В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVII в.

Французский Ренессанс был глубоко органичным явлением, он опирался на достижения средневековой культуры и подготовил последующий классицизм во Франции. Античное наследие, по-новому освоенное Ренессансом, никогда не было чуждо Франции: романизированный Юг страны способствовал проникновению античного начала в ее культуру. Специфика французского, как и всего Северного Возрождения, заключалась в синтезе национальной и итальянской традиций, отразившем новый этап осмысления мира и человека в нем. Особенности социально-экономического развития Франции, слабость зарождающегося капиталистического уклада и буржуазии, усиление власти государства и складывание абсолютизма нашли выражение в культуре эпохи Ренессанса: отсюда ее придворно-дворянский характер, преобладание политико-этических идей, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм.

Предренессансные тенденции в культуре Франции отмечаются на рубеже XIV—XV вв. Авиньонское пленение пап обеспечило Франции широкие контакты с итальянской культурой. Пребывание Петрарки во Франции способствовало утверждению культа античной и итальянской культуры. Центром распространения новых идей стал Наваррский коллеж. В литературе элементы рационализма ярко проявились в «Романе о Розе», ставшем предметом культа первых французских гуманистов, а спор вокруг романа в начале XV в. превратился в общественную полемику о новых путях развития культуры.

Во Франции Ренессанс имел внутренние стимулы и корни, но Италия ускорила процесс создания новой культуры, и Франция прошла все этапы ее развития всего за сто лет, с конца XV до конца XVI в.

Первый этап — раннее Возрождение — с 70-х годов XV в. до 20-х годов XVI в. В это время Париж становится одним из центров гуманизма в Европе. Распространение книгопечатания, гуманистического образования и новых идей происходит через создание локальных гуманистических сообществ, близких к итальянским академиям. Главным среди них стал коллеж Монтегю, связанный с иностранными землячествами. Итальянские походы (1494—1559) открыли Франции внешнее великолепие итальянской культуры. Двор и аристократия Франции охотно перенимали этот наружный лоск, создав моду на все итальянское: начался вывоз из Италии произведений искусства, приглашение ученых, мастеров и художников, среди них Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Французы едут учиться в Италию, а итальянцы приспосабливают свои знания к национальной традиции Франции.

С 20-х годов XVI в. и до конца 50-х годов — период высшего расцвета ренессансной культуры во Франции. Создается свой стиль в искусстве (школа Фонтенбло), строятся замки и городские дворцы, развивается новая система образования, появляется ренессансная литература, наука, философия, парижский диалект становится нормой французского языка. Вместе с тем это время первых шагов Реформации, сопровождавшейся переводом Библии на французский язык, критикой церкви, борьбой за освобождение культуры от монополии авторитетов.

С 1562 по 1598 гг. продолжался последний этап французского Ренессанса. Конфессиональная полемика расколола гуманистов, усиление национализма погребло идею интернациональной «республики ученых». В позднем Ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Но он породил яркую политическую мысль, философию и историческую науку. И сохранил главное — признание человека высшей ценностью в мире, но уже без мечты о его всемогуществе, о гармонии личности и общества. Гуманизм без иллюзий, человек, освободившийся от пут авторитетов, приоритет разума и критические методы познания — таково наследие Ренессанса, завещанное всей последующей культуре Франции.

Новая система образования

Гуманистическая культура пробивала себе дорогу во Франции, как и всюду, прежде всего в области образования. В силу этого в культуре эпохи Ренессанса первостепенную роль играла реформа системы образования, начавшаяся с борьбы со схоластикой, по-прежнему господствовавшей в Парижском университете. Но и в это время его былая слава привлекала сюда искателей истины. К концу XV в. здесь встретились Эразм и основатели первого кружка гуманистов в Сорбонне Гийом Фише и Робер Гаген. Они с 70-х годов издавали и изучали античных и итальянских авторов. Благодаря этому кружку Франция одной из первых среди заальпийских стран познакомилась с учением флорентийских неоплатоников и содействовала его распространению.

Главным деятелем этого периода был Жак Лефевр д’ Этапль (1450/55—1537), которого Лютер сравнивал по образованности и авторитету в мире с Эразмом. Автор трудов по астрономии, математике, греческой философии, космографии и музыке, он способствовал созданию во Франции первых научных школ математики и географии. Все деятели раннего французского Ренессанса учились у него. Ему принадлежат перевод и комментарий с применением новых методов филологической критики «Введения в метафизику» и «Никомаховой этики» Аристотеля. Но главный труд Лефевра посвящен тому, чем было воодушевлено все общество: реформе церкви и духовному возрождению. Двадцать лет жизни (1509—1528) Лефевр отдал переводу Библии на французский язык. Он отстаивал нравственные начала христианства и признавал преобразующую роль просветительства. Задолго до Лютера, в 1512 г., он высказал идею об оправдании верой и объявил Священное Писание единственным источником веры. Но вскоре Лефевр отказался от своих идей, видя губительные последствия раскола церкви. Как многие деятели раннего Ренессанса, он был мечтателем, а не борцом.

