Системный подход к исследованиям в области
Управления
В целом системный подход обеспечивает управленцу возможность ставить и решать, по крайней мере, два больших класса задач:
– расширять и уточнять собственные представления о механизме взаимодействия подсистем в системе; изучать и, возможно, открывать новые её свойства;
– повышать эффективность функционирования системы по критериям и в направлении решения стратегически важных задач.
Если переводить содержание этих задач в практическую плоскость, то обе они реализуются в совокупность организационно-методических и технологических процедур сбора, агрегирования, обработки и анализа содержания информации о состоянии исследуемых объектов и процессов.
Предприятие в рамках системного подхода рассматривается как сложная целостная социально-экономическая система — совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:
– производство;
– маркетинг и сбыт;
– финансы;
– информация;
– персонал, человеческие ресурсы — обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой — она превращает набор вкладываемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.
Теория систем была разработана Людвигом фон Берталанфи в двадцатом веке. Основными понятиями и характеристиками общей теории систем являются:
1. Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.
2. Границы системы — это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды.
3. Синергия — это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.
4. Вход — Преобразование — Выход. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», то есть товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», то есть исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
5. Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни: возникновение → становление → функционирование → кризис → крах.
6. Системообразующий элемент — элемент системы (человек).
Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить пути наиболее эффективного достижения общих целей. Системный подход к управлению исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия подразделений, составляющих операционную систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем. Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления.
Система в целом погружена в среду и взаимодействует с ней. Для обеспечения своего функционирования система заимствует из внешней среды ресурсы, на которые налагаются определенные ограничения.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Можно выделить следующие общие ограничения:
- ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов);
- кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт);
- финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам);
- ограничения научно-технического прогресса (потребность в еще не разработанной технологии);
- рыночные ограничения (жесткая конкуренция);
- правовые и морально-этические ограничения (законы и нравственно-этические нормы поведения);
- ограничения полномочий.
Как правило, для крупных организаций существует меньше ограничений, чем для малых или одолеваемых множеством трудностей.
Кроме ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, то есть должна быть определена мера сравнения альтернатив. Такими критериями при заключении договора с производственным предприятием могут быть: качество продукции, оптовая цена, сроки исполнения заказа, имидж предприятия, дополнительные услуги.
Весьма важно также учитывать приоритет критерия, так как от этого также зависит выбор решения.
Информация о новых ситуациях, складывающихся в окружающей среде и на объекте управления, по каналам обратной связи вновь поступает в управляющую систему, и контур управления замыкается. Для своего функционирования система заимствует выделенные для этой цели ресурсы из ресурсной среды. Информация о внешней среде и объекте управления, поступающая в систему управления от информационной системы, вследствие ее (информационной системы) ограниченных возможностей может быть не полностью адекватной реальным ситуациям. Вследствие этого к информационным системам, входящим в состав крупномасштабных систем, предъявляются особые требования в части достоверности и своевременности представления информации системе управления. Системе управления для реализации своих функций необходим высокий уровень интеллектуализации.
Таким образом, управление является сложным процессом, имеющим экономический, функциональный, организационный и социальный аспекты. Раскрыть сущность этих аспектов помогает изучение логических основ системного подхода.