Появление адыгов в арабском мире и государство мамлюков
Одним из значительных и малоизученных отечественными учеными периодов истории адыгов является эпоха черкесских мамлюков в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В становлении и функционировании на протяжении нескольких веков в этих странах института мамлюков огромную роль сыграли горцы Кавказа, особенно адыго – черкесы. Они оставили неизгладимый след не только в истории военного искусства стран арабского мира, но и во всех областях их общественно – политической, экономической и культурной жизни. По признанию многих авторитетных военных специалистов и государственных деятелей, черкесская конница была самой лучшей в мире. Черкесским мамлюкам не было равных на поле боя. Они, презирая смерть, шли в бой и одерживали победу над врагом. Благодаря их отваге, при непосредственном их участии был создан новый тип государственности – мамлюкское государство.
Адыги – зихи и касоги - начали проникать в страны Ближнего Востока и Египет с 1Х - Х вв. Главным образом, это были девочки и мальчики в возрасте 10-15 лет, которые были куплены европейскими и мусульманскими купцами на рынках работорговли. Позже были и черкесы – наемники в личную охрану халифов и их войска. Вообще использование наемных воинов в армиях различных стран уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Например, воинов – наемников использовали в своих многочисленных военных кампаниях древнеперсидские, римские, византийские императоры.
Высоко ценились в этих войсках выходцы из горных стран. Горцы везде на всех континентах всегда отличались отвагой, выносливостью и большой физической силой. Суровые горные условия жизни с раннего детства воспитывали у их жителей указанные качества и решительность. Характер горцев всегда соответствовал той природе, в которой они проживали. Поэтому, зная эти особенности их характера, вожди всегда отдавали предпочтение им, нежели жителям степных зон.
История не один раз доказывала справедливость этих слов. Горцы воинственность и отвагу проявляли во все времена на различных театрах военных действий на протяжении тысячелетий истории человечества. В этом плане мы находим много общего у горцев Кавказа, Шотландии Пиренейского полуострова, Афганистана, Африки и Швейцарских Альп, Балкан и Дальнего Востока и т.д.
Иностранные работорговцы большими партиями поставляли мальчиков и девочек в страны Ближнего Востока, Османскую империю и Северную Африку, в первую очередь выходцев из Черкессии. На территории черноморного побережья Кавказа от Таны (Озов) до Себастополиса (Сухум) было основано около 40 генуцэзских колоний, поселений и стоянок, откуда невольников переправляли в генуэзский центр, расположенный в Крыму – Каффу, оттуда - в Египет и другие страны Востока.
В средние века широкое распространение получил также процесс найма черкесской молодежи на военную службу в зарубежье, главным образом, в восточные страны. В Египет, Османскую империю, Крымское ханство, Иран и др. В письменных источниках нередко встречаешься с фактами вербовки юношей из черкесских семей турецкими, египетскими, генуэзскими агентами. Один из таких примеров проводит турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби. Он пишет, что османский санджак бей (правитель санджака – административно – территориальной единицы в Османской империи. – К.У.) черкес Гази Сеид Ахмед – паша в юношеском возрасте был завербован на пристани и отправлен на службу к египетскому паше. Плату от агента получил один из родственников юноши. Иностранцы знали, что адыги не только смелые и отважные люди, но и физически были красивые, интеллектуально развитые, и на их долю выпала наибольшая слава в этих странах. В период средневековья и нового времени покупка рабов и их военная подготовка для последующей мобилизации в армию в арабских странах были поставлена на государственном уровне. В арабском халифате было две категории рабов – воинов: это гулями и мамлюки. В период Османского халифата появились еще багдадские кюлемены, сформированные по образцу египетских мамлюков. Сюда же следует отнести и османских янычар, которые появились в годы правления Мурада 1 (X1Vв.). Они были созданы по образцу гвардии арабских халифов. Янычары («ени чери»- новое войско) набирались из молодых христиан, попавших в плен к туркам. И. С.Хатко совершенно справедливо отмечает, что янычары по праву заслужили славу лучшей пехоты в мире, пронеся знамя османских султанов по многим странам Азии, Африки и Европы. Со временем они деградировали и стали постоянным источником беспокойства и нестабильности самой же Османской империи. И в 1826 г. в Стамбуле и во всех провинциях по приказу Махмуда 111 они были перебиты, и на этом их история закончилась.
