Ii. право международных организаций 15 страница
<730> Frowein. Die Herausbildung Verfassungsprinzipien, FS Maihofer, 1988, 149ff; E. Klein. Der Verfassungsstaat als Glied einer Gemeinschaft, VVDStRL 50 (1991) 56 (76f). Хартия ЕС об основных правах, которая в качестве части II Договора об учреждении Конституции для Европы должна приобрести юридическую обязательность, также признает защиту основных прав ЕКПЧ в качестве "минимального стандарта" (абз. 3 ст. II-112).
244. Статья 3 Устава обязывает государства-члены соблюдать указанный стандарт. Верховенство закона (принцип правового государства) и признание прав человека считаются условиями членства в Совете Европы <731>. Уже по этим соображениям восточноевропейские страны не могли стать членами Совета прежде, чем приступили к политическим преобразованиям в 1989 - 1990 гг. После этого многие государства Восточной Европы вступили в члены Совета <732>. Вступление в Совет Европы является подготовительным этапом к присоединению к Европейскому Союзу. Такое развитие событий ставит Совет Европы перед дилеммой. С одной стороны, очевидно, что многие из этих стран нельзя пока назвать развитыми правовыми государствами, отвечающими стандартам соблюдения прав человека <733>. Принятие указанных государств в Совет Европы связано с риском снижения планки требований к членам, что, в свою очередь, может привести к образованию "расщепленного" права <734>. С другой стороны, актуальный опыт показывает, что вступление в Совет Европы играет для новых государств роль стимула в принятии обязательства по скорейшему подписанию Европейской конвенции по правам человека. Таким образом, увеличиваются шансы политического влияния на эти государства в области прав человека и сокращаются возможности возврата к тоталитарному режиму. Одновременно Совет Европы может совершенствоваться как общеевропейская организация. Политическое давление в пользу принятия этих государств, особенно России <735>, оказывали не только кандидаты на вступление, но и авторитетные члены Совета, прежде всего ФРГ, стремившиеся создать эффект стабилизации в Европе. Превратится ли это ожидание в реальность, пока неизвестно.
--------------------------------
<731> См.: ст. 4 (присоединение) и ст. 8 (исключение). На этом настаивает Парламентская Ассамблея, мнение которой по поводу приглашения к вступлению в настоящее время не остается без внимания.
<732> Flauss. Les conditions d'admission des pays d'Europe centrale et Orientale au sein du Conseil de l'Europe, EJIL 5 (1994) 401ff; . Admission to Membership of the Council of Europe and Legаl Significance of Commitments Entered into by New Member States, 60 (2000) 605ff.
<733> См., например: доклады Bernhardt/Ermacora/Weitzel/Trechsel о "зрелости" России для вступления в Совет Европы (HRLJ 1994, 250ff). В апреле 2000 г. Парламентская Ассамблея лишила Россию права участия по причине ее действий в Чеченском конфликте (1999 - 2000 гг.), восстановив его в январе 2001 г.
<734> См.: Hagedorn. Gleiche Ost und West? Die Staaten Ost- und Mitteleuropas vor dem EGMR unter besonderer des Art 5 EMRK, 2004.
<735> Россия стала полноправным членом Совета Европы 28 февраля 1996 г.
245. Совет Европы реализует свои цели путем рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений и проведением совместных действий (п. "b" ст. 1 Устава). Инструментарий, применяемый для выполнения задач на межправительственном уровне, действует в рамках классических процедур международного сотрудничества. Цели Совета Европы пока не достигнуты, если сравнивать их с первоначальными планами основателей. Однако Совет создал надежные правовые основы для разностороннего практического сотрудничества европейских стран, и в течение последних 50 лет он внес значительный вклад в дело сохранения мира и стабильности в этом регионе <736>.
--------------------------------
<736> E. Klein. 50 Jahre Europarat, AVR 39 (2001) 121ff.