Идеи Лефевра нашли воплощение в деятельности его ученика Гийома Бюде (1468—1549). Юрист, теолог, математик, филолог, историк и археолог, Бюде воплощал тип ученого-энциклопедиста. Применив методы филологической критики к своду римских законов (Пандектам), Бюде доказал историчность права, что повлияло на развитие правовой и исторической мысли во Франции. В главном своем труде «Комментарии к греческому языку» (1529) он составил свод сведений о материальной и духовной цивилизации античности, заслужив имя первого эллиниста Европы. Бюде обратился к обществу с гуманистической программой воспитания в трактате «О воспитании государя» (1518), посвященном Франциску I. В основе ее — признание природной добродетели человека и вера в его высокие способности, главная из которых — разум, отличающий его от животных и делающий счастливее всех на земле. Но стать мудрым можно только путем приобретения знаний, поэтому высшую добродетель олицетворяет ученый. В круг знаний Бюде включал античную литературу, философию, историю и риторику. Бюде настаивал на реформе системы образования, на отказе от непогрешимых авторитетов, на пользе изучения древних языков. Он призвал короля вернуть ученому почет и уважение, вспомнить меценатство, без которого не было бы ни Вергилия, ни Горация.

Реформа системы образования осуществилась в созданном по инициативе Бюде около 1530 г. указом Франциска I коллеже трех языков — латинского, греческого, древнееврейского (позднее стал именоваться Коллеж де Франс). Коллеж совершил революцию в образовании: был снят запрет Сорбонны на изучение древних языков, не надо было получать разрешения на преподавание, ученую степень; курсы полностью передавались на усмотрение лектора; обучение было бесплатным и открытым для всех. Самое знаменитое учебное заведение Франции эпохи Ренессанса не имело даже собственного помещения: преподавание велось где придется, часто в домах меценатов. Но в нем царили энтузиазм и ощущение свободы.

Покровительство короны оставалось неизменным, хотя помощь была скупее, чем обещания. К середине XVI в. в коллеже было уже три кафедры греческого языка, две — древнееврейского, три — математики, а также кафедры медицины, философии, латыни. При Генрихе III к ним добавились кафедры хирургии и арабского языка.

Когда в 1534 г. в Париже начались гонения на протестантов, часть преподавателей разъехалась по стране. Так провинциальные коллежи стали местом распространения нового знания. Процесс был подхвачен протестантскими и иезуитскими коллежами. Вопреки религиозному антагонизму этих течений, их педагогическая деятельность опиралась на одну основу — принципы гуманистической педагогики: и те и другие боролись с монополией Сорбонны, стремились к духовному обновлению общества, отводя первостепенную роль в этом процессе просвещению. И протестанты, и иезуиты использовали методы религиозного «Братства общей жизни»: совместное проживание учеников во время учебы, строгая дисциплина и телесные наказания, разделение учеников по классам, а программ — по возрастам, принцип соревновательности, применение оценок и других форм поощрений учеников. Именно они основали в XVI в. большинство коллежей: к 1598 г. протестанты —14; иезуиты — 34. Их коллежи устранили сословные перегородки и допускали к обучению девочек.

В программу входило изучение Библии и древних языков, преподаватель был свободен в выборе античных или современных авторов, важное место занимали сочинения на заданную тему и риторика. Но воздействие этих коллежей снижалось из-за малочисленности протестантов во Франции (6—7 % населения) и враждебности французской церкви как к ним, так и к иезуитам. Главная же причина слабого воздействия этих коллежей на общество в целом заключалась в том, что образование в них использовалось как средство очищения и укрепления веры.

Но Франция к концу XVI в. уже совершила переворот в образовании, освободив его от пут схоластики, от церковного давления. В стране много было сделано для распространения древних языков и наследия античности. Знания и образованность почитались теперь наравне со знатностью и военной доблестью. Рядом с социальной иерархией появилась иерархия дарований и трудов во имя просвещения.