Военные рабы долгие годы служили основой мощи вооруженных сил исламского мира. Мамлюки и янычары одержали не одну славную победу на различных театрах войны. Если янычары были лучшей пехотой в мире, то мамлюкская кавалерия была лучшей кавалерией в мире. Мамлюки были не только лучшими кавалеристами в мире, но многие из них впоследствии примерно, с Х111 в. стали крупными военачальниками и государственными деятелями, захватив власть, возглавили на целую историческую эпоху сирийско-египетскую империю Айюбидов, которая занимала важное стратегическое положение между христианским Западом и Востоком с его дикими ордами монголов. На всем протяжении существования института мамлюков в нем преобладали большей частью черкесы.
Что означает термин «мамлюк» ? «Мамлюк»- «тот, кем владеют», т.е. раб. Первоначально «мамлюк» означал исключительно приобретенный раб, т.е. купленный, в отличие от раба по рождению. Мамлюками называли рабов – воинов, приобретенных за определенную цену и служивших в султанской гвардии. Они позже получали свободу и достигали больших высот в военной и государственной карьере. С 1Х в. употребляется как синоним слова гулям (юноша, раб - воин), но обычно применительно к белым гулямам. В Х11- Х111вв. в Сирии и Египте термин, «мамлюк» вытесняет «гулям» термин. Слово «мамлюк» есть страдательное причастие от арабского глагола «мелк», т.е. владеть. Примененное к личности это слово означает, что она чья - нибудь собственность, т.е. раб. В более широком смысле этого слова термин «мамлюк»-, это невольник, которого использовали в качестве солдата армии или телохранителя. Как было сказано выше, мамлюк – это купленный раб, а не раб по рождению. Таким образом, термин «мамлюк» распространяется на всех купленных белых рабов – воинов, а также и на тех, кто впоследствии получил освобождение и стал наемником в армии или гвардии. Словом, мамлюки были целым сословием в арабском мире. Они впоследствии стали одной из самых главных социальной сил общества, которая влияла на экономическую, политическую и культурную жизнь арабов средневековья и нового времени.
Прообразом мамлюков были гулями – воины - рабы, составлявшие гвардию аббасидских и фатимидских халифов. В сочинении Хилала ас - саби «Установления и обычаи двора халифов» говорится, что гулями распадались на две основные корпорации: гулямов худжри - личных телохранителей халифа, охранявших внутренние покои, и гулямов дари, которые несли караулы вокруг дворца и на подступах к нему. Во время правления халифа ал Муктафи начальником полиции Багдада был адыг Назук, погибший впоследствии в стычке с тюркскими наемниками в 929 г. Гулями очень скоро заняли важнейшие рычаги политической и социально – экономической жизни арабского халифата и начали диктовать свою волю халифу. Костяк гулямов составляли выходцы Кавказа, особенно черкесы, ведших непрерывную борьбу с тюркскими и суданскими наемниками, которых было немало в Египте. И эта непримиримая борьба тюркских и черкесских гулямов явилась одной из причин развала халифата Аббасидов, а затем и Исиитской державы Фатимидов. Черкесские мамлюки и наемники занимали видное положение в Сирии и Египте уже в доайюбидскую эпоху (Х1 – первая половина Х11вв..). Как пишет В.Минорский; «…Черкесы в Сирии и Египте уважались местным населением (арабами. – К.У.) за их древние обычаи».
При дворе фатимидских халифов черкесы всегда составляли особую партию, несмотря на их формальную разобщенность по разным корпорациям. К Х111- XVIвв. их численность в арабском мире значительно увеличилась, и они одерживали не одну победу в боевых действиях с врагами мамлюкского султаната.
В Египте мамлюки появились при халифе аль - Азизе (975- 996 ).
Купленные на невольничьих рынках юноши размещались в специальных казармах и их обучали в закрытых учебных заведениях. Школы эти принадлежали самому халифу, а во времена мамлюкского султаната такие учебные заведения закрытого типа имели эмиры. Однако лучшими учебными заведениями оставались султанские школы, где воспитанники получали гораздо лучшее образование. Султанские школы находились в каирской цитадели и туда набирались лучшие из лучших рабов юношей и, главным образом, выходцев из Черкесии. В школы эти никто, кроме наставников – евнухов и хозяина, не имел права доступа. Юных невольников воспитывали в духе личной преданности особе монарха. Учебный план школы предполагал глубокое изучение арабского языка. Большое внимание уделялось чтению и письму, изучению основ мусульманской религии и шариата а также физической подготовке воспитанников. В число обязательных учебных дисциплин входили: верховая езда, уход за лошадьми, фехтование, стрельба из лука, верховая езда, владение всеми видами холодного оружия, борьба, плавание, и другие виды спорта. Словом, каждый воспитанник получал высокую интеллектуальную и физическую подготовку.
