Как понять и усвоить прочитанное?

Как обработать текст?

Как справиться с обработкой все возрастающих пото­ков информации?

Как найти действительно нужное, по­лезное, самое ценное, как отобрать необходимое в лавине по­ступающих сообщений?

 
  Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

Как понять и усвоить прочитанное?

Эту задачу решают алгоритмы чтения:

Ø интегральный,

Ø дифференциальный.

Что дает применение алгоритмов в чтении?

Ø организует процесс чтения,

Ø повышает эффективность чтения.

Интегральный алгоритм чтения

Вы хотите овладеть радикальным средством из­влечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации?

Теперь вам не страшны тексты любого объема и плотности!

Интегральный алгоритм чтения во­оружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов.

Интегральный алгоритм чтения:

Ø создает своеобразный количественный фильтр, защищаю­щий мозг от избыточной информации;

Ø отбирает для последующей обработки значимую в данной ситуации информацию;

Ø дисциплини­рует мышление;

Ø позволяет излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

В наш век информаци­онного взрыва действительно актуальна проблема избыточности текстов.

Анализ этих явлений сделал В. Сухачевский. Он пишет о представлении информации в двух вариантах:

1. Представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания вла­ги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окруж­ность морды лошади".

2. Лошадь пьет из ведра.

Первый пример демонстрирует текст, избыточ­ность которого близка к 100%.

Интегральный алгоритм чтения3

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

 
  Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

Как же работать с Интегральным алгоритмом чтения?

Читая тексты, выделяйте карандашом блоки алгоритма. Такой тренинг приводит к тому, что по окончании чтения необходимые данные сами по себе появляются перед глазами.

Пример

Разметка текста по блокам интегрального алгоритма чтения

Вестник РФО апрель,2004

Математическая формула здоровья

Здорового человека

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Всемирная Организация Здоровья 55 лет тому назад дала следующее определение здоровью – это «состояние полного фи­зического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Для математического описания такого определения научно конкретизируем его: согласно теории А. Маслоу у каждого человека существует несколько базовых потребностей, определяющих его состояние кардинально 4 .

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Таким образом, «всестороннее благополучие» человека заключается в том, что он удовлетворён по всем уровням базовых потребностей. 5

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Мерой «всестороннего благополучия» мы предлагаем выбрать показатель «неудовлетворённость – переудовлетворённость» базовых человеческих потребностей. Степень «недо-пере-удовлетворённости» и является причиной болезней – через выведение организма из своего основного состояния - равновесия (гомеостаза).4 Количественный мера удовлетворения потребностей выглядит следующим образом: есть «необходимость» их удовлетворения и есть «достаточность». Тогда

«Здоровье – это равновесие необходимости и достаточности удовлетворения базовых потребностей человека».3

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru Синтезируя определение понятия «здоровье», мы пришли к выводу, что здоровье - этодиалектическое триединство и является одновременно и средством,и процессом и результатом достижения равновесия в необходимости и достаточности удовлетворения в равной степени физиологических, психических и социальных потребностей человека. 3,6

 
  Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

В результате получилась формула здоровья:

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

знак умножения(•) означает синергизм (совместное действие) взаимовлияния всех трёх видов потребностей; 1 означаетравновесие(частное от отношения)необходимости и достаточности удовлетворения потребностей; { }-системность понятия «здоровье».

где H– здоровье (Health);

Ss -синтез (Synthesis);

n-потребности (need): Ph -физиологические (Physiological); Y

-психологические (Psychological); Soc -социальные (Social);

Nec – необходимость (Necessity);Suff -достаточность (Sufficiency) 4

Бусыгин А.Г. 1

Практикум

Упражнение

Инструкция: разметьте предлагаемый текст по блокам интегрального алгоритма чтения.

Бусыгина Т.А.

Приемы осмысления текста

Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

Интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного абзаца подобную программу не составишь. Для активиза­ции чтения нужно заранее знать, что прежде всего, следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста.

Для это­го «Школой Быстрого Чтения» О. Андреева был разработан дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения помогает:

· разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на отдельные смысловые абзацы,

· понять и усвоить текст.

Пример

Цели:

§ по­казать мозгу, как правильно надо понимать текст,

§ овладеть навыком видения, выделения главных, важных мыслей.

Дисциплина «Экология»

Шилов И.А. Экология: учеб. Для биол. и мед. В

узов.-2-е изд., испр.-М.:Высш.шк., 2000.-512с. :ил-С. 454

Загрязнение биосферы

«…Промышленная деятельность человека приводит к загрязнению почв. Основные компоненты такого загрязнения—промышленные и бытовые отбросы, отходы строительства, зола тепловых электростанций, выбросы пустой породы в местах разработки полезных ископаемых и т.п. Эти загрязнения не только скрывают под собой плодородный слой почвы, но и содержат ряд химических элементов, которые в больших количествах токсичны для растений и микроорганизмов: сера, молибден, медь, кадмий, цинк, мышьяк, алюминий, фтор и др.

При геолого-разведочных работахсоставные части промывочных жидкостей, используемых при бурении, а также дизельное топливо, битум засоряют почвы и ведут к их засолению. В большинстве случаев это приводит к локальной гибели растительности.

