становления и развития политической науки

1. Политическая мысль Древнего Востока

2. Политическая мысль Древней Греции

3. Политические учения Средневековья и Эпохи Возрождения

4. Политические идеи европейского Просвещения.
5. Социально-политические идеи и течения 19-20 веков: либерализм, консерватизм, марксизм.

Тема занятия 3:История политической мысли Казахстана.

1. Воззрения Ю.Баласагуни и А.Яссауи

2. Политические взгляды казахских просветителей 19 века

3. политическая мысль Казахстана 20 века

4. Особенности и осн6овные направления политической мысли Казахстана

в современных условиях

Тема занятия 4: Политика в системе общественной жизни.

1. Политика: сущность, происхождение и основные черты.

2. Политика как объект политологии.

3. Подходы к определению политики. Политика как наука и искусство

Тема занятия 5: Власть в системе политических отношений

1. Власть как общественное явление. Происхождение, сущность и методы осуществления политической власти.

2. Легитимность властных отношений и ее критерии. Проблема соотношения легитимности и законности.

3. Типы легитимации властных отношений.

Тема занятия 6 Социально – этнические общности и национальная политика.

1. Этнос и нация. Два подхода к пониманию категории «нация»

2. Национальный вопрос и его структура

3. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса

Тема занятия7: . Политическая система и политический режим

1. Понятие, структура и функции политической системы общества.

2. Понятие и типы политических режимов.

3. Переход от авторитаризма к демократии.

4. Эволюция политической системы и политического режима в РК.

Тема занятия 8: Государство как основной институт политической системы

1. Генезис и признаки государства. Функции государства.

2. Теории социального и правового государства.

3. Формы правления государства. Формы государственного устройства.

4. Казахстан: форма национально-государственного устройства.

Тема занятия 9: Политические партии и общественно-политические движения

1. Политические партии и общественно-политические движения как институты политической системы, их отличительные особенности.

2. Многопартийность в современном Казахстане. Сравнительный анализ основных положений программ 4-5 ведущих политических партий.

3. Роль общественно-политических движений.

Тема занятия10: Политический процесс

1. Понятие, сущность и структура политического процесса.

2. Политическое участие.

3. Формы, методы принятия и типы реализации политических решений. Революция и реформа.

Тема занятия 11: Политическая культура

1. Политическая культура: содержание, типология и функции.

2. Политическая культура Запада и Востока: сравнительная характеристика.

3. Особенности политической культуры современного Казахстана.

Тема занятия 12: Демократизация и политическая модернизация общества.

1. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная.

Уроки демократии.

2.Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане.

3.Проблемы становления казахстанской модели демократии.

Тема занятия 13: Политическое лидерство и политическая элита.

1. Природа и сущность политического лидерства. Типы политических лидеров. Лидерство и проблема культа личности.

2. Определение политической элиты. Элита и бюрократия.

3. Институт политического лидерства и политическая элита в современном Казахстане.

Тема занятия 14: Политические технологии.

1. Понятие политических технологий.

2. Значение политических технологий в познании общественно-политической жизни общества. Типы политических технологий.

3. Принятие политических решений. Технологии формирования государственной политики

Тема 15: Политические проблемы суверенного Казахстана.

1. Республика Казахстан как светское, правовое, социальное, демократическое государство и как субъект международных отношений

2. Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане: проблемы и трудности

3. Пути формирования плюралистической демократии в Казахстане.

Основная литература

1.Политология: Учебник под ред. В.Н.Лавриненко -М., 2009.

2.Политология. Курс лекций: Учебное пособие /науч.редак.А.А.Радугин.-М.,2008.

3. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2004.

. 4. Байдельдинов Л.А. Политология. Алматы, 2003.

.5. Грязнов А.Г. и др. Курс политологии. Учебник. М., 2002.

6.Смагулов Е.М. Основы политологии. Учебник. Астана, 2001.

7.Практикум по курсу политологии. Учебник под ред. М.А.Василика.-М.Гардарика, 2000..

8.Политология: Учебник под ред. М.А.Василика.-М.Гардарика, 2001.

9.Кернаценский,М. В., Шатина,Н. В.. Основы социологии и политологии: Учеб. пос..- М., 2002.

10. Политология. Под ред. А.Н.Нысынбаева. А., 1998.

11.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.– М., 2003. – С.94-111.

Дополнительная литература

1. Боровых О.В. К вопросу о понятии государственной власти / О.В. Боровых // Вестник Московского Университета. Сер.11. Право: Научный журнал / МГУ. Юридический факультет. – М. – 2004. – №1. – С. 91-100.

2. Завершинский К. Ф . Легитимность: генезис, становление и развитие концепта / К.Ф. Завершинский // Полис. – 2001. – №2. – С.113-131.

3. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Полис. – 2000. – № 1. – С.97-107.

4. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ /Ледяев В.Г. // Полис. – 2000. – № 2. – С. 6-18.

5. Осипян С.А. Государство и власть: (теоретический очерк) / С.А. Осипян // Философские науки. – 2003. – №8. – С.21-35 .

6.Сидельникова Т. Т. Теория власти и властных отношений: учебное пособие /. – Казань, 2003. – 35 с.

7.Мельвиль А.Ю. Политология: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Политология» / А. Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Боришполец и др.; науч. ред. Т. В. Шмачкова. – М., 2005. – Глава 2. – §1,2. – С. 57-97.

8.Основы политологии: Учебник. – Астана: «Фолиант», 2004.

Критерии оценки к выполнению заданий

Контроль учебных достижений студентов проводится в форме текущего (Тк), рубежного (P1 и P2), экзамена (Е) и итогового контроля (U). К текущему контролю относится выполнение всех заданий - рефератов, контрольных работ, установленного графика СРС в период учебного семестра. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в форме компьютерного тестирования (E). Итоговый контроль (U) подсчитывается после сдачи экзамена (E).

Критерии оценки. Итоговая оценка включает:

- рейтинговый контроль – 40%;

- экзамен – 60%.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле U= Критерии оценки к выполнению заданий - student2.ru ,

Где: P1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;

P2 – цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;

E – цифровой эквивалент экзаменационной оценки.

Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в балах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице.

Требования к выполнению заданий Оценка Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной форме
Своевременная сдача заданий, Без замечаний, В полном объеме A 4,0 95-100 Отлично
A- 3,67 90-94
Своевременная сдача заданий, С небольшими амечаниями, В полном объеме B+ 3,33 85-89 Хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
Несвоевременная сдача заданий, С замечаниями, В полном объеме C+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
Несвоевременная сдача заданий, С замечаниями, Не в полном объеме D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
Не выполнение задания F 0-49 Неудовлетворительно

ПРИМЕЧАНИЕ:

- за пропуск одного занятия снимается 5 баллов

- за одно опоздание снимается 2 балла

Итоговый контроль – экзамен (компьютерное тестирование)

Количество тестовых заданий составляет 240 вопросов (2 кредита) для студентов..На одно тестовое задание имеется 4 варианта ответов.

Трудоёмкость для ответа составляет - 1 минута на одно задание (20 экзаменац. тестов на 240 вопросов).

Политика и процедуры

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий – за 2 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Студент должен своевременно выполнять задания на СРС согласно установленного графика. За высококачественное и своевременное выполнение заданий на СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях студент может быть поощрен дополнительными баллами рейтинга, проводимого в 8-ой и 15-ой неделях семестра или экзамена (до 10 %), оцениваемого по 100-баллной шкале (в процентах). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций.

В случае несвоевременной сдачи заданий на СРС рейтинг может быть снижен. К экзаменам допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу курса. Студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).

Наши рекомендации