Сыма Цянь. Исторические записки

Сыма Цянь (145(?)-86(?) до н.э.) - историк, литератор, мыслитель. В двадцатилетнем возрасте начал путешествовать по стране для сбора исторических сведений и изучения народных обычаев. В 108 до н.э. получил должность придворного историографа и получил доступ к императорским архивам. Также занимал должность главного секретаря государственной канцелярии и написал первое в Китае историко-биографическое произведение, получившее впоследствии название «Исторические записки».

Первый император Цинь Ши-хуанди был сыном циньского Чжуан-сян-вана. Чжуан-сян-ван, в бытность его циньским заложником в Чжао, увидел наложницу Люй Бу-вэя. Она ему приглянулась, и он взял ее в жены. Она родила Ши-хуана. Поскольку Ши-хуан родился в Ханьдане в первой луне на сорок восьмом году правления циньского Чжао-сян-вана (259 г.), при рождении его назвали Чжэн (“первый”), относя к роду Чжао. Ему исполнилось тринадцать лет, когда умер Чжуан-сян-ван, и Чжэн стал у власти, сделавшись правителем Цинь…

На двадцать шестом году правления (циньского вана Чжэна — 221 г.) правитель княжества Ци Цзянь вместе с первым советником Хоу Шэном поднял войска, чтобы защитить свои западные пределы, и перестал сноситься с Цинь. Правитель Цинь послал туда военачальника Ван Бэня, который, следуя через юг княжества Янь, напал на Ци и взял в плен циского вана Цзяня.

Так Цинь впервые объединило Поднебесную. Циньский ван отдал первым советникам и цензорам приказ, который гласил: “…Я со своими слабыми силами смог поднять войска и покарать жестоких и мятежных, только опираясь на помощь духов своих предков, так правители шести княжеств понесли наказание за свои преступления, а Поднебесная оказалась полностью умиротворенной. Ныне, если не изменить титул правителя, нечем будет оценить достигнутые успехи и передать о них потомкам. Обсудите, каким быть титулу императора!”.

Первый советник Ван Гуань, главный цензор Фэн Цзе и глава судебного приказа Ли Сы сказали: “…Мы, ваши слуги, смиренно советовались с учеными мужами, которые сказали: “В древности господствовали Небесный властитель – Тянь-хуан, Властитель земли – Ди-хуан и Великий властитель – Тай-хуан, наиболее почитаемым был Тай-хуан”. Мы, ваши слуги, не страшась смерти, осмеливаемся предложить вам, государь, почетный титул, чтобы вы, ван, именовались Великим властителем – Тай-хуаном. Ваши приказы следует именовать чжи – “повелениями”, а указы именовать чжао – “эдиктами”. Вы, Сын Неба, будете называть себя Чжэнь – “Мы””.

Ван сказал: “Уберите слово тай – “Великий” и оставьте слово хуан – “властитель”, прибавьте к нему ди – самый древний титул правителей — “император”, и пусть мой титул будет хуанди – “Властитель-император”. Остальное да будет, как вы предлагаете”. Повеление гласило: “Быть по сему!”…

Каждый раз, когда Цинь сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский ван приказывал зарисовать устройство его дворца и строить подобный же дворец на возвышенности к северу от Сяньяна, так, чтобы дворец этот был обращен к югу – к реке Вэй. Поэтому от Юнмэня на восток вплоть до рек Цзиншуй и Вэйшуй всюду высились дворцы и дома, соединенные переходами поверху и понизу и огороженными дорогами. Он заполнил дворцы красавицами, наполнил палаты колоколами и барабанами, захваченными у князей…

Первый советник Ли Сы сказал: «В другие времена, когда владетельные князья боролись друг с другом, они щедро зазывали к себе бродячих ученых. Ныне Поднебесная уже устроена, законы и указы исходят от одного лица, байсины поддерживают порядок в семьях и отдают силы земледелию и ремеслу, служилые изучают и применяют законы и указы и избегают запрещенного. А вот нынешние ученые мужи не учатся у современности, изучают лишь древность, чтобы поносить наш век и вносить сомнения и сеять смуты среди черноголовых… В то время ученые в речах все восхваляли древность с целью опорочить современность; они прикрывались лживыми словами, чтобы запутать существующее, ценя лишь свои учения, они отрицали все, что было создано государями… Входя во дворец они осуждают все в своем сердце, а выйдя из дворца, занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью, использование других учений почитают за высокую заслугу; собирая вокруг себя низких людей, они сеют среди них клевету. Если подобное не запретить, то наверху ослабеет положение правителя, а внизу образуются группы и партии. Самое лучшее — запретить это!

Я предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме циньских анналов; все в Поднебесной, за исключением лиц, занимающих должности ученых при дворе, кто осмеливается хранить у себя Ши цзин, Шу цзин и сочинения ученых ста школ, должны явиться к начальнику области или командующему войсками области, чтобы там свалить эти книги в кучу и сжечь их. Всех, кто после этого осмелится толковать о Ши цзине и Шу цзине, подвергнуть публичной казни на площади; всех, кто на примерах древности будет порицать современность, подвергнуть казни вместе с их родом; чиновников, знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Тех, кто за тридцать дней после издания указа не сожжет эти книги, подвергнуть клеймению и принудительным работам на постройке крепостных стен. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гаданиям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению деревьев. Кто пожелает изучать законы и указы Цинь пусть берут наставниками чиновников”. В повелении императора говорилось: “Быть по сему”…

Как-то Ши-хуанди был во дворце Ляншань, и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты рассказал первому советнику, и тот после этого сократил число колесниц и всадников. Ши-хуан разгневался и сказал: “Кто-то из окружающих разгласил мои слова”. Учинил допрос, но никто не признался. Тогда Ши-хуан приказал схватить тех, кто находился в тот момент около него, и убить их всех. С этого времени никто не знал, куда направляется и где находится император. Но император слушал все дела, и чиновники узнавали его решения в дворцах Сяньяна…

Хрестоматия по истории Древнего Востока. – Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – С. 370-381.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Наши рекомендации