Почвенное загрязнение снижает площади земель, пригодных для сельскохозяйственного, рекреационного и других рациональных форм использования. Кроме того, попадая из почвы в грунтовые воды, загрязнители проникают в водную среду….»

В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Поря­док обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в таблице ниже.

Абзац
Ключевые слова Промышленная деятельность, загрязнение почв, промышленные, бытовые отбросы, строительные отходы, зола, выбросы пустой породы, скрывают плодородный слой, химические элементы, токсичные. Геолого-разведовательные работы, составные промывочных жидкостей, дизельное топливо, засоление почвы, гибель растительности. Загрязнение, снижение площади с/х использо-вания, грунтовые воды.
Смысловые ряды Загрязняющие почву отходы скрывают ее плодородный слой и содержат токсичные химические элементы. Отбросы геолого-разведовательных работ ведут к засолению почвы и уничтожению растительности. Загрязнение почвы воздействует на сокращение площади с/х угодий и качество грунтовых вод.  
Доминанта Отходы промышленной деятельности приводят к загрязнению, засолению почвы, гибели растений, сокращению с/х земель и снижению качества грунтовых вод.

Пример

Цели:

§ проведение разметки текста по блокам ДАЧ,

§ осо­знать, как происходит процесс понимания смысла текста,

§ осмысление текста.

Дисциплина «История политико-правовых учений»

«История политических и правовых учений»
под ред. Нерсесянца. Учебник для вузов. –М., 1995-С.76

Практикум

Упражнение

Инструкция:

1. В предлагаемом тексте сделайте гра­фическую разметку каждого абзаца в соответствии с алго­ритмом.

2. Выделите ключевые слова, смысловые ряды, доминанту.

3. Затем прочитайте размеченный текст.

Дисциплина «Философия»

Бердяев Н.А. О назначении человека.-М.,1993

«О назначении русского народа»

«…Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России.

Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия. Но осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального разума и национальной воли.

Русский народ вступает в новый период своего исторического существования, он переходит к форме государственности, именуемой демократией. Демократия же основана на самоуправлении народа, на высоких качествах народного характера. Народ, в котором обнаружится рабский дух, который не захочет управлять собой и будет склонен к насилиям, такой народ не способен к демократии, не созрел до нее.

Народ достоин гражданской зрелости, когда он научается управлять собой. Свобода и есть, прежде всего, способность к самоуправлению. Управлять другими, управлять целой страной могут лишь те, которые научились управлять собой, своими мыслями и чувствами, своей собственной стихией. Лишь те могут установить порядок в стране, которые установили порядок внутри себя, привели в порядок собственную волю и направили ее к высшей цели.

Такой целью может быть лишь благо целого, благо России, благо всего народа, подъем народа до более высокой жизни в правде и истине. Свобода не означает произвола, не означает, что каждый может делать, что ему в голову взбредет,- свобода предполагает уважение ко всякой человеческой личности, признание ее неотъемлемых прав, бережное отношение к собственной и чужой человеческой душе. Те, у кого анархия внутри, анархия в мыслях, воле и чувствах, ничего, кроме анархии, не могут создать в стране, в государстве, в жизни всего народа. Тогда часть восстает на целое, каждое стремится к своим частным, личным или групповым интересам, не считаясь с интересами России, с благом всего русского народа. Свобода невозможна без дисциплины, без самообуздания и самоограничения, без подчинения себя той истине, которая и делает человека свободным

Русского человека слишком легко заедает «среда», он сильно подвержен эмоциональным реакциям на все внешнее. России нужна, прежде всего, радикальная моральная реформа, возрождение самих истоков жизни…»

Вопросы:

1. Какие задачи решает интегральный алгоритм чтения (ИАЧ)?

2. Информацию какого характера мы получим, обработав текст с помощью интегрального алгоритма чтения?

3. Для чего необходимо обрабатывать текст с помощью Дифференциального алгоритма чтения?

4. Какие приемы осмысления текста вы можете назвать

5. Если вам необходимо понять и усвоить текст с помощью ДАЧ, что вы будете выделять в тексте и в какой последовательности?

6. Чем различается ИАЧ иДАЧ?

7. Можно ли обрабатывать один текст двумя способами?

Литература:

1. Андреев О.А.Учимся читать быстро: Первая ступень обучения: Программа «Доминанта»/О.А.Андреев.—Мн.: Университетское, 2002.-206с.

2. Михайлов С. Скорочтение—шаманство над книгой.—Спб.: Питер, 2003.—160с.

3. Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.: Питер, 2003. – 128с.

3 Способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения Андреева О.А. (Патент РФ № 2113730)

4 Способ развития навыков дифференциально-алгоритмического чтения Андреева О.А. (Патент РФ

№ 2113731)

Как обработать текст?

Как справиться с обработкой все возрастающих пото­ков информации?

Как найти действительно нужное, по­лезное, самое ценное, как отобрать необходимое в лавине по­ступающих сообщений?

 
  Как понять и усвоить прочитанное? - student2.ru

Как понять и усвоить прочитанное?

Эту задачу решают алгоритмы чтения:

Ø интегральный,

Ø дифференциальный.

Наши рекомендации