Этапы развития политических конфликтов и способы их предотвращения, урегулирования и разрешения
Политология различает этапы конфликтов, способы предотвращения урегулирования и возникновения конфликтов. Любой конфликт требует урегулирования. Существуют разные способы урегулирования конфликтов.
Технологии урегулирования конфликтов опираются на решение нескольких задач:
- воспрепятствует возникновению или разрастанию конфликта
- вывести все теневые и неявные конфликты в открытую форму, для того чтобы уменьшить неконтролируемый процесс
- минимизировать степень социального возбуждения (чтобы не было широких социальных потрясений)
Для выработки технологии контроля конфликтов выделяют три этапа развития конфликта:
1) возникновение конфликта (на этом этапе необходимо выявить причины конфликта). При этом надо различать причины от повода конфликта. Важно при определении причин конфликта определить предмет спора, что лежит в основе конфликта. Всегда власть старается локализировать конфликт.
На этом этапе стороны могут выбрать одну или несколько моделей поведения:
- игнорировать конфликт, дать возможность ему тлеть, спокойно развиваться
- избегать чёткой публичной оценки его природы, стараться понравится различным слоям населения
- активно участвовать в урегулировании конфликта. Необходимо прорабатывать различные сценарии развития конфликта, очертить конкретную проблематику, которая есть в основе этого конфликта, установить нормы и правила поведения. Но главное заключается в том, чтобы чётко определить, о чём идёт спор в этом конфликте и стремиться разрешить этот конфликт.
2) развитие конфликта (нужно опираться на широкий круг информации (то, что нравится), откидывать то, что не нравится.
Изучение широкого круга информации предполагает:
- проникновение в тактику противоборствующей стороны.
- понять, чего же хочет противник, какова его тактика.
- надо стараться поддерживать диалог. Но поддержка диалога не исключает силового воздействия. Необходимо информировать различные стороны о сущности конфликта, но для этого нужно располагать знаниями и ресурсами.
В ходе этапа развития конфликта выделяют 3 типа взаимоотношения сторон:
- конкурентный (предполагает постоянное воспроизведение оппозиционных отношений друг к другу. Всё равно ты враг, ты действуешь в своих интересах)
- индивидуалистский (характерен для каждой стороны, стремление каждой стороны получить преимущество)
- кооперативный (предполагает поиск точек соприкосновения конфликта, совместный поиск выхода из конфликта, совместное решение противоречий)
3) окончание конфликта
Достигается двумя способами:
- достижение примирения сторон
- откровенная непримиримость сторон
Конфликт может являться неразрешённым, и тогда возникает положение, которое ведёт не к окончанию конфликта, а к возвращению к первоначальному этапу (возникновение конфликта, его развитие и т.д.). Поэтому примирение участников конфликта может нести характер полного или частичного урегулирования.
Можно выделить два пути урегулирования сторон:
- путь мирного урегулирования )вскрытие сущность конфликта,
- анализ конфликта (выявление его причин)
- поиски путей и способов разрешения конфликта либо снижения его остроты
- активные действия по устранению (ослаблению) источника конфликта либо примирению сторон
Есть урегулирование конфликта на основе принуждения.
Примирение на основе принуждения:
- явное превосходство одной стороны по силам и ресурсам на другой.
- изоляция одной стороны конфликта, понижение его статуса
- уничтожение, тотальное истребления противника
Правила переговоров конфликтующих сторон:
- отделение существующих проблем от субъективной заинтересованности конфликтующих сторон
- акцент в переговорах на реальные противоречия
- учёт объективных критериев в оценке соотношения сил
- поиск взаимных уступок
- выработка нескольких вариантов решений (не только поиск взаимных уступок, но и конкретные варианты решений конфликтов)
По окончании конфликтов важно предоставить общественности результаты переговоров. Обязательно, чтобы общественность знала, чем закончился тот или иной конфликт, и закончился ли он вообще.