Понятие и признаки современного государства

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и истории государства и права

(наименование кафедры)

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

теории и истории государства и права

майор внутренней службы

Немченко С.Б.

”_____” _____________ 2011 года

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «Теория государства и права»

по специальности 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

Тема № 5. Современное государство: признаки, задачи и функции

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ______от

«______» _______________ 2010 года

Санкт-Петербург

I. Учебные цели

1. (Дидактические) Цель преподавания курса «Теория государства и права» – «вооружение» курсантов категориальным аппаратом юридической науки, закономерностями, существующими в области функционирования соответствующих явлений: права и государства. При рассмотрении данной темы изучаются следующие дидактические единицы: Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; понятийный и категориальный аппарат теории государства и права.

2. (Образовательные) При изучении данной темы у курсантов (студентов) формируется четкое представление о признаках современного государства, его задачах и функциях, понимание значимости обеспечения пожарной безопасности, организации гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как функции современного российского государства.

3. (Воспитательные) Формирование у обучаемых знаний, умений, навыков, позволяющих в последующем решать задачи, стоящие перед ГПС МЧС России. Привитие обучаемым уважительного уважения к старшим по званию (преподавателю), к выполнению требований общевоинских уставов; умения слушать и конспектировать текст лекции.

II. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие и признаки современного государства. 2. Государство переходного типа. 3. Понятие функций государства и критерии их классификации. 4. Основные внутренние функции государства. 5. Основные внешние функции государства.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ              

III. Литература

Основная

1.Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 3-изд., перераб. и доп.М.: ЭКСМО, 2008 .

2.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2007.

3.Ромашов Р.А. Теория государства и права: тематический словарь. СПб.: Фонд «Университет», 2005 .

4.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интерстиль: М: Омега - Л, 2006.

Дополнительная

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2003.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Новый Юрист. 1998.

3. Григонис Э.П. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. СПб.: МИЭП. 2004.

4.Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»».1999.

5. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: учебник. Барнаул: «Алтайский полиграфический комбинат». 2007.

6. Теория государства и права: лекции / И.В. Упоров, О.В. Старков, Л.П. Рассказов. М.: Экзамен. 2007.

IY. Учебно-материальное обеспечение

1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

Y. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет название темы № 5 «Современное государство: признаки, задачи и функции».

Одной из главных организующих сил человеческого общества в XXI веке является институт государства. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбу общества.

Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие и признаки современного государства.

2. Государство переходного типа.

3. Понятие функций государства и критерии их классификации.

4. Основные внутренние функции государства.

5. Основные внешние функции государства.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов

Понятие и признаки современного государства

В современной научной и учебной литературе можно встретить следующие подходы к определению государства:

Хропанюк В.Н.: Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом.

Алексеев С.С.: Государство– это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населений всей страны.

Современный подход к определению понятия государства с позиций Венгерова А.Б.: Государство –это взятая в комплексе политически властная, структурная, территориальная организация общества, имеющая социальное назначении, прежде всего, выражать и защищать общесоциальные цели и интересы, функционировать и развивать на правовой основе, использовать в необходимых случаях принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления государственной власти и укрепления правопорядка.

Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизи­руются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института, каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровный или предпо­лагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на дру­гое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или граж­данство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет.

От негосударственных организаций (профсоюзов, поли­тических партий и др.) государство отличается тем, что оли­цетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединя­ют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Институт гражданства (подданства)

Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровно-родственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства ( в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они приобретают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод как в самом государстве, так и за его пределами.

В отечественной юридической науке и конституционном законодательстве гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».

3. Публичная (политическая, государственная) власть

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, высту­пает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, кото­рая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (го­сударственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (раз­ряде) управителей, из которых комплектуются органы уп­равления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть пред­ставляет собой лишь тень, воображение, пустую абстрак­цию.

Олицетворенная в государственных органах и учрежде­ниях, публичная власть становится государственной влас­тью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государ­ственное принуждение, насилие. Решающая роль в реали­зации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрь­мам и т.п.).

Таким образом, государство является особой организацией политической власти.

Наши рекомендации