Признаки правового государства. Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму

Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Поэтому формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности.

Завершение создания правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с повышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Помимо этих признаков в литературе называют и ряд других: 1) четкое разграничение функций общества и государства; 2) "разделение властей", то есть недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемы (законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, суды) другой; 3) наличие развитого гражданского общества; 4) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; 5) верховенство и прямое действие конституционного закона; 6) установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; 7) формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; 8) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; 9) правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было.

Теория правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений. При характеристике естественно-

правовой идеологии важно обратить внимание на следующие моменты:

универсальный характер естественного права, своего рода универсальная этика, нормы которой отвлекаются от того, кто их адресат по происхождению или по должности (по званию). Они апеллируют к человеку;

договор – изначальная основа деятельности государства. По договору не все естественные права передаются государству. Некоторые из них неприкосновенны и составляют содержание частной жизни индивида;

подчиненность "положительного права" (норм, творимых людьми, издаваемых государством) естественному;

постоянство норм естественного права, их неизменный характер (классический вариант) или меняющееся содержание естественно-правовых догм (теория "возрожденного естественного права").

На основе естественно-правового и вместе с тем позитивистского подхода творец теории правового государства И. Кант сформулировал ряд постулатов.

1. Каждое лицо является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы благороднейших планов.

2. Существует некий закон, не связанный ни с какими человеческими обстоятельствами, доопытный и внеопытный, доисторический и внеисторический, априорный и абсолютный. Кант именовал его "категорическим императивом". Эта абстрактная формула, всякий раз наполняемая живым содержанием. Как'толь-ко такое формальное правило "прикладывается" к жизненным отношениям, оно получает реальный смысл. Императив гласит: "Действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех". И еще: "Поступай так, чтобы к человечеству как в твоем лице, так и в лице любого другого всегда относились как к цели, а не как к средству".

3. О праве речь идет только тогда, когда индивиды могут свободноследовать категорическому императиву, должны осознавать его (внутреннее условие), и никто (ничто) не должен мешать им поступать таким образом (внешнее условие). Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право.

4. Необходима реальная сила, которая бы обеспечивала проведение "общего закона" (категорического императива) в жизнь.

Общеобязательный, принудительный характер право приобретает благодаря государству. Последнее призвано служить личности, обеспечивать ее автономию и, следовательно, охранять от любого произвола.

Государство основывает свою деятельность исключительно на праве. Но на каком? Ведь государство само издает законы.

5. Право мыслилось Кантом как: а) естественное, представляющее собой совокупность априорных аксиом (очевидных истин); б) положительное, составляющее законодательную волю; в) справедливое. Последнее условие напоминает моральные нормы в нашем представлении, которые не обеспечены законом.

Государство следует естественному праву и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.

6. В установлении верховного правопорядка участвует народ. В конституции выражается его воля. Кант вслед за Руссо обосновывал идею народного суверенитета. Народу принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесиевластей, а не просто их разделение-.

7. Реализация категорического императива, проведение права в жизнь государством ведет к вечному миру.

Наши рекомендации