Лекция 8. Российский ТЭК в условия изменения мировых энергетических рынков

Российский ТЭК занимает лидирующие позиции в мировой энергетике:

- нефтяная и газовая отрасли – вторые по показателям добычи;

- электроэнергетика – пятая;

- угольная промышленность – шестая.

Топливно-энергетический комплекс является одной из основ российской экономики, формирует 27% валового внутреннего продукта страны, 53% доходов бюджета, создает огромное количество рабочих мест, несет значительную социальную нагрузку. При этом отдельные объективные показатели энергетики замедляют развитие российской экономики, например, по данным международных исследований энергоёмкость российской экономики более, чем в два раза превышает средние показатели энергоёмкости ВВП стран-участниц Международного Энергетического Агентства (МЭА).

Согласно глубоко укоренённым представлениям российский ТЭК представляет собой локомотив развития инновационного сектора российской экономики, ускоряя ее рост, способствуя повышению глобальной конкурентоспособности страны.

Лекция 8. Российский ТЭК в условия изменения мировых энергетических рынков - student2.ru

Предполагается переход от экспортно-сырьевогок ресурсно-инновационному развитию экономики.

Появления новых и актуализация существующих внутренних и внешних угроз энергетической безопасности России требуют чёткого представления энергетических интересов России на мировых рынках:

• Рынки жидких топлив (нефтепродукты, биотоплива и синтетические топлива)

• Рынки природного газа

• Рынки угля

• Рынки атомной энергетики

• Рынок ВИЭ

При этом структура факторов ценообразования только на мировых нефтяных рынках представляет собой достаточно запутанную картину (см. таблицу):

Лекция 8. Российский ТЭК в условия изменения мировых энергетических рынков - student2.ru

При этом экспертного сообщество экономистов по поводу ценообразования на нефть разделилось на два дискутирующих лагеря

— Мнение 1: Цены по-прежнему определяются фундаментальными взаимосвязями спроса и предложения на нефтяном рынке (фундаментальными факторами)

— Мнение 2: Цены на нефть уже не зависят напрямую от фундаментальных факторов. Их определяет колебания фьючерсного рынка, количество открытых позиций и т.д.

Международные перспективы энергетики России

В долгосрочной перспективе на смену позиции глобального «донора», удовлетворяющего потребности мировой экономики ценой высоких инвестиций в экспортно-ориентированные мощности и эксплуатации собственных природных ресурсов, должна прийти позиция «опоры» для развития собственной экономики и обеспечения ее энергетической безопасности.

Вот почему роль экспорта энергоресурсов в российском топливно-энергетическом комплексе не должна увеличиваться, а в долгосрочной перспективе необходимо ее снижение.

Одной из ключевых тенденций развития российского топливно-энергетического комплекса должно стать постоянное расширение номенклатуры экспорта энергетической продукции. Предполагается увеличение доли поставок продукции с высокой добавленной стоимостью.

Важной задачей является расширение доли газа, экспортируемого в виде СПГ, что позволяет охватить новых покупателей и диверсифицировать направления поставок.

Ещё одной стратегической задачей является увеличение поставок продукции глубокой переработки нефти, газа и угля, а также нефте- и газохимии.

Региональное измерение внешней энергетической политики России

Курс на Восток

В долгосрочной перспективе продолжится дальнейшая диверсификация направлений экспорта российских энергоресурсов на восток. Таким образом, два крупнейших мировых региона-импортера энергоресурсов – Европа и Азия – будут основными целевыми рынками для российского экспорта энергоресурсов.

Важным рынком для российских поставок останутся страны ближнего зарубежья, особенно государства, вовлеченные в процесс формирования Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).

Вероятный сценарий – существенное наращивание общего объема экспорта российских энергоресурсов в страны Азии, на фоне стабилизации или снижения поставок в Европу и страны ближнего зарубежья в связи с объективными ограничениями спроса на углеводороды в этих регионах.

Предусматривается более глубокая интеграция электроэнергетических систем на территории Евразии (Сибири, центральной и Южной Азии) с возможным развитием энергетических связей в направлении Север-Юг.

Экспорт электроэнергии и продукции ее использования (водорода, получаемого в результате электролиза воды за счет свободных мощностей ГЭС и ПЭС Дальнего Востока) должен существенно возрасти и в восточных регионах страны.

Европейские перспективы

Россия выступает также за развитие взаимовыгодного энергетического сотрудничества с Евросоюзом в целях создания единого энергетического пространства Европы на основе строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств. Перспективной задачей является построение единого рынка с Евросоюзом. Нельзя, однако, не отметить, что геополитическое несовпадение, а порой и расхождение интересов и целей России и Евросоюза в последние годы усилилось. Взаимное недопонимание, понижение уровня доверия и неоднозначные оценки политических ситуаций все больше сказываются на энергетических отношениях между двумя традиционными партнёрами. В результате энергетическое сотрудничество превратилось в зону постоянного напряжения.

Одним из знаковых объектов противостояния стал Третий Энергопакет реформ ЕС в области газа и электроэнергии, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направленый на либерализацию рынка электроэнергии и газа.

Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию.

Кроме того, Третий Энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения призваны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза.

Россия выступает против этих решений, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить ОАО «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. «Газпром» также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.

Требования, изложенные в Третьем Энергопакете, обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей трубопроводной инфраструктуре третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Если таковых нет, часть газотранспортных мощностей все равно должна оставаться в резерве. Россия оценивает внедрение положений Третьего Энергопакета как фактор снижения рентабельности общих с Европой энергопроектов. На данный момент до сих пор продолжаются консультации об оптимизации положения Энергетической реформы ЕС.

Энергодиалог Россия – США

В 1990- гг. – начале 2000-х гг. считалось, что США в обозримой перспективе будут оставаться крупнейшим импортёром энергоресурсов. США активно искали внешних партнёров в энергетической сфере. Россия – один из основных партнёров. РФ нуждалась в американских технологиях, инвестициях, опыте менеджмента, а США – в российских энергоресурсах, особенно в нефти и газе, и российских рынках сбыта продукции американских производителей.

Сотрудничество стремительно развивалось. В 1990-е гг. американские компании принимали самое активное участие в реализации крупных инвестиционных нефтегазовых проектов на территории России («Сахалин-1», «Сахалин-2», КТК и др.) Американское правительство оказывало этим проектам всяческую политическую поддержку и считало их приоритетными. Непосредственно продвижением этих проектов занималась Комиссия Гор-Черномырдин.

В мае 2001 г. состоялся саммит президентов США и Российской Федерации, одним из результатов которого стала инициатива формирования Энергетического диалога РФ ‒ США, который был призван содействовать коммерческому сотрудничеству в энергетическом секторе, увеличивая взаимодействие между соответствующими компаниями двух стран в области разведки, производства, переработки, транспортировки и сбыта энергоносителей, а также в реализации совместных проектов.

Приоритетным направлением внешней политики США должно стать развитие российско-американского энергетического сотрудничества, поскольку таким образом США могут «уберечь себя от рисков неопределённости поставок энергоносителей и ненужной зависимости».

Однако технологическое развитие США и новые экономические реалии кардинально изменили ситуацию.

«Сланцевая революция» и финансовые «пузыри надутые» на мировых энергетических рынках фактически свернули российско-американского энергетического диалога. Со сменой своих приоритетов США отодвинули энергетическое партнерство с Россией на задний план.

Более того, кратное сокращение энергетических связей с Россией стало дополнительным фактором, подталкивающим правящую элиту США к обострению отношений по всем возможным направлениям.

Наши рекомендации