«Гуманизм первопечатных книг»

Первые французские гуманисты по праву называются поколением книгопечатников. Уже в 1470 г. изобретение Гутенберга появилось в Париже: ректор Сорбонны Гийом Фише пригласил трех немецких типографов, чей труд должен был способствовать учебному процессу и религиозной пропаганде. И первая книга, напечатанная в типографии Сорбонны, — «Письма» одного из итальянских гуманистов — рекомендовалась студентам в качестве образца эпистолярного жанра. Наряду с античными и итальянскими авторами во Франции издавались и лучшие произведения французской средневековой литературы, популярные у самой широкой аудитории. Достаточно сказать, что «Роман о Розе», эта Библия поэтов Франции XIV—XV вв., переиздавалась 22 раза (1481—1538).

Гуманистическая направленность книгоиздательского дела заключалась не только в характере издаваемых книг, но и в труде типографа, требовавшем знаний филологии и служившем утверждению новой культуры. Поэтому все первые гуманисты так или иначе были связаны с типографиями. Типограф должен был найти рукописи, сверить несколько текстов, унифицировать грамматику, очистить подлинный текст от позднейших наслоений и ошибок переписчиков.

Эталоном издателей-филологов Франции XVI в. служит знаменитое семейство парижских Этьенов. Родоначальник его Анри Этьен начал издавать книги в 1501 г.; ему принадлежат 120 изданий по философии, математике, астрономии, трудов Лефевра. Его сын Робер I получил гуманистическое образование. В 19 лет он начал редактировать текст Нового Завета и опубликовал его. Покровительство Франциска I сделало его монопольным издателем древнееврейских и латинских книг, а с 1540 г. и греческих. Шрифт, применявшийся в его типографии, был назван королевским. Его издания отличались четкостью оттисков, отсутствием ошибок и низкой ценой. В 1535 г. он публикует свой фундаментальный труд «Thesaurus linguae Latinae» о латинской философии и культуре, ставший отныне основой всех латинских словарей. Кроме того, он составил первый французско-латинский словарь, написал труды по педагогике, латинской и французской грамматике. Его сын, получив блестящее образование, знал греческий, итальянский, испанский, восточные языки. Он собирал греческие рукописи и издал 170 книг, среди которых и свой труд, продолжение труда отца, но в области греческой цивилизации — «Thesaurus Graeciae linguae» (1572).

Типографии быстро распространялись по стране, и вскоре у Парижа появился конкурент — город Лион, чье экономическое развитие и расположение на торговых путях способствовало проникновению новой культуры. Большинство жителей Лиона были иностранцами, в основном итальянцами, что обусловило космополитизм местной среды. Типографии появились в Лионе в 1473 г. и вскоре сделали город второй культурной столицей Франции благодаря издателям Доле, Грифу и другим. Коллеж Троицы с 1527 г. стал местом встреч эрудитов и любителей античности. Кружок поэта Мориса Сэва объединял поэтов, ученых, археологов.

Решающую роль в распространении книгопечатания сыграло покровительство короны. Во Франции за счет производства рукописной книги, занятия почетного и прибыльного, жило немало людей, и они враждебно встретили первые типографии. Но их протесты и жалобы натолкнулись на защиту типографов короной: в 1488 г. Карла VIII освободил типографии от всех налогов, а с 1507 г. издатель должен был получить разрешение короля на свою деятельность. Но до начала религиозной борьбы это было лишь способом выжить в условиях конкуренции. Преследование протестантов спровоцировало указ 1547 г., требовавший обязательного указания имени автора и издателя, места и года издания. Но к этому времени процесс уже вышел из-под контроля: возникли подпольные типографии, книги печатались с ложными данными или без их указания. Во Франции запылали костры из запрещенных книг, в 1546 г. на костер взошел Э. Доле — лионский издатель Рабле.

И все же процесс был необратим. Книга уничтожила привилегированность знаний, и частью этого явления были библиотеки. Шире распространялись частные библиотеки, существовавшие и раньше. С конца XV в. появляются муниципальные библиотеки, доступные горожанам. Французские короли целенаправленно собирают рукописи и книги, поощряя переводческую работу и книгоиздание. С этой целью в 20-е годы коллекция рукописей короны была перевезена из замка Фонтенбло в Париж, составив основу нынешней Национальной библиотеки. Библиотеками королей в замках Амбуаз, Блуа, Фонтенбло свободно пользовались французские и иностранные ученые. Наконец, ордонанс 1537 г. предписал всем издателям Франции присылать королю по одному экземпляру каждой изданной книги, превратив королевскую библиотеку в национальное хранилище книг.

Наши рекомендации