Начальник школы заводил на каждого воспитанника специальный дневник, и на протяжении всего периода обучения фиксировались его успехи и недостатки в учебе. Осуществлялась индивидуальная работа с каждым учеником, выявлялись его сильные и слабые стороны. Система обучения была довольно жесткой: тот, кто отставал от своих товарищей в учебе, к окончанию школы не получал освобождения, т.е. оставался рабом. Такие мамлюки назывались куттабийца. Они не имели права на все те вещи и блага, что получали освобожденные мамлюки.
Например, последние ежемесячно получали жалованье, специальное пособие на экипировку, мясные и фуражные пайки, оружие, лошадей и, наконец, феодальный лен, доходы с которого шли его владельцу, и только ему. Тем не менее в экстренных случаях куттабийа получали свободу и все, что с ней связано, при своеобразном появлении «вакансий» на статус мамлюков. Такая возможность могла появиться в результате эпидемий различных болезней, которые уносили жизни сотен людей, в том числе и мамлюков, или уменьшения их численности после тяжелых военных кампаний. Мамлюки освобождались в основном большими группами по 300, 400 и 500 человек. Но были случаи персонального их освобождения. Например, персонально были освобождены в свое время Баркук, Джакмак и Туманбай. Джамкак, к примеру, находился в школе аз - Замам и своего брата Джаркаса ал - Музари, который был эмиром и возглавлял школу мамлюков султана. Он, как лидер бурджитов, имел огромное влияние на султана Баркука, поскольку в свое время помог ему взойти на трон. Джакмак был освобожден отдельно потому, что его браг Черкес добился для него место в рядах султанских мамлюков после смерти одного из них – его бывшего воспитанника. Таким образом, для того чтобы быть освобожденным персонально, надлежало являть собой объект особых привилегий.
Султан имел права приобретения не освобожденных мамлюков своего предшественника и впоследствии освободить их самому, если он этого заслуживал. При этом строго соблюдались интересы родственников умершего султана, и покупка происходила в присутствии верховных кадиев. Султаны следили за тем, чтобы мамлюки освобождались по строго определенным правилам, согласно шариату.
Мамлюк не достигший совершеннолетия, не подлежал освобождению. В случае, если акт освобождения происходил с нарушениями этих правил, он считался недействительным, а мамлюк подвергался формальной покупке и повторному освобождению, даже если он имел ранг эмира сотни.
В мамлюкской среде существовала жесткая иерархия, в том числе и по этническому признаку. В первую очередь на успешную карьеру могли рассчитывать кипчаки и черкесы, т.е. тюрки и черкесы. Мамлюки эмиров занимали менее выгодное положение, нежели султанские мамлюки. Другими словами, последние были как бы мамлюками «первого сорта», а эмирские – «второго».
Взаимоотношения между мамлюками были строго регламентированы. У них был свой кодекс чести. Каждый мамлюк обязан был проявлять солидарность со своими товарищами по казарме весь период обучения. Такую же преданность он должен был проявлять и к своему хозяину. Эта преданность нисколько не ослабевала и после освобождения мамлюка, и после гибели или отставки его господина. В последнем случае она переходила на всех членов его семьи и особенно на сыновей.
Одним из важнейших принципов мамлюкского института было то положение, что ранг и должность мамлюка не могли передаваться по наследству сыну. Сыновья эмиров не входили в правящий класс. Они составляли основной костяк конного ополчения халка, который комплектовался на добровольной основе из наемников арабского, туркменского и курдского происхождения, и занимали в нем лидирующее положение. Однако впоследствии, в период мамлюкского эмирата (1711- 1799), большое число сыновей эмиров возводилось в ранг беев и санджак – беев.
Между мамлюками разных эмиров существовало острое противоречие и нередко оно переходило в открытые столкновения.
Мамлюки одного эмира именовались хушдашами («братьями». - К.У.), т.е. они становились побратимами, и всегда каждый мамлюк оказывал всяческую поддержку своему собрату. Но следует отметить, что внутри одного мамлюкского братства господствовало острое соперничество, а против других мамлюков мгновенно братство объединялось и сообща боролось с чужими. Мамлюки разных эмиров не могли объединяться в одну партию и даже на поле битвы сражались под штандартом только своего эмира. Каждая мамлюкская группировка имела своей знак на одеждах, оружии и доспехах, чаще это был герб их эмира. Эти взаимоотношения отрицательно оказывались на их боеспособности, на исходе той или иной военной кампании.
Мамлюки уходящего с престола султана должны были покидать цитадель и уступать место мамлюкам следующего султана, который занимал этот высокий пост. Каждая мамлюкская группировка продолжала существовать до смерти последнего мамлюка из ее членов. Каждая мамлюкская партия называлась по имени ее патрона. И каждая мамлюкская группировка старалась посадить на трон своего лидера, что приводило к частым уличным стычкам, нередко переходящим в настоящие военные столкновения. Поэтому не случайно многие страницы мамлюкских хроник пестрят описаниями этих столкновений.
Мамлюки, купленные султаном уже после восшествия на престол, назывались «привезенными» («джильбани») в отличие от мамлюков – каранис, т.е. мамлюков- ветеранов, особенно опытных в военном деле и обладавших большим богатством. После прохождения учебы в казармах цитадели «приведенный» мамлюк мог быть избран для освобождения самим султаном и такие церемонии освобождения проводились как минимум, один раз в год. Бывший мамлюк – раб мог быть назначен в круг обслуживающих султана лиц. Высшим званием была должность виночерпия. Формально он оставался в числе султанских мамлюков до тех пор, пока не повышался в ранг эмира третьей степени - эмира десятка . Далее он мог быть повышен последовательно до второго ранга («Эмир сорока») и затем первого ранга («эмир сотни»). Последний, самый высокий ранг накладывал на мамлюка уже обязанности военачальника: в военное время он командовал тысячей всадников. Самым низким эмирским рангом было командование пятью мамлюками. Эту своего рода капральскую, должность получали опытные мамлюки за выслугу лет либо в ожидании настоящего эмирства.
В бурджитский период выходцы с Кавказа (черкесы) сразу получали эмирское звание, что крайне возмущало тех, кто годами добивался повышения по служебной лестнице. Число воспитанников султанской военной школы в период правления черкесских мамлюков не превышало нескольких сот единовременно.
Следует также отметить, что в период мамлюкского султаната (1250- 1517) приобретались в основном рабы – юноши немусульманского происхождения, пополнявшие ряды мамлюков. Эти были либо христианского, либо «варварского» происхождения. Если среди ввозимых в Египет невольников оказывались юноши мусульманского вероисповедания, которые могли доказать свою принадлежность к исламу, покупка аннулировалась, а им возвращались все права вольных людей.
Был такой случай в истории мамлюков: когда в 1394г. Тамерлан (Тимур) прислал девять мамлюков в подарок Баркуку, то оказалось, что, за исключением одного, ни один из них не был мамлюком. Это были знатные жители Багдада. Естественно, все они получили свободу и пользовались благосклонностью самого султана Баркука.
Работорговцы купцы пользовались большим авторитетом в Египте. И это не случайно. Дело в том, что они поставляли живой товар, от регулярности доставки которого зависела мощь мамлюкского султана. Более того, многие эмиры и мамлюки через этих купцов поддерживали связь со своей исторической родиной, разыскивали родственников и даже вызывали их к себе. Так, например, к эмиру – диктатору Таза из Черкесии приехали его отец и брат. Купец Усман, привезший в Египет мальчика по имени Баркук, через много лет доставил по просьбе великого султана его отца. Баркук очень уважал своего первого наставника и, верный адыгскому этикету, никогда не садился в его присутствии.
Таким образом, черкесы сыграли огромную роль в создании в арабской мире института мамлюков, который охватывает целую эпоху в его истории. После захвата Египта турками – османами этот институт не претерпел особых изменений. К.М.Базили писал, что «мамлюки сохранили под турецким правлением древнее свое устройство – число их простиралось от 10 до 25 тыс. человек. Они состояли под начальством 24 беков, из коих каждый управлял одним округом Египта (санджаком) на праве феодальном и имел свою милицию. В милиции первое место занимали мамлюки чистой черкесской крови, покупкой приобретенные беком. По смерти каждого бека его милиция, или по здешнему выражению, его дом, избирала преемника не из детей его, а из своей среды, т.е. из покупных невольников».
Черкесы еще долго играли, важную роль не только в институте мамлюков. Они также оказывали значительное влияние на политическую и экономическую жизнь арабского мира. А в его вооруженных силах черкесы занимали ключевые позиции. Например, по утверждению авторитетных специалистов, половина офицеров египетской армии в период с 1824 г, до конца 70-х гг. Х1Х в. были черкесскими мамлюками вице – короля.
Несмотря на то, что институт мамлюков теперь уже принадлежит истории, его эпоха была одной из ярких страниц Ближнего Востока и Северной Африки, где заметный след оставили храбрые и мудрые представители многострадального народа черкесов (адыгов).