Ученые записки кафедры психологии СГПУ
О воспитательном значении вузовской лекции
В век массового издания книг, журналов, наличия телевидения, Интернет, появления так называемого «дистантного образования», начали раздаваться голоса, что лекция как форма учебного процесса устарела, лекция не нужна. Нельзя согласиться с данной точкой зрения, так как Лекция – это живое общение старшего (преподавателя) с младшими (студентами), то есть процесс передачи культуры от поколения к поколению, процесс формирования мировоззрения младших, процесс формирования ценностей, морали и нравственности и, что самое главное - убеждений. Книга, Интернет – несомненно отличные средства передачи информации, средства сообщения о новых открытиях в науке и практике. Но Знания можно заучить, потом повторить на экзамене профессору слово в слово, как написано в его учебнике, не веря в написанное. Знания должны переходить в убеждения. В этом и есть суть результативности процесса воспитания молодого поколения. И иного способа, чем «живое» общение, просто нет. Почему ? Ещё В.Г. Белинский говорил, что знания превращаются в убеждения лишь тогда, когда они не только усвоены умом, но проведены через сердце, через всю натуру человека. Каждый человек по собственному примеру знает, что крепко запоминается, хорошо усваивается, переходит в убеждение только та информация, узнавание которой сопровождалось яркими образами, чувственными эмоциями – удивлением, недоверием, радостью, возвышенным или оскорблённым чувством собственного достоинства или патриотизма и т.д. В процессе обучения слагается отношение студента к данной науке. У одних данная наука вызовет ненависть, отвращение, у других – нелюбовь, безразличие, у третьих – интерес, любовь и, наконец, у некоторых – страсть, одержимость. «Ответственность лежит почти исключительно на педагоге, так как, вне всякого сомнения, любой изучаемый слушателем предмет навсегда, на всю жизнь ассоциируется в его сознании с лицом, обучавшим его этому предмету!» (Минаков А.П.)
В истории науки очень мало найдётся людей (типа Софьи Ковалевской или Джордано Бруно), которые обязаны своим научным будущим исключительно книге. Зато практически все большие учёные обязательно вспомнят Учителей (Чаплыгин – Жуковского, Вернадский – Докучаева, Космодемьянский – Минакова и т.д. и т.д.), которые яркой образной речью, подчёркнутой выразительными жестами, мимикой, своим энтузиазмом, своей научной страстностью, оставили в памяти неизгладимые следы, зажгли интерес, привили любовь к своему предмету. Потому что, опять-таки все это почувствовали на себе, что воспоминания о любимых преподавателях, профессорах сохраняются на всю жизнь: мысли, западающие в глубины сознания, делаются, помимо нашего желания, как бы нашим убеждением, нашим «кредо».
Вывод логично и легко формулируется следующим образом: если не будет вербальной лекции, не будет и убеждения, не будет выполнена главная цель процесса воспитания.
Сторонники «дистантного» образования скажут – чем же тогда отличается нудная лекция, которую преподаватель читает (в прямом смысле !) с учебника от простого чтения книги учащимся человеком ? И будут правы. Такая лекция намного хуже книги или компьютера, потому что она несёт не положительные, а отрицательные эмоции: формализм, незаинтересованность и скуку.
Если преподаватель остается холодным и бесстрастным при изложении самых великих и могущественных достижений своей науки, то аудитория, особенно молодая, теряет интерес и любовь к предмету и студенты посещают лекции в дисциплинарном порядке. Но это уже вопрос не о существовании лекции как таковой, а о её качестве.
Бусыгина Т.А.
Дифференциальный алгоритм чтения4
Результатом любого чтения является понимание прочитанного. Понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения.
Чтобы раскрыть этот смысл и понять текст, необходимо:
Ø быть внимательным при чтении,
Ø владеть определенными мыслительными приемами.
Приемы осмысления текста
Интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного абзаца подобную программу не составишь. Для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего, следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста.
Для этого «Школой Быстрого Чтения» О. Андреева был разработан дифференциальный алгоритм чтения.
Дифференциальный алгоритм чтения помогает:
· разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на отдельные смысловые абзацы,
· понять и усвоить текст.