Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля (извлечение)
«Повесть временных лет» – летописный свод, составленный около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича.
Начало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.
В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви…
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. … И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. …И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев…
Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. … Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет. … Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.
Литература Древней Руси. Хрестоматия / сост. Л.А. Дмитриев; под ред. Д.С. Лихачева. – Москва: Высшая школа, 1990. – С. 30-31.
«РУССКАЯ ПРАВДА» (извлечение)
«Русская правда» - сборник законов и правовых норм, действовавших в Древнерусском государстве на протяжении XI-XII вв. В последующие годы был дополнен новыми статьями, известными под названием «Правда Ярославичей»
1. Если человек убьет человека, то мстит брат за убийство брата, сына отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого…
2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов побоев, то пусть придут свидетели; если же не может привести свидетелей, то делу конец…
3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то платить 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.
4. Если кто-либо ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то платить 12 гривен вознаграждения потерпевшему.
5. Если же кто-либо ударит мечом по руке и отвалится рука или отсохнет, то платить 40 гривен.
6. Если нога останется, цела, но если начнет хромать, тогда пусть смиряют виноватого домочадцы раненого.
7. Если же кто отсечет кому-либо какой-нибудь палец, то платить 3 гривны вознаграждения потерпевшему.
8. А за выдернутый ус платить 12 гривен, а за клок бороды - 12 гривен.
9. Если же кто обнажит меч, но не ударит им, то он положит гривну.
10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе, то платить 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если побитый будет варяг или колбяг, то пусть сам идет к присяге.
11. Если же челядин скроется у варяга или колбяга, а его в течение трех дней не вернут прежнему господину, то, опознав его на третий день, ему (т.е. прежнему господину) взять своего челядина, а укрывателю платить 3 гривны вознаграждения потерпевшему.
12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.
13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а хозяин опознает их в своем миру, то пусть он возьмет свое, а вору платить 3 гривны вознаграждения потерпевшему.
14. Если кто опознает свою вещь у кого-либо, то нельзя ему ее взять, говоря при этом «мое»; но пусть скажет «пойди на свод выясним, где взял ее»; если тот не пойдет, то пусть выставит поручника, что явится на свод не позднее пяти дней.
15. Если где-нибудь кто взыщет с кого-либо остальное, а, тот начнет запираться, то идти ему с ответчиком на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал предмет иска, то за искомую вещь следует заплатить ему (т.е. потерпевшему) деньгами и сверх того 3 гривны вознаграждения потерпевшему.
16. Если кто, опознав своего пропавшего челядина, захочет его взять, то отвести его к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму перекупщику, и когда дойдут до третьего, то пусть скажут ему: «ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».
17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть побьет его.
18. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду и захочет их оставить у себя, то хозяину получить за это компенсацию деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается сломанное возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько хозяин дал при покупке этой вещи.
Памятники истории русского права. – Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1952. – Вып. 1. – С. 